Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
Урок 20. Имя существительное
I. Запись в «Словарь корней».
вин: невинный, вина, обвинять (в чемто),
провиниться (случайно).
С 2—3 словами составьте предложения.
провинность (перед другом),
II. Наблюдения на с. 36 (упр. 91).
— Приведите примеры существительных III склонения с основой на шипящий.
Знакомство с обозначениями орфограммы № 8 (с. 36).
III. Запись под диктовку.
— Графически объясните орфограммы в глаголах, обозначьте склонение
существительных.
Оказать помощь, носить ветошь, появляется дрожь, схватить мышь, освещает луч,
заделываешь брешь, охраняешь рожь, спасает дочь, точишь карандаш, развеваться на ветру.
IV. На доске заранее начерчена таблица.
и или е в окончаниях существительных
Т а б л и ц а 3
I склонение
Род. пад. у дорог
Дат. пад. по дорог
Пр. пад. о дорог
(у землии)
(по землеи)
(о землеи)
II склонение
III склонение
только
Только
Один из учеников заполняет таблицу, отвечая на вопросы учителя:
— Почему только об окончаниях е и и идет речь? (Потому что только эти
окончания существительных I склонения в безударном положении звучат неясно и их
можно написать неверно.)
— Почему в качестве проверочных слов мы можем подставлять слова земля,
вода, страна? (Эти слова I склонения имеют ударное окончание, которое совпадает с
безударным.)
Почему к словам II и III склонений не нужно подставлять проверочные слова?
(Потому что там один вариант написании: для слов II склонения — только е, III — только
и.)
(Позднее, когда учащиеся познакомятся с существительными на ия, ие, ий,
работа с данной таблицей будет продолжена. Пока же она в таком виде чертится в разделе
«Справочник» ученического словаря.)
V. Объяснительный диктант.
О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я: идут по дорог
подставляю слово земля — идут по землеи — идут по дороге.
— дорога, сущ. I скл.,
О б р а з е ц з а п и с и:
Висит на ветке, на ветви; посидеть у проруби; уехать от дяди, к дяде; писал в тетради, в
тетрадке; подойти к юноше, говорить о юноше, услышать от юноши; идти по дороге к избушке; на
высокой ели, елке; падают с ветки; сиять от радости.
1Домашнее задание: § 19, упр. 96.
2