Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс
Оценка 4.8

Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
обществознание
10 кл
30.01.2017
Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс
семья и быт.docx
Тема: Семья и быт. Класс: 10                                                                                                           Дата: Цели урока: Образовательные: ­ дать понятие об основных этапах становления семейно­брачных отношений; ­ выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди  основных социальных функций семьи  в первую очередь выделяют репродуктивную и  воспитательную; ­ определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения  происходят с семьей в современном обществе. Развивающие: ­ развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна; ­ продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в  новую ситуацию; ­ продолжить обучение школьников общеучебным умениям: рассуждению, рассказу с  эмоционально­личностных позиций, решению познавательных задач; ­ развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию. Воспитательные: ­ содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений; ­продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления  корректировать свои личностные качества. Тип урока: комбинированный. Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, рабочие листы,  документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из  «Домостроя», отрывки из работ современных ученых А.Лазебниковой, Ю. Гиппенрейтера. Семья­это кристалл общества. В.Гюго. Ход урока. I. Организационный момент: ­ проверяется готовность учащихся к занятию; ­ учитель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные  варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами.  Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока. II.       Изучение нового материала. 1.Что такое семья. Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья. Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является  своеобразным барометром состояния общества. Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии,  истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии. Семья исследуется в 2­х аспектах: 1.Семья­это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или  усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью. 2.Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в  обществе. 1.Функции семьи. «Мозговой штурм" Определите основные функции семьи? Ученики в группах  определяют основные функции семьи, затем их озвучивают. Учитель проводит  ранжирование ответов, после чего на доске появляется слайд «Функции семьи»: ­ репродуктивная ­ воспитательная ­ хозяйственно­экономическая ­ духовное общение и досуг ­ эмоциональная ­ первичная социализация ­ социально­статусная ­ первичный социальный контроль ­ поддержка физического здоровья родителей и детей Сообщение ученика: «Стили воспитания». ­ Какие подходы к воспитанию детей были названы? ­ Какой вам кажется предпочтительнее и почему? Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях,  чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из  девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.    Вопросы по сообщению:   1.Этапы становления брачно­семейных отношений. Схема на слайде: Этапы становления брачно­семейных отношений (по Л.Моргану): ­ первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); ­ кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и  потомками, родителями и детьми); ­ парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие): 1. патриархальная (традиционная) 2. демократическая (партнерская) 4. Патриархальная семья. Работа с источниками              Вопросы к документам:   ­каковы основные черты патриархальной семьи? ­почему раньше возникает именно такой тип семьи? 1.В германской «Песни о Нибелунгах»  героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он  просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите,  так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь». 2.Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту  душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее  будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».  «Жены мужей своих вопрошают о  всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом  внимати и творити по его наказанию». Пример патриархальной семьи из истории России: Семья последнего российского императора Николая Второго (краткое сообщение  ученика). 5.Современная семья. Выполнение задания 1 в рабочем листе: работа с текстом «Фрагмент работы        А.Ю.  Лазебниковой»          Вопрос к тексту: ­ Какие черты современной семьи называет автор? После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Черты современной семьи»: ­ раздельное проживание родителей и детей; ­ сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей; ­ ослабление связей с родственниками; ­ возросшая социальная активность женщин. «Мозговой штурм»:   ­ Укажите положительные последствия возрастания общественной активности    работа в группах: женщин; ­ Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности  женщин. После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Рост социальной активности  женщин» Положительные последствия: ­ экономическая самостоятельность; ­ удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации; ­ многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг); ­ образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у  своих близких. Отрицательные последствия: ­ мало детей; ­ ослабление внутрисемейных связей; ­ совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями  могут обернуться для женщины двойным бременем; ­ некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного  положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье. Проблемный вопрос:      ­ Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой? 6.Кризис современной семьи. Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида,  нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Проблемные вопросы: ­      Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чес он может проявляться? ­ Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем  свидетельствуют эти цифры? Учитель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем: ­ рост числа разводов; ­ увеличение числа неполных семей; ­ увеличение количества добрачных и внебрачных детей; ­ взаимное отчуждение членов семьи; ­ ослабление воспитательного воздействия родителей на детей; ­ увеличение числа «гражданских браков» (сожительства). Результаты социологического опроса: Сожительство: «за» и «против»   ученики, получившие предварительное задание.   представляют  Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»? Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические  проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило. Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран  принимаются меры государственной поддержки семьи. Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо  сделать в этом направлении и что уже делается». Выводы: ­ Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится  в  каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через  несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее  поколение страны, его нравственный облик. ­ постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь  поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при  вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их  будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей. III. Подведение итогов урока: Закрепление: 1.Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять  двойка» 2.Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» В.В.Пукирева. 3.Выполнение заданий 2­6 в рабочих листах. 4.Взаимопроверка и выставление оценок. Д/з:  параграф 18  в учебнике, работа с документом в учебнике на странице 205­206.

Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс

Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс

Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс

Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс

Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс

Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс

Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс

Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "Семья и быт" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017