Предмет: русский язык Класс: 5 «а»
Тема урока: Определения.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: 1) Русский язык. Учебник
для 5 класса общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская. М.,
«Просвещение», 2015, 2) Презентация «Определения», 3) раздаточный материал
Планируемые результаты:
Личностные:
давать адекватную самооценку учебной деятельности,
осознавать границы собственного знания и незнания.
Предметные:
находить второстепенный член предложения – определение в предложении и
тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать.
развивать навыки синтаксического разбора
выявлять роль определений в тексте.
Метапредметные:
самостоятельно формулировать познавательные цели,
анализировать единицы языка, сопоставлять языковые единицы,
строить логическую цепь рассуждений,
использовать определения в своей речи
контролировать себя, сверяя способ действия и его результат с заданным
эталоном,
уметь работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
1 Ход урока:
1) Организационный этап
(слайд 1)
Звучит спокойная музыка
Настроен ли, друг мой, на Чудо? –
Оно окружает повсюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
(Слайд 2)
Нам всем снятся сны. Иногда хорошие, иногда плохие. Согласитесь, что было бы
здорово, если бы нам снилось то, что мы хотим. И вот сегодня нас ждет не простой
урок, мы вместе отправимся в Страну Волшебных снов.
Стартуем.
Записываем дату.
2) Актуализация знаний
(Слайд 3)
Попасть туда не так уж просто. Нужно ответить на вопросы звездсторожей.
На ваших партах вы видите цветные листочки с таблицами. Сейчас вы будете оценивать
свои знания по первому пункту. Если вы считаете, что знали ответы на все пять
вопросов – обведите 5 звезд, если на четыре вопроса обведите 4 звезды и т.д
Несколько учеников получают бумажные звезды, на которых написаны вопросы.
Те, кто получил звезду, читайте написанный на ней вопрос, отвечайте на него и
приклеивайте звезду на доску. Прошу, чтобы все остальные, услышав вопрос, мысленно
на него отвечали.
Ученики по очереди отвечают на вопросы и приклеивают звезды на доску.
1. Назовите виды предложений по цели высказывания.
2. Назовите виды предложений по интонации.
3. К главным членам предложения относятся ….
2 4. Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?
5. Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы
косвенных падежей.
Молодцы!
С каким разделом русского языка были связаны эти вопросы?
С какой целью мы отвечали на эти вопросы?
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мы с успехом прошли через сторожевые ворота. Пришла пора познакомиться с
главным правилом нашей волшебной страны. Только вот беда: часть этого правила
утеряна. Помогите «подлечить» запись.
(Слайд 4)
В
Тогда и чудо придет к тебе не с … руками.
ожидании
чуда
делай
…
дела.
Задание: на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова.
(Слайд 5)
Как вы понимаете это правило? В чем смысл данного высказывания?
На какой вопрос отвечают вставленные вами слова?
Какой частью речи они выражены?
Что они обозначают?
Изменилось ли предложение после того, как вы добавили в него прилагательные? Для
чего здесь нужны имена прилагательные?
Вспомните, как называется член предложения, который обозначает признак предмета,
чаще всего является прилагательным и отвечает на вопрос какой?
Запись темы урока.
(Слайд 6)
Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Учащиеся формулируют вопросы. Т.к. эта тема изучалась в начальной школе, учитель
предлагает сразу же на них ответить.
3 Может, в вашем учебнике мы найдем новую для вас информацию? Откройте его на
странице 86, прочитайте правило. Есть ли в материале правила неизвестная вам
информация? Ответьте, с какими членами предложения «дружит» определение?
Выходит, вы и без меня уже все знаете? Для чего же нам нужен этот урок? С какой
целью мы будем изучать эту тему?
На доске написано слово: научиться.
Запись целей.
4) Усвоение новых знаний.
(Слайд 7)
А мы с вами переносимся на главную площадь Страны Волшебных Снов, где через
телескоп сможем понаблюдать усыпляющих лучиков. Обратимся к упражнению 1,
напечатанному на вашем раздаточном материале
Текст распечатан для каждого ученика.
Прочитайте задания к данному тексту. Что вы будете делать?
1) Объясните правописание слов с пропущенными орфограммами.
2) Найдите в тексте определения.
3) Выпишите из текста словосочетания, в состав которых входят определения.
4) Назовите, какой частью речи выражены определения. Подчеркните их.
Первый лучик з..брался под л..сточек, где спала бабочка, ласково дотронулся до ее
крылышка. Бабочк.. приснился восхитительный цв..ток4. Это был цветок из бархата.
Задание 1 мы разберем с вами вместе – объясним правописание слов.
(Слайд 8)
Остальные задания вы будете обсуждать с вашим соседом по парте. У вас две минуты
на обсуждение и две минуты на запись ответа в тетрадь. Записывайте, пожалуйста, в
столбик и нумеруйте ваши словосочетания.
А теперь проверим ваши ответы.
(Слайд 9 – выписаны определения для самопроверки)
Итак, обобщите: чем может быть выражено определение?
Оцените свою работу. Если вы выписали все словосочетания и правильно разобрали все
определения, вы обводите пять звезд. Если вы допустили 12 ошибки, вы обводите
4 четыре звезды. Если ошибок 34, на вашем счету будет три звезды и т.д.
Чему мы научились, выполняя это задание?
(слайд 10)
В начале урока мы говорили, что определения нужны для придания тексту смысловой
выразительности. Прочитайте текст упражнения 1, исключив определения. Сохранился
ли смысл? Какой из двух вариантов текста более выразителен? Для чего здесь служат
определения?
Синтаксический разбор.
Одно предложение этого текста выделено. Как вы думаете, что мы будем с ним делать?
План синтаксического разбора вы можете увидеть на своем раздаточном материале.
Один человек у закрытой доски, все остальные работают в тетради.
Оцените себя по 3 пункту вашей таблицы.
Для чего мы выполняли синтаксический разбор?
5) Минутка отдыха.
Закройте глаза. Представьте, что сейчас ночь. Я прочитаю вам сейчас стихотворение
колыбельную. Эту колыбельную я написала для своих детей. Ваша задача –
внимательно слушать меня и запомнить дватри определения, которые встретятся в
этом тексте.
Сказочная колыбельная.
Клубком свернется дрема
За ушком у тебя,
И сон, мечтой влекомый,
Окутает, любя.
Бесшумно подкрадется
К тебе волшебный свет
И ласково прольется
На твой пушистый плед.
А розовые звери
Из сказочных лесов
Откроют чудодвери
В твой мир счастливых снов.
Там радужные реки,
Поющий водопад,
Там продают в аптеке
Лечебный шоколад.
5 Там нет грозы и стужи,
Там зла и боли нет,
Живут там очень дружно
Без страха и без бед.
Ночь звезды в небо бросит,
И в теплой тишине
Чуть слышно хрюкнет носик
И ты вздохнешь во сне.
Спать будешь безмятежно
Под шепот лунных струй,
И прикоснется нежно
К тебе мой поцелуй.
Пусть проснется первый ряд. Пусть проснется второй ряд. Пусть проснется третий
ряд.
Назовите определения, которые вы запомнили.
Молодцы!
6) Закрепление знаний
Посмотрите еще раз на текст упражнения 1. Какой яркий текст. А вы так сумеете?
Чтобы проверить это предлагаю вам совершить экскурсию.
(Слайд 11)
1 вариант прогуляется по Засыпающему парку. А когда у нас в реальном мире можно
прогуляться по засыпающему парку? (осенью) Для этого нужно будет выполнить
упражнение 187. Прочитайте про себя задание к упражнению. Работать нужно будет
только с первыми четырьмя предложениями.
2 вариант посетит Театр сновидений. При этом вы будете работать с упражнением №2,
которое напечатано на вашем раздаточном материале. Познакомьтесь с этим заданием.
Вашими гидами будут звездыэпитеты.
Кто знает, что такое эпитет?
(Слайд 12)
Эпитеты – яркие, образные определения.
На уроках чтения и литературы вы уже учились находить эпитеты в художественном
тексте.
И теперь, выполняя предложенное вам задание, постарайтесь использовать в своей речи
эпитеты.
Давайте потренируемся. Я называю слово, а вы подбираете к нему определениеэпитет.
(Ветер, солнце)
6 У вас на работу есть 5 минут.
Текст для работы в Театре Сновидений:
На сцену выходит (какая?) ночь. Она окутана (каким?) плащом. По
взмаху ее руки раздается (какая?) мелодия, зажигаются (какие?)
светильники. Представление начинается.
Проверка: заслушиваем двух учеников
С какой целью выполняли эти задания?
Оцените себя по 4 пункту вашей таблицы. Если вы вставили все пропущенные слова и
использовали 34 эпитета, вы обводите три звезды. Если использовали 12 эпитета, вы
обводите 4 звезды. Если вы не смогли использовать эпитеты, вы обводите 3 звезды.
Если вы не смогли вставить пропущенные слова, то обводите 1 или 2 звезды в
зависимости от объема выполненной работы.
7) Рефлексия.
Пришло время прощаться и возвращаться в реальность.
Скажите, чему вы научились на сегодняшнем уроке?
Подсчитайте в таблице ваши звезды. Поднимите руки, кто сегодня поработал на «5»?
на «4»? на «3»?
8) Домашнее задание:
(слайд 13)
На выбор:
А) минисочинение 46 предложений на тему «Добрые дела – это…»
Б) упражнение 189
9) Итог урока
А сейчас я хочу вернуться к предложениям, с которыми мы работали в начале урока.
В ожидании чуда делай добрые дела. Тогда и чудо придет к тебе не с пустыми руками.
А какое чудо сейчас произошло в вашем классе?
Какое доброе дело сделали мы?
И в нашем реальном мире есть место чуду. Нужно просто верить, дарить окружающим
7 добро и не причинять никому зла. И тогда чудо постучится в двери вашего дома и в
двери вашего сердца.
Домашнее задание
8 Упражнение 1
1) Объясните правописание слов с пропущенными орфограммами.
2) Найдите в тексте определения.
3) Выпишите из текста словосочетания, в состав которых входят определения.
4) Назовите, какой частью речи выражены определения. Подчеркните их.
Первый лучик з..брался под л..сточек, где спала бабочка, ласково дотронулся до ее
крылышка. Бабочк.. приснился восхитительный цв..ток4. Это был цветок из бархата.
ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Подчеркнуть все слова как члены предложения, указать
Указать, какой частью речи выражены слова
В характеристике предложения указать:
побудительное, вопросительное).
1.
2.
1. вид предложения по цели высказывания (повествовательное,
2. по интонации (восклицательное, невосклицательное)
3. по количеству грамматических основ – ПРОСТОЕ
4. по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное)
Упражнение 2
Спишите, вставляя пропущенные определенияэпитеты. Определения подчеркните.
На сцену выходит (какая?) ночь. Она окутана (каким?) плащом. По
9 взмаху ее руки раздается (какая?) мелодия, зажигаются (какие?)
светильники. Представление начинается.
Самооценка
Задание
1. Повторение (ответы на вопросы звезд
сторожей)
2. Поиск в тексте словосочетаний с
определениями, обозначение частей речи
3. Синтаксический разбор
4. Экскурсия (создание своего текста)
Итого:
«5» 1820 звезд
«4» 1417 звезд
«3» 1013 звезд
10
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Конспект урока и презентация "Определение" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.