Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)
Оценка 4.8

Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
18.02.2017
Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)
конспект урока гражданское общество и государство.docx
Класс: 9 класс Тема урока: Гражданское общество и государство. Организационный момент: 1 мин.  ­ приветствие учеников, напоминание о сдаче в конце  урока тетрадей с выполненным домашним заданием (таблица «Развитие учения о правовом  государстве»).  Правильный ответ в заполненной таблице:  Мыслитель Платон  (427­347 гг. до н.э.) Аристотель  (384­322 гг. до н.э.) Цицерон (106­43 гг. до н.э.) Идеи Государство возможно только там, где господствует справедливый  закон (закон как «владыка» над правителями) Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой­либо  форме государственного строя Право должно быть выше власти (государство должно иметь такое  устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама  власть подчинена праву) В государстве должны верховенствовать (занимать главное  положение) юридические законы, поэтому:  1)провозглашаются юридические законы, 2)признаются естественные, неотчуждаемые права человека, 3)осуществляется разделение властей Вся власть в государстве должна делиться на:  1) законодательную (создает законы), 2) исполнительную (приводит законы в исполнение) 3) судебную (судит нарушителей закона) Важно, чтобы различные власти взаимно контролировали и  сдерживали друг друга Категорический императив (абсолютно обязательное требование) в  сфере государственного устройства: государство должно быть  правовым, с разделением властей Дж Локк (1632­1704 гг.) Ш. Монтескьё (1689­1755 гг.) И. Кант (1724­1804 гг.) Работа с индивидуальными заданиями (задания на закрепление ранее изученного) – 10 мин.:  1. Задача: В государстве У народ признан источником власти, действуют институты гражданского общества. Законодательная и исполнительная власть сосредоточена в руках   верховного   правителя,   суд   независим.   В   государстве   действует   закон, согласно которому высшие должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности только за преступления против личности и против государственной власти, а за остальные виды преступлений нет. Вопрос:  Можно   ли   назвать   государство   У   правовым?   Почему?   (свой   ответ аргументируйте) 2. Задача:  Государство   Х   –   республика,   граждане   которой   имеют   возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о   своей деятельности перед   избирателями   Альтернативные   выборы   осуществляются   на   основе многопартийной системы.  Вопрос: Можно ли на основе приведённой информации сделать вывод о том, что Х – правовое государство? Почему? (свой ответ аргументируйте) 3. Воспроизведите недостающие элементы в схеме «формы государства»:  1. По форме правления       2. Политический режим      3. ……………….. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 1. ………………….           1.  …………………..           1. унитарное 2. ………………….           2.  ……………………         2. федеративное                                               3. …………………… 4. Перечислите все признаки государства (правильный ответ: территория, публичная  власть, суверенитет, принуждение, налоги и сборы, эмиссия денег, обязательность  членства, государственная символика).  5. Напишите определение следующих понятий: «государство», «политический режим»,  «гражданство», «политическая власть», «политика» Правильный ответ:  Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом  и обладающая суверенитетом. Политический режим – совокупность средств и методов осуществления политической  власти. Гражданство – устойчивая политико­правовая связь человека с государством,  предполагающая определенные права, обязанности и ответственность.  Политическая власть – способность и возможность проводить определенную политику,  используя политические партии, организации, государство. Политика – сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению  общих интересов с помощью политической власти. Вступление: 5 мин. работа с диаграммой – опросом «Кому из политических деятелей вы  доверяете в наибольшей степени?»        В стране Х был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос:  «Кому из политических деятелей вы доверяете в наибольшей степени?» Полученные  ответы (в % от числа отвечающих) представлены в виде диаграммы:   руководителям правоохранительных органов президенту 9% 8% 11% главе правительства 14% депутатам парламента 41% лидерам политических партий 17% командованию армии Комментируя полученные данные, журналисты высказали ряд суждений. Отметь те из них,  которые действительно опираются на результаты опроса. 1. Рейтинг президента страны существенно снизился за последние месяцы. Вероятно,  это следствие нерешённых экономических проблем.  2. Для победы на следующих парламентских выборах лидерам партий придётся  приложить значительные усилия – их идеи непопулярны у потенциальных  избирателей. 3. Президенту пора задуматься о смене главы правительства, поскольку большинство  граждан не испытывают к нему доверия.  4. Страна гарантирована от военного переворота, поскольку военные не пользуются  доверием граждан.  Правильный ответ: 2, 3        Может ли государство существовать без поддержки своих граждан? Может ли жизнь  общества проходить без участия государства? Государство – это важнейший элемент  политической сферы жизни общества, в свою очередь политическая сфера – это одна из  областей жизнедеятельности общества, значит, говоря о государстве, мы не можем не  обращать внимания на вопросы жизни общества, как и наоборот, говоря об обществе не  упоминать про государство. Однако в обществе есть те организации, объединения, группы,  которые существуют относительно самостоятельно, в них действуют негосударственные  отношения. Для обозначения таковых используется термин «гражданское общество».  Основная часть урока.         Синий учебник – стр. 39.        Зеленый учебник – стр. 36­37        Работа с ситуацией (выделена в тексте учебника) про военкомат и про общественную  организацию охраны: прочитать и ответить на вопросы:  1. В чем заключается различие между этими двумя ситуациями? От кого направлены  требования? (в 1­ой – от государства, во 2­ой – от общества) 2. Что объединило студентов в единую общественную организацию? (общий интерес,  понимание того, что отстаивать свои интересы лучше вместе, чем по одному,  результативнее).        Зап. в тетрадь понятие (стр. 217,202): гражданское общество – совокупность  внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих  разнообразные интересы и потребности членов общества, огражденная от вмешательства  государства законами.         Объяснение учителем: (фиксируется на доске): ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Социальные ­ большой вес в  обществе среднего  класса Экономические ­ частная  собственность ­ многоукладная  экономика ­ свободный рынок и  конкуренция Политико­правовые ­ юридическое  равенство граждан ­ обеспечение прав и  их защита ­ децентрализация  власти ­ политический  плюрализм Культурные ­ высокий  образовательный  уровень населения ­ обеспечение прав  человека ­ свобода слова и  мысли СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (общности людей) ­семья ­ церковь ­ независимые СМИ ­ политические партии ­ общественно­политические организации и движения (антивоенные, экологические,  правозащитные) ­ союзы предпринимателей, потребителей, кооперативы ­ спортивные сообщества ­ научные, культурные организации ­ благотворительные фонды ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА:  1) Способствует формированию органов государства, 2) Защита интересов граждан и их объединений 3) Обеспечение социализации и воспитания граждан 4) Обеспечение справедливости законов Выполнение задания (письменно в тетради): Любые общественные организации можно  подразделить на два вида: формальные и неформальные. Какие различия существуют  между формальными и неформальными организациями? (вопрос ученикам) Ответ:  Формальные группы имеют устав, программу или другие документы, в которых излагаются цели и задачи такой организации, порядок формирования, деятельности и т.д.,  официальную юридическую регистрацию в органах власти, неформальные ­  не имеют всего вышеперечисленного.  Задача: распределить из приведенного списка организации по их видам: на  формальные и неформальные (Ответ: формальные – 1,3,6­14, неформальные – 2,4,5)  1. Профессиональный союз металлургов 2. Дворовая футбольная команда 3. Ассоциация преподавателей университетов России 4. Клуб подготовки к рождению ребенка 5. Объединение соседей по подъезду 6. Негосударственный центр детского творчества 7. Дачный кооператив 8. Товарищество собственников жилья 9. Демократическая партия 10. Негосударственный пенсионный фонд 11. Союз предпринимателей России 12. Фонд помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации 13. Организация ветеранов войны 14. Городской союз композиторов Домашнее задание:  Синий учебник, зеленый учебник  ­ читать параграф 5,  особое внимание уделить п.  «местное самоуправление», при наличии принести Конституцию РФ Закрепление:  Синий учебник – стр. 47 – зад.№1 Зеленый ученик – стр. 44 – зад. №1

Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)

Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)

Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)

Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)

Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)

Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)

Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)

Конспект урока "Гражданское общество и государство" (9 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017