Конспект урока "Город полусумасшедших".Петербург Достоевского.
Оценка 4.8

Конспект урока "Город полусумасшедших".Петербург Достоевского.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл +1
05.01.2017
Конспект урока "Город полусумасшедших".Петербург Достоевского.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.
конспект урока по Достоевскому Петербург.doc

УРОК . «Город полусумасшедших». Петербург Достоевского.

      Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.

Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить человека от этого мира.)

Как же показан этот мир, символом которого является Петербург?

Работа проводится в группах:

1-я группа. Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть.

2-я группа. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя.

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа — города-призрака.

3-я группа. Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.

И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик.

4-я группа. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». (Ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Екатерины Ивановны; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница».

У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.


УРОК . «Город полусумасшедших»

УРОК . «Город полусумасшедших»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017