Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"
Оценка 5

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
10.12.2017
Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"
Публикация является частью публикации:
ракообразные.docx
Урок биологии в 7 классе.                                     «_____»________________ 20 ___ г. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Цель.  Способствовать формированию представлений об особенностях строения и  многообразия живых организмов типа Членистоногие; создать условия для формирования  умения выделять признаки приспособленности к среде обитания членистоногих на примере класса Ракообразные. Задачи. Образовательные: рассмотреть общие черты строения и жизнедеятельности типа  Членистоногие; раскрыть основные особенности строения,  процессов жизнедеятельности и поведения ракообразных; раскрыть их роль в сообществах, жизни человека; выделить  признаки приспособленности ракообразных к водному образу жизни Развивающие: продолжить формирование умение составлять морфологическое описание  изучаемых объектов  и участвовать в поиске информации; развивать умения работы  с  различными информационными источниками;  анализировать текст и заполнять таблицы,  делать обобщающие выводы; Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к живой природе Планируемые результаты. Предметные. Обучающиеся  узнают: особенности строения ракообразных, их многообразие, среды  обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и  жизни человека. Обучающиеся научаться: находить отличия ракообразных от других многоклеточных  организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни  и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека. Метапредметные: Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и  поискового характера Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником;  прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень  отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей  при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая  их фактами. Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой  природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний;  владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать,  сравнивать, делать выводы)  Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Изучение новой темы. 1. Общая характеристика типа.  Работа в парах с текстом. Прочитайте текст «Тип Членистоногие».  Тип Членистоногие. Название типа дано за характерную членистость  ног у его представителей. Тип  членистоногие – самый многочисленный в мире животных,  насчитывающий более 1млн  видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную,  наземную, воздушную. Первоначально это были водные животные. Они дали начало всему  разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и  насекомых.Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи,  насекомые и другие. Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести  вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой.   Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином.  После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется  только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из­за этого свойства  хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи  различно: от 3 у мух до 25­30 у поденок.      Полость тела членистоногих смешанная: она образуется на ранних стадиях развития при  слиянии первичной и вторичной полостей. Кровеносная система незамкнутая. У  членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у  некоторых – слуха. Они  играют важную роль в природных биоценозах, имеют важное  практическое значение. Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика »,  составьте общую характеристику типа, дополнив следующие фразы. Тип Членистоногих насчитывает более ... Включает 3 класса: .... Среда обитания .... Тело покрыто .... покровом, который является ... скелетом. Конечности имеют .... строение. Для них характерна ………­ смена покрова при росте животного. Полость тела членистоногих ... Кровеносная система ... Хорошо развиты органы ... 2. Класс ракообразные. Все движутся вперед, А он наоборот, Он может два часа подряд Всё время пятиться назад. О каком животном идет речь? Из какого произведения эти строки? Басня Крылова «Лебедь, рак и щука».  Как вы считаете, признаки, какого класса мы с вами рассмотрим на данном уроке? Класс Ракообразные. Каковы цели нашего урока? Класс Ракообразные (рак­отшельник креветка, краб) – водные членистоногие, дышащие под водой с помощью жабр. Ракообразные освоили все типы водоемов, встречаются морские, речные, озерные виды, а также представители, освоившие сушу.  Рассмотрим особенности строения ракообразных, на примере речного рака. Внешнее строение. Тело речного рака состоит из  2 отделов: головогруди и брюшка. На головогруди  парафасеточных глаз на стебельках (3000 глазков); 2 пары усиков­  короткие и длинные – это органы  осязания и обоняния;ротовые органы – 6 пар: 1 пара –  верхние челюсти, 2­3 пары – нижние челюсти, 4­6 пары – ногочелюсти, все они служат для  удержания, ощупывания и измельчения пищи; ноги – 5 пар – 1 пара – клешни, с помощью  которых рак нападает и защищается, 4 пары ­ходильные ноги На брюшке  6 сегментов (5 пар брюшных ног и хвостовой плавник)  Ракообразные имеют наружный  хитиновый скелет, служащий опорой и защитой животным, принадлежащим к данному классу. Подвижность   конечностей   и   тела   ракообразных   обеспечивается   свойствами   мембран, располагающихся между твердыми частями ракообразных. Кроме того, у ракообразных хорошо   развиты   мускулатура,   которая   крепится   к   наружному   скелету   особыми мышечными пучками. Ракообразные   обладают   большим   арсеналом   возможностей   передвижения.   В   частности, речной рак может ползать как назад, так вперед. Перемещение по дну осуществляется с помощью грудных ног, а вот плаванью способствуют брюшные ножки. Хвостовая часть способствует резкому движению назад – рак изгибает хвост внутрь и вперед, отчего тело подбрасывается и плывет назад.  Внутреннее строение речного рака. Пищеварительная система Передняя кишка: рот с грызущим ротовым аппаратом, пищевод, желудок из 2­х частей  (жевательная часть с 3 хитиновыми зубцами и жерновками и цедильная часть­ система  складок с щетинками по краям), средняя кишка (в неё открывается печень; переваривание  и всасывание), задняя кишка (открывается анальным отверстием).      Кровеносная система Незамкнутая. Сердце на спинной стороне  в виде пятиугольника. Дыхательная система Жабры – выросты кожи у основания конечностей, расположены в полостях головогруди.      Выделительная система Пара зеленых желез, открывается у основания усиков. Нервная система Узлового типа, окологлоточное нервное кольцо, 5 пар нервных узлов, образуют брюшную  нервную цепочку и нервы. Размножение  Половое. Раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямое. Весной самка вымётывает икру, которую прикрепляет к брюшным конечностям и  вынашивает рачат до лета.  Растут очень быстро, линяют 10 раз в первое лето, во второе лето – 5 раз. После 5 лет раки  практически не растут. Живут до 15­ 20 лет. Многообразие Ракообразных. На сегодняшний день известно около 73 000 видов (из них 5 000 – вымершие, ископаемые формы). В пределах класса Ракообразные можно выделить 6 более мелких групп: ­ жаброногие (артемии, дафнии); ­ цефалокориды (примитивные морские креветки); ­ высшие раки (крабы, раки, креветки); ­ максиллоподы (циклопы); ­ ракушковые (остракоды); ­ гребневые (ремиподии). Среди   ракообразных   имеются   виды,   питающиеся   растительной   пищей,   плотоядные   или паразитические   формы.   Так,   класс   Веслоногие   рачки   почти   полностью   состоит   из паразитических форм. Многие ракообразные используются человеком в пищу – это креветки, омары, крабы,  лангусты, раки. Они выполняют санитарную роль, очищая водоемы от гниющих организмов. Мелкие  ракообразные в состав планктона и ими питаются такие гиганты, как киты, моржи  и дельфины. 3. Первичное закрепление знаний. Заполните таблицу «Приспособленность речного рака к водному образу жизни» Приспособления к образу жизни Части тела и органы Покров тела: ­ прочность ­ окраска Части тела,  обеспечивающие  передвижение: ­ по дну ­ в толще воды Органы чувств Органы дыхания 4. Подведение итогов. Рефлексия. Сегодня на уроке 1. Я  узнал… 2. Меня удивило… 3. Мне понравилось… 4. Лучше всего я запомнил…. 5. Домашнее задание. § 24 Прочитайте текст «Тип Членистоногие».  Тип Членистоногие. Название типа дано за характерную членистость  ног у его представителей. Тип  членистоногие – самый многочисленный в мире животных,  насчитывающий более 1млн  видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную,  наземную, воздушную. Первоначально это были водные животные. Они дали начало всему  разнообразию современных групп членистоногих: ракообразных, паукообразных и  насекомых. Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи,  насекомые и другие. Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести  вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой.   Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином.  После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется  только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из­за этого свойства  хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи  различно: от 3 у мух до 25­30 у поденок.      Полость тела членистоногих смешанная: она образуется на ранних стадиях развития при  слиянии первичной и вторичной полостей. Кровеносная система незамкнутая. У  членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у  некоторых – слуха. Они  играют важную роль в природных биоценозах, имеют важное  практическое значение. Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика »,  составьте общую характеристику типа, дополнив следующие фразы. Тип Членистоногих насчитывает более ... Включает 3 класса: .... Среда обитания .... Тело покрыто .... покровом, который является ... скелетом. Конечности имеют .... строение. Для них характерна ………­ смена покрова при росте животного. Полость тела членистоногих ... Кровеносная система ... Хорошо развиты органы ...

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"

Конспект урока и презентация "Класс Ракообразные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2017