Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).
Оценка 4.7

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
05.04.2018
Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).
Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа". Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цели урока: - развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей; - обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных; - воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения. Планируемые результаты: Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать. Метапредметные: Познавательные УУД: постановка и решение проблемы; Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи. Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников. Данный урок соответствует требованиям ФГОСКонспект урока , соответствующий требованиям ФГОС
разработка урока .docx
Министерство образования и науки республики Бурятия МАОУ «СОШ № 57 имени А. Цыденжапова» Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. (6 класс) учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 57» Харнутова Аксана Александровна г. Улан­Удэ 2017г Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Тип урока:  Урок «открытия» нового знания Цели урока:   ­ развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей; ­ обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных; ­ воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме  и их  практического применения. Планируемые результаты: Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа;  как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться  находить их среди других существительных и правильно их использовать. Метапредметные:  Познавательные УУД: постановка    и решение проблемы;  Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить  самопроверку;  Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор  информации ,владение разными формами речи.  Личностные:  воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе,  умения оценивать ответы своих одноклассников. Необходимое оборудование:   Компьютер   Мультимедийное оборудование.  Учебник.  Презентация к уроку в программе PowerPoint. 1.    Оргмомент.  Психологический настрой на работу.   ­Учитель:  Здравствуйте, ребята!  Что вы ожидаете сегодня от урока?  (ответы учеников) Слайд 1  Учитель: А я представляю наш урок так:  Урок ­ это  солнце,  дарящее  свет,   Подарит  ли  радость он   сегодня  для  всех?   Солнце иногда закрывается тучами.   Тучки – это ваши опасения, это   трудности, с которыми вы можете столкнуться на уроке.   А что нам  поможет справиться с нашими трудностями? (ответы учеников) Учитель: Ребята, я желаю, чтобы к концу урока все ваши опасения рассеялись, а все   ожидания   сбылись.   И   наше   солнышко   не   закрылось   бы   тучами.   А   я   жду   от   вас внимания,  активности, слаженной работы   и  надеюсь на плодотворное сотрудничество. Мы   с   вами   работаем   по   группам,   ваши     руководители     продолжают   пополнять портфолио собранным материалом по темам.  ­   Ребята!   Уже   несколько   дней   на   уроках   мы   ведем   разговоры   о   части   речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь?  (Об имени существительном). 2. Актуализация знаний. Какую цель перед собой поставите по повторению морфологических признаков  существительного? ( ответы детей)   А)Составление кластера. Работа в группах.  Повторим  то, что мы изучили о  морфологических признаках существительного. Для этого я предлагаю группам  заполнить  схемы, записав каждый признак в отдельный кружок, затем заслушать ответы, свериться с  учителем, выявить ошибки, поработать над ними. Слайд 3 Оценка групп ответов. Какие трудности испытали при выполнении задания?  ( ответы детей) Б) Верны ли утверждения? (Слайд 4) 1) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.  (верно) 2) В предложении имена существительные могут быть любым членом  предложения.(верно) 3) 4) 5) Имена существительные изменяются по родам.(неверно) Существительные рояль, тюль и шампунь женского  рода.(неверно) Имена существительные изменяются только по числам и падежам. (верно) Оценка групп ответов. Какие трудности испытали при выполнении задания?  ( ответы детей) 3. Знакомство с темой урока. Пора двигаться дальше. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните  следующее задание.  Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты  загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать. 1­я группа: Зубасты, а не кусаются. (Грабли.) 2­я группа: Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы.) 3­я группа: Какая водица только для письма годится? (Чернила.) – Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах? (слайд 5 ) (Грабли, часы, чернила – существительные, у которых есть только форма  множественного числа.) Запишем эти слова. Учитель: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму  единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть  имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. –Исходя из наших выводов, можете определить, как будет звучать тема нашего  урока? ( заслушать варианты ответов, выделить верный) Давайте запишем её в тетрадь. (слайд 6) Учитель:  А теперь попробуем сформулировать цель урока. Используйте для этого  опорные фразы, записанные на доске.  (слайд 7) 1) ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;  2) УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .  Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только  множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.  Слайд с изображением предметов ­Как будем отличать такие слова от других  сущ., стоящих просто во  множественном . числе? ( Надо попытаться образовать форму ед. числа)(слайд 8) ­ А каких морфологических признаков нет  у этих сущ.? ( Не определяется род и склонение.) В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. ) 4.   Первичное закрепление нового материала. задание 1 Слайд 8 Учитель: А   сейчас   я   предлагаю   зайти   в   наш   виртуальный   магазин   и   совершить небольшие   покупки.   Но   покупать   мы   будем   предметы,   имеющие   форму   только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками?  Слайд 9 (щелчок по тому отделу, куда «идёт» ученик) Учитель: В какой отдел направимся мы? Продовольственный:      Канцтовары:       Косметика(слайд 10) ( В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные  слайды  построены с помощью триггеров). Канцтовары: ножницы, счёты, чернила. (слайд 11) Косметика: духи, бусы, бигуди (слайд 12) Продовольственный : макароны, сливки, хлопья (слайд 13) Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей. Задание 2. Выпишите  сущ., которые имеют форму только мн. числа. Разделите их на 5 тематических групп.(слайд 14) Ножницы, кабинеты, Альпы, именины, сапоги, тиски, каникулы, сливки, духи,  Карпаты, хлопья, шорты, прятки, сумерки, пассажиры, тефтели, сани, лосины, сутки,  жмурки, коньки, оладьи. Вещества Парные  предметы Временные  промежутки  Географические  названия Игры Ножницы, тиски,  шорты, Сливки, духи,  хлопья,  тефтели.  Именины,  каникулы,  сумерки,  сутки. Альпы, Карпаты, Жмурки, прятки сани,  лосины.  Тe'фтели, ­ей разг.) тефтe'ли, ­ей. Кушанье в виде шариков из мясного или  рыбного фарша. Оценка групп ответов. Какие трудности испытали при выполнении задания?  ( ответы детей) Задание 3  (Слайд 15) Проблемный вопрос Подумайте, ребята, что общее у всех этих предметов, и у очков, и брюк тоже. (Они  состоят из двух соединённых между собой частей, которые не могут существовать  отдельно друг от друга). – Может быть в этом причина того, что их названия не имеют формы единственного  числа, хотя предмет один? А вы как думаете? После того, как дети выскажут свои соображения, появится Незнайка и заявит, что  слова сапоги, ботинки тоже не имеют формы единственного числа, потому что всегда  бывают парами. Пусть дети, как смогут, возразят Незнайке. Вывод: мы определяем число слова, а не количество предметов; предмет  может быть и один, но слово стоит во множественном числе Слово стоит во множественном числе, а называет один предмет Незнайка детям рассказывает интересное по теме В форме только множественного числа употребляются следующие группы  существительных:• обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели); • обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи); • обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины); • обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы). У таких существительных не определяются род и тип склонения. Задание 4 (слайд 15) Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет  речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте  пропущенные буквы.  Карточка 1(слайд 16) Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли  Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали  экспортировать в Калифорнию для п_стухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди  всех возр_стов. Это… _________. Карточка 2 (Слайд 17) Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали о… шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица  зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ Карточка 3(слайд 18) На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть  только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний  период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______. Оценка групп ответов. Какие трудности испытали при выполнении задания?  ( ответы детей) Задание5 (слайд 19) Группам необходимо составить рассказ из 3­4 предложений на тему «Весенние  каникулы» , используя существительные, имеющие форму только множественного числа. Рассказ на тему «Весенние каникулы».      Слова для справок.  Каникулы, будни, хлопоты, качели, очки, джинсы, салки, прятки.  Используя данные слова, составьте рассказ из 3­4 предложений на тему «Весенние  каникулы» Оценка групп ответов. Какие трудности испытали при выполнении задания?  ( ответы детей) Задание 6 (слайд 20) Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде   (там, где необходимо)  Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу.  (вожжи)  После летних каникул началась учебная будня.  (начались учебные будни) 1. 2. 3. У девочки были красивые кудри. 4. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.  (перила) 5. Афины – столица Греции. 6. В магазине я купил консерву.  (консервы) 7. Оценка групп ответов. Какие трудности испытали при выполнении задания?  ( ответы детей)  Задание 7 (слайд 21) Учитель: Посмотрите на эти слова. Подумайте, какое слово «лишнее» в каждой группе и почему? 1. Ученик, окно,   санки, урок. 2. Грабли, дома, кино, усталость. 3. Гвозди, молотки,   тиски, болты. 4. Учитель: Почему вы выбрали  именно эти слова? Что в них общего? 5. Ученики: Эти существительные имеют форму только множественного числа Оценка групп ответов. Какие трудности испытали при выполнении задания?  ( ответы детей) Задание 8 (слайд 22) ( Ключевое слово: ПРОГУЛКА ) 1) самый распространенный злак (просо) 2) место, где ты родился или живешь (Родина)                       3)  красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь) 4) проявление мужества, отваги ( героизм) 5) … от семи недуг (лук) 6) белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел) 7) её собирают на болоте (клюква) Вопрос классу:  Чем объединены слова в домашнем кроссворде?  (все они имеют форму   единственного числа)  Оценка групп ответов. Какие трудности испытали при выполнении задания?  ( ответы детей) Следующий этап нашего урока­ подведение итогов  (слайд 23) Умею. Чему каждый из вас научился?  Рефлексия.  Интерес ­ Было интересно…  Творчество­ Я умею…  Обучение – Я понял…  Главное­ Сегодняшний урок принёс каждому из нас…  Учитель: Как вы считаете, задачи, поставленные нами в начале урока, достигнуты?     (ответы учеников) Какая группа поработала на « отлично» ? Какая группа поработала на « хорошо» ? Какая группа поработала на « удовлетворительно» ? Учитель   оценивает   работу   учащихся,   групп,   просматривает     групповые портфолио. Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. У вас на столах лежат тучки. Если ваши опасения сбылись, прикрепите тучку   на   доску.   А   если   сбылись   ваши   ОЖИДАНИЯ,   то   прикрепите   солнышко, которое  сегодня будет  весь день вам ярко светить.  Спасибо вам за урок. Домашнее задание.1. Всем: Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа  существительные, которые могут употребляться только во мн.ч. Задание 2. Ребята, на столах у вас лежат карточки с домашним заданием. Ваша задача: восстановить деформированный текст, вставив в него подходящие слова.  Задание 3 Внимательно прочитайте группы фразеологических оборотов. Определите их  значения. Из каждой группы выпишите фразеологический оборот, который соответствует  теме сегодняшнего урока. Составьте предложения. Дополните своими примерами 1) Как на дрожжах; словно грибы после дождя. 2) Ни под каким видом; ни в коем случае; ни за какие деньги. 3) Волосы становятся дыбом; мороз по коже дерет; поджилки  трясутся; душа уходит в пятки. 4) Нагнать холоду; задать перцу; расчесать кудри; накрутить  хвост; взять в работу. Использованные источники. 1. 1.    Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.    Урок в  развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА­ПРЕСС, 2008. 2. 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной  школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые  образовательные стандарты». – М.:ВИТА­ПРЕСС, 2011. 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана  урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. 4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе  http://festival.1september.ru/articles/527236/

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).

Конспект урока "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (6класс, русский язык).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018