Урок истории для учащихся 5 – го класса
«В афинских школах и гимнасиях».
Цель урока: познакомить учащихся с системой образования
Древней Греции.
Задачи:
• Образовательная: познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях;
• Развивающая:
- совершенствовать аналитические навыки учащихся: умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- продолжить формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия;
- формировать навыки работы с информацией: осуществлять самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос, умение строить и озвучивать опорные схемы;
- развивать коммуникативные навыки, лидерские качества личности,
• Воспитательная:
- воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету;
- способствовать воспитанию культуры поведения, умения работать в коллективе;
- формировать чувство реального времени;
- фомировать навыки оценки и самооценки.
Форма организации работы учащихся: обучение в группах малого состава.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование к уроку: • учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс; компьютер, медиапроектор; раздаточные материалы.
Ход урока.
1. Организационный момент: приветствие, организация учащихся для работы в группах.
Здравствуйте ребята . Мы с вами продолжим знакомиться с темой «Древняя Греция». Я надеюсь, что вы сегодня будете любознательными, активными, ведь о Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках.
Сегодня мы будем работать в группах. Я предлагаю вам объединится в группы по 3-4 человека и выбрать капитана. (выбирают капитана).
За каждое задание в течение урока вы будете получать лавровые листочки, из которых к концу урока мы соберем лавровый венок – символ победы. Вы уже знаете, что когда греки одерживали победу, их награждали таким венком, они приносили его домой и вскоре все соседи знали, что здесь живет победитель.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация ранее изученного материала.
Первым заданием у нас будет тест. Если вы верно выполните задания теста, то из букв правильных ответов вы получите слово, которое подскажет вам тему урока. Команда, выполнившая задание, поднимает руку.
На первое задание отводится 5 минут.
Наше время истекло. Давайте проверим себя. Поставьте «+» возле каждого верного ответа. За каждый правильный ответ вам полагается приз - один лавровый листочек в ваш венок победы.
Какое слово у нас получилось? Оно является ключевым словом нашей темы.
Тема урока «В афинских школах и гимнасиях».
Вывешиваем картинку с темой урока. (слайд)
3. Изучение нового материала.
Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил.
Искусству красноречия надо учиться долго и упорно.
В Древней Греции образованным считался человек, обладающий красноречием. Каждая группа должна подготовить своего капитана к турниру. Для этого вам нужно, изучив материал по вопросу новой темы, заполнить опорную схему, которую Капитан должен будет озвучить, ответив тем самым на вопрос, заданный группе. Сообщение должно быть полным, но лаконичным, т. е. содержать только самое главное. «Красноречие» выступающих будете оценивать вы. На подготовительную работу вам отводится 10 минут.
Учащиеся получают задания по темам: 1. Школа. 2. Гимнасия. 3. Палестра. 4. Популярные виды спорта. 5. Великие греки.
4. Первичное закрепление материала.
Сейчас капитаны познакомят нас с результатами работы групп.
1 команда расскажет нам об афинских школах.
Вывешивается опорная схема.
музыка |
чтение |
письмо |
счет |
Чему учили.
Учитель
педагог |
Школа |
С 7 лет |
Кто обучал с какого возраста.
Кого обучали.
Мальчиков. |
Команда хочет дополнить выступление своего командира? Может быть есть дополнения у других команд? Поднимите руку все, кто считает выступление удачным.
Физкультминутка.
Греки уделяли много внимания физическому воспитанию. А что такое физическое воспитание? Давайте покажем это нашим гостям.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Вот на месте мы шагаем
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
2 команда расскажет нам о палестре и о том, чему там учились юные греки.
Вывешивается опорная схема.
мальчики |
Кого учили
С 12-16 лет |
Палестра |
С какого возраста
чему обучали.
гимнастикой |
бег |
метание |
прыжки |
Давайте оценим выступление командира 2 команды. Было ли его выступление красноречивым.
3. По окончании палестры греки, желавшие продолжить своё образование, посещали гимнасии. О них нам расскажет следующая группа.
Вывешивается опорная схема.
Знатные богатые юноши. |
Кто обучался
философы |
гимнасия |
С 16 – 18 лет. |
Кто учил с какого возраста
чему обучали
Красноречие, философия, политика, литература, гимнастика. |
Оцениваем выступление.
4. Спорт занимал важное место в жизни людей. А какими видами спорта они увлекались? Как вы думаете почему?
Вывешивается опорная схема.
Борьба |
Кулачный бой |
Метание диска |
Виды спорта. |
Метание копья |
Бег |
Прыжки |
5. Результатом системы образования Древней Греции стало большое количество известных до настоящего времени великих людей, прославившихся своими достижениями в области политики, искусства и науки. С кем мы познакомимся сегодня?
Вывешивается опорная схема.
Гомер поэт |
Мирон скульптор |
Аристотель ученый |
Великие греки. |
Поликлет скульптор |
Антифонт ученый |
Перикл стратег |
5 этап. Контроль изученного материала.
Я предлагаю вам поучаствовать в аукционе. На аукцион выставлены задания разного уровня сложности по теме урока. Чем сложнее задание, тем большее количество баллов вы сможете заработать. Но если команда не полностью выполнит задание, то в качестве поощрения за работу вы получите только один балл.
Кроссворд 5 баллов.
1.Школа для спортивной борьбы и упражнений
2.Взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.
3. Специальная палочка с заострённым концом для письма на табличках, натёртых специально воском.
4. Место, где обучались сыновья свободных греков с 7 лет.
5. В переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка»
Текст с ошибками. 4 балла.
Исправьте не менее 5 ошибок в тексте:
Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством . А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
«Ключевое слово». 4 балла
Отметьте знаком «+» слова, относящиеся к теме урока, знаком «-» не относящиеся.
Слова: палестра, институт, розги, стиль, бумажная книга, лекарство, школа, компьютер, мел, бег, педагог, письмо, фломастеры, ручка, тетрадь, красноречие.
«Убери лишнее», 3 балла
Зачеркни лишнее понятие.
1. Школа, гимнасия, институт.
2. Стиль, глиняная дощечка, деревянная дощечка.
3. Мирон, Поликлет, Перикл.
«Логическая цепочка» 3 балла.
Продолжи цепочку:
1. Школа, палестра, …
2. Бег, борьба, метание диска, …
3. Музыка, чтение, счет, …
Проверка выполнения учащимися заданий этапа.
6 этап. Подведение итогов урока.
В течение урока мы с вами выполняли различные задания, зарабатывали баллы и конструировали наш венок победы. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Я хочу предложить вам оценить нашу с вами работу сегодня. На экране вы видите разные варианты начала предложения. Выберите любое из них и закончите фразу. (Рефлексия).
7 этап. Домашнее задание. § 38, вопросы к параграфу.
Наш урок заканчивается..
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Мы с вами тоже должны стремиться к всестороннему развитию: быть сильными, активными, ловкими, умными гражданами нашего государства.
Я благодарю вас за работу! Сегодня вы все победители. И тому доказательством лавровые венки победы у каждой команды.
Спасибо за урок. До свидания!..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.