Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»
Оценка 4.7

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
15.03.2018
Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»
Презентация к уроку "Углерод биогенный элемент " для уч-ся 9 учебник химии О.С. Габриелян
конспект урока углерод биогенный элемент..docx
Технологическая карта урока «Углерод биогенный элемент» Курдубина Галина Николаевна, учитель химии и биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Жирновская средняя общеобразовательная школа» Тацинского района Ростовской области 1 тема класс Краткая аннотация урока Углерод биогенный элемент 9 Рекомендуемые сроки Тема ­ Углерод.  Март месяц. проведения Профиль базовый Наглядные пособия Таблица Менделеева, кристаллические решетки  графита, алмаза, схема круговорота веществ Оборудование для  учителя Колба,  воронка, фильтры, стеклянные палочки,   химические стаканчики с 50 мл раствора  перманганата калия, измельченные таблетки  активированного угля.  Стакан с сахаром и конц.  серная кислота.                                                                 Модели кристаллических решеток графита и алмаза;  образцы изделий из графита (карандаши, электроды)  и сажи (тушь, краски, резина);  древесный уголь;   противогаз, бытовой фильтр для воды; ПСХЭ. Оборудование для  учащихся Пробирки с раствором перманганата калия  стеклянные палочки, активированный уголь Электронные  образовательные  ресурсы Элементы содержания урока Презентация. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/cdc7c009­ 0534­7300­f45c­6322687fc743/084.wmv  ­ видео опыт. Интегрированный урок  по биологии и химии с  актуальными проблемами современной экологии « Углерод биогенный элемент».С использованием  элементов   системно­деятельностного подхода.  Используются представления о взаимосвязи состава,  строения, свойств и биологической функции  вещества. Дополнительная  литература О.Г. Габриелян настольная книга учителя химии 9  класс, М. 2012. 2 Денисова В.Г., составление 2010 ООО « Планета,  2011 мастер­класс учителя химии. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. универсальные  поурочные разработки М.2014. Л.А Попова открытые уроки биологии 9­11 класс  Москва « ВАКО»2011г. Конспект интегрированного урока химии и биологии Предмет: химия и биология, с элементами экологии. Класс: 9 Тип урока: Комбинированный. Тема «Углерод биогенный элемент». Цели и задачи урока. Образовательные:  формирование   представлений   о   строении,   свойствах   и применении   углерода,   алмаза   и   графита;   повторение   строения   атома, аллотропии на примере углерода; характеристика физических и химических свойств   углерода;   продолжить   формировать   умения   прогнозировать окислительные веществ; изучить явление адсорбции дать понятие о биогенных элементах,  расширить знания о круговороте биогенного элемента углерода; показать основные этапы поглощения этих элементов, движение их по цепям питания и возвращение в неживую природу. восстановительные свойства     и     Развивающая  ­   установление   причинно­следственных   связей   (строение свойства ­ применение); развивать логическое мышление, умение сравнивать, выбирать главное.  Воспитательная  ­   воспитание   культуры   общения,   культуры   труда; воспитание   желания   активно,   с   интересом   учиться,   создать   условия   для развития   познавательного   интереса   и   творческих   способностей   в   процессе работы   с   различными   источниками   информации,   воспитывать   культуру поведения   при   фронтальной,   индивидуальной   и   групповой   работе. Метапредметные УУД.  ­ ЛичностныеУУД:  развить навыки владения коммуникативными нормами и правилами   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками,   учителями   в процессе учебной деятельности, привить любовь к природе. 3 ­  Регулятивные   УУД:  научиться  отвечать   на   поставленные   вопросы; принимать   учебную   задачу;   адекватно   воспринимать   информацию   учителя, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. ­  Коммуникативные   УУД:   развивать   умение   устанавливать   связь   между знаниями в области химии и биологии; понимание необходимости получения глубоких   знаний   по   химии   для   использования   их   на   уроках   биологии   и экологии. ­  Познавательные УУД:   продолжить формировать умения анализировать, сравнивать   объекты,   делать   выводы;   систематизировать   информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; работать с учебной литературой,   проводить   химический   эксперимент;   формировать   умения работать индивидуально и в группах.  Оборудование и реактивы: колба,  воронки, фильтры, стеклянные палочки, химические стаканчики с 50 мл раствора перманганата калия, измельченные таблетки активированного угля.   Стакан с сахаром и конц. серная кислота. Модели   кристаллических   решеток   графита   и   алмаза;   образцы   изделий   из графита (карандаши, электроды) и сажи (тушь, краски, резина);   древесный уголь;  противогаз, бытовой фильтр для воды; ПСХЭ. Межпредметные связи. Экология, биология. Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. Ход урока. I.Организационный   этап. деление класса на 5 рабочих группы.  1 мин. Девиз урока:  «Знание –орудие , а не цель.» Л.Н. Толстой. Учитель   химии   сообщает   детям,   что   урок   сегодня   необычный   – интегрированный с элементами биологических и экологических знаний. Для изучения   нового   материала   необходимо   повторить   часть   предыдущего   и просит открыть таблицу Менделеева.  Приветствие,   проверка   готовности   к   уроку, 1.1. Актуализация знаний. (3мин.) Фронтальный опрос. ­Где   в   периодической   таблице   Д.И.   Менделеева   находятся   элементы неметаллы? Перечислите неметаллы пятой группы главной подгруппы. Что общего в строении атомов неметаллов? Какую высшую степень окисления проявляют? Назовите основные соединения фосфора и их свойства. 4 1.2. Мотивация к учебной деятельности (3 мин). На   что   же   направим   нашу     деятельность   сегодня?  А     изучать     мы   будем элемент, который играет особую роль в живой природе, который входит в состав многих известных для вас веществ.  Для определения элемента я вам предлагаю, прослушать стихи:  Ох, как вездесущ я, как не кто другой. Уголь, нефть, алмазы­ дружат все со мной, И в графите тоже, верьте, содержусь И всегда так было. Этим и горжусь! Организм животный ­ это тоже я. Да я жизнь рождаю. Вот судьба моя. Элемент этот образует около десяти миллионов соединений О каком элементе идет речь? (Углерод). 1.3.Формулирование темы урока, постановка цели .  Записать в тетрадь тему урока «Углерод».  В процессе работы над заданиями мы должны:  –   уметь   применять   знания   для   характеристики   химического   элемента   по положению в Периодической системе; нахождение углерода в природе; – изучить аллотропные модификации углерода; – изучить химические свойства, значение  и применение углерода; ­показать связь  с живыми организмами, доказать что это биогенный элемент. 2.Основной этап. Изучение нового. (10 мин). 2.1 Группы получают задание . ­Углерод – химический элемент.(1 группа)  стр. 232 ­Углерод – простое вещество.(2 группа) стр. 233 ­Аморфный углерод.   Адсорбция.(3 группа) стр. 235 ­ Химические свойства простого вещества; .(4  группа)стр.235 ­ связь углерода с живой и не живой природой.( 5 группа) стр. 239­240. Изучают по мере прочтения сообщают информацию. 2.2 Первая группа  делает  вывод по  строению атома  о свойствах  углерода окислительных и восстановительных. (3 мин) Учитель рассказывает о том, что углерод играет особую роль в природе. Все без   исключения   живые   организмы   построены   из   соединений   углерода. Особенностью атома углерода является их способность соединяться между собой,   образуя   сколь   угодно   длинные   цепи,   которые   могут   быть   и разветвленными,   содержащими   миллионы   и   миллиарды   атомов   углерода, соединенных с атомами других элементов (самые из известных молекул – это молекулы белков, содержащих до миллиарда углеродных звеньев), а так же жиры   и   углеводы.   Далее   преподаватель   осуществляет   демонстрационный  «Обугливание   сахара опыт   получение   углерода   из   углеводов. концентрированной серной кислотой»,  записывает уравнение реакции. 5 C12H22O11 + 2H2SO4= 2SO2 +13H2O + 11C + CO2 2.3 вторая группа  отвечает на вопросы (3 мин) Причины аллотропии углерода. Сходство алмаза и графита. ­Почему так разнится применение алмаза и графита. ­   Какой   тип   связи   должен   быть   в   кристаллической   решетке   любой аллотропной модификации углерода?  ­ Посмотрите на кристаллическую решетку алмаза. Каждый атом углерода в ней   образует   связь   с   четырьмя   соединениями,   все   связи   равноценные,   что обусловливает высокую прочность. Какой вывод можно сделать? ­А теперь обратите внимание на кристаллическую решетку графита. В чем ее отличие от кристаллической решетки алмаза?  2.4 Третья группа сообщает аморфные свойства графита.(3 мин) Учитель подводит уч­ся к первичному обобщению и выводу о свойствах и строении углерода и называет  сорта графита: кокс, уголь, сажу. Предлагает изучить свойство активированного угля, которое позволяет его использовать в медицине. (Презентация видеоролик).  Учащиеся осуществляют лабораторный опыт  «Изучение адсорбционных свойств угля». Для этого они повторяют технику   безопасности,   наливают   в   пробирки   по   2мл   раствора   KMnO4, опускают   по   таблетке   активированного   угля   и   наблюдают   обесцвечивание раствора. 2.5   Четвертая   группа   изучала     химических   свойств   углерода   учащиеся комментирую   их   ,   все   записывают   в   тетрадь     назвая   свойство   и   названия получившихся веществ.( до5 мин.) Разминка – гимнастика для глаз. 2.6.Учитель элементах. Различают   две   группы   питательных   веществ:   элементы   условно называют биогенными (дающими   жизнь)   элементами,   или питательными. К макротрофным веществам   относятся   элементы,   которые   составляют химическую   основу   тканей   живых   организмов.   Это углерод,   водород, кислород,   сера. Микротрофные вещества включают в себя элементы и их соединения, также необходимые для существования живых систем, но в исключительно малых количествах. Такие вещества часто называют микроэлементами. Это железо, марганец,   медь,   цинк,   бор,   натрий,   молибден,   хлор,   ванадий   и   кобальт. Недостаток   микроэлементов   может   оказывать   сильное   влияние   на   живые организмы (в частности, ограничивать рост растений), так же как и нехватка биогенных элементов. Биогенные элементы благодаря участию в круговороте могут использоваться неоднократно. Запасы биогенных элементов непостоянны: некоторая их часть связана   и   входит   в   состав   живой   биомассы,   что   снижает   количество, остающееся в среде экосистемы. И если бы растения и другие организмы в рассказывает   кальций, биогенных   азот,   фосфор,   калий,   магний,     о     6 конечном счете не разлагались, запас питательных веществ исчерпался бы и жизнь на Земле прекратилась. Отсюда можно сделать вывод, что активность гетеротрофных   организмов,   в   первую   очередь   редуцентов,   —   решающий фактор поддержания круговорота биогенных элементов и сохранения жизни. Цепочка Продуценты­ консументы ­редуценты). 2.5. Пятая группа знакомит со своей версией круговорота углерода в природе. (3 мин) Учащиеся   называют   вещества   живой   и   не   живой   природы   входящие   в круговорот углерода.( Слай презентации № 13) Вода, углекислый газ СО2 (фотосинтез), кислород О2 (фотосинтез), дыхание, азот  N2 (атмосферный –  азотфиксация),  образуется  в  результате  грозовых разрядов, карбонаты  СаСO3 (в почве), фосфаты и нитраты (органический и почвенный), микроэлементы – неметаллы. 4.   Закрепление   экологического   блока.   Отвечают   на   проблемный   вопрос учителя: 4.1. Каким образом производственная деятельность человека может повлиять на  круговорот углерода в природе? Уч­ся высказывают предположения. Демонстрация слайда № 14­15. (­ углекислого газа в атмосфере увеличилось за последние 70 лет на 11%. Это привело   к   возникновению   «парникового   эффекта»   и   повышению среднегодовой температуры. При дальнейшем увеличении темпов сжигания топлива содержание углекислого газа в атмосфере увеличится в 10 раз.) 4.2.   Докажите,   что   круговороты   неметаллов   в   природе   –   это биогеохимические процессы: Выслушиваем мнения уч­ся Демонстрация слайда № 16 (­  Химические  элементы:  кислород,  азот,  фосфор, углерод, водород –  это самые распространённые элементы в земной коре и живых организмах. Это биогенные элементы. ­   Соединения   этих   элементов   выполняют   в   живых   организмах   главные функции. ­ Соединения этих элементов включены во все звенья основных круговоротов веществ.) 4.3 Закрепление материала. Выполнить тест                 1.Углерод НЕ может проявлять степень окисления А) ­4  Б) +2  В) +6   Г) 0 2.Кристаллическая решетка алмаза А) атомная Б) молекулярная  В) ионная  Г) металлическая 3.  Вещество серого цвета с металлическим блеском, оставляющее след на  бумаге и руке?             А) алмаз Б)графит В) карбин Г) фуллерен 4. Сколько аллотропных модификации имеет углерод?           А)1 Б)2 В)3 Г)4 7 5.Число электронов  у  атомов  углерода:  А) 12   Б)6   В)15    Г)14. (4.4 При двух часовом уроке можно продолжить дискуссию по экологии и  философии  обсуждение правил взаимодействия человека и природы) « Всё связано со всем». « Все должно куда­то деваться» « Природа знает лучше» « Ничто не дается даром» Американский эколог Барри Комманер. 5. Итог урока.(комментирование оценок) 6 Рефлексия. 7 Д.з. 33 стр. 232­242 упр. 8 по заданию. 8 Технологическая карта урока Этапы урока Организационны й момент (1мин). Проверка  теоретических    знаний и навыков (3 мин.) Деятельность учителя Проверка готовности  обучающихся, их настроя на  работу. Установление  психологического контакта между преподавателем и  учащимися.  Делит класс на группы. Организует фронтальную беседу по предыдущему материалу. личностные Создание  благоприятног о  эмоциональног о настроя Отвечают,  слушают,  дополняют  ответы  товарищей. учащихся Приветствие.  Готовность к  уроку Знают  основные  свойства  неметаллов,  отвечают на  вопросы по  домашней  работе. Мотивация  учебной  деятельности.  Подводит обучающихся к  формулированию темы и  постановке целей урока Слушают  стихи,  формулирую установление  учащимся  значения  Готовность к  изучению новой  темы с  9 Планируемые результаты метапредметные предметные   к способны самостоятельном у усвоению новых   знаний   и умений .   обучающиеся знают особенности строения атомов, различие   в физических свойствах   и сходство   в химических свойствах неметаллов.  оценка —  выделение и  осознание Формулировка  темы и целей  урока (3 мин.) Формирование    новых знаний,  совершенствоние умений и  навыков  (25 мин.) Координирует действия,  акцентирует внимание на важных  моментах темы. Демонстрирует  презентацию и демонстрационные  опыты. Помогает уч­ся  анализировать, сравнивать,  классифицировать и обобщать  понятия; давать определение  понятиям на основе изученного на  различных предметах учебного  материала. Контролирует ведение  записей в тетради. Первичное закрепление Организует фронтальную,  индивидуальную беседу.  т тему урока, отвечая на  вопросы;  называют  цель урока Осмысляют  теоретически й материал  учебника и  доп.  литературы,   делают  записи в  тетрадях,  отвечают на  поставленные вопрос,  делают  выводы Умеют  обобщить  10 результатов  своей  деятельности  для  удовлетворени я своих  потребностей,   мотивов,  жизненных  интересов; установление  учащимся  значения  результатов  своей  деятельности  для  удовлетворени я своих  потребностей,   мотивов,  жизненных  интересов; применением  предыдущих  алгоритмов. ­  структурировани е знаний; ­ осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме; обучающимс я того, что  уже усвоено  и что ещё  нужно  усвоить, Знают  особенности  строения,  различие  физических и сходство  химических  свойств  углерода  называют  биогенные  элементы и  вещества Знают  результаты  Анализировать,  сравнивать,  Знают, как  использовать материала (7 мин). корректирует  работу  обучающихся в группах. Задает  проблемные вопросы. Организует  выполнение задания.  Комментирует выставляемые  оценки. Рефлексия. Выставление оценок. ( до3 мин.) Комментирует выставляемые  оценки. Организует выполнение  задания учебный  материал,  делать  выводы,  обосновываю т жизненные  ситуации,  экологически е проблемы. Высказывают  отношение к  уроку  в  форме  завершения  предложение собственной  работы на урок Самостоятельн о осознавать   причины своего успеха или  неуспеха и  находить  способы  выхода из  ситуации  неуспеха. е Умеют  проводить  оценку  собственных  действий и  сравнивать с  другими. Инструктаж   по выполнению домашнего задания Разъяснение домашнего задания  визуальный контроль записи. Знают  содержание  дифференци рованного  Имеют  представле ние, как  выполнить  11 полученные  знания при  выполнении  заданий Умеют  проводить  оценку  собственных  действий классифицироват ь и обобщать  понятия: Давать  определение  понятиям на  основе  изученного на  различных  предметах  учебного  материала ­ рефлексия  способов и  условий  действия,  контроль и  оценка процесса  и результатов  деятельности; Могут внести  предложение, что выучить по  биологи и (3мин.) домашнего  задания   задание экологии 12

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»

Конспект урока химии 9 класс тема «Углерод биогенный элемент»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018