Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Оценка 4.6

Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
13.12.2018
Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Именно с этой реки начинается территория другой страна - Двуречье. А почему эта страна получила такое название? (Находится на территории между двух рек Евфрат и Тигр). (Отмечают на контурной карте) В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы. Сейчас мы с Вами говорим о двух страна - Египте и Двуречье. Как Вы думаете, какое проблемное задание нам необходимо решить сегодня на уроке? (Ребята предлагают варианты) Правильно, сравнить природно-климатические условия и как они влияют на занятия жителей.(слайд 4)
Конспект 5 кл.Двуречье.docx
Урок истории по теме " Древнее Двуречье". 5­й класс Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с  занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны. Задачи: 1) Развивать навыки работы с исторической картой. 2) Анализировать фрагмент  исторического документа. 3)Расширять познавательный интерес школьников. Термины и понятия: Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички. Оборудование и дидактический материал учебник, тетрадь на печатной основе, карта "Древний Восток", презентация “Древнее Двуречье”. Тип урока нового знания ­ урок открытия нового знания Ход урока 1. Оргмомент Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш  урок. Его эпиграфом будут слова: “Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей”. (слайд 1) На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю  разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите? А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему? (слайд 2) 2. Проверка домашнего задания. Для начала давайте вспомним, что мы уже узнали на уроках  истории Древнего мира. (предлагается на каждую парту кроссворд по теме: "Древний Египет"     1­й  кроссворд ­ключевое слово прошедшая тема; 2­й кроссворд ­ ключевое слово ­ новая тема. 6 4 5 2 3 1 7 Вопросы: 1) Знатный и богатый египтянин (вельможа) 2) Бог Египта, сын Осириса и Исиды (Гор) 3) Речной тростник, используемый в качестве письменного материала (папирус). 4) Бог тьмы (Апоп) 5) Он знали молитвы и совершали священные обряды (жрец) 6) Богиня правды (Маат) Ключевое слово: Страна, находящаяся на севере Африки. Вопросы: 1) С их помощью в царстве мертвых проверяли правдивость клятвы мертвых (весы). 2) Фараон, совершивший самые крупные завоевания в истории Египта Тутмос).  3) Повелитель Египта (Фараон) 4) Самая высокая пирамида носила имя этого фараона (Хеопс). 5) Французский ученый, расшифровавший египетскую письменность (Шампольон).  6) Покровительница женской красоты (Бастет).  Ключевое слово: Страна, лежащая между двух рек ­ Евфрата и Тигра (Двуречье) 5 6 7 1 2 3 4 А теперь я задам Вам несколько вопросов: "Сколько у Вас рук?"­ две (поднимают руки вверх) "А сколько у Вас ног?" (две) (топают ногами) Сегодня на уроке цифра два будет ключевой для нас.  3. Объяснение нового материала (Слайд 3) Предлагаю открыть тетради на печатной основе и поработать с картой. (Один учащийся выходит к  карте и совместно с учителем показывает объекты и называет их). Итак, давайте вспомним до какой реки простирались завоевания фараона Тутмоса? (до р. Евфрат) Именно  с этой реки начинается территория другой страна ­ Двуречье. А почему эта страна получила  такое название? (Находится на территории между двух рек Евфрат и Тигр). (Отмечают на  контурной карте) В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее  Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат,  там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не  сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь  глиняные холмы. Сейчас мы с Вами говорим о двух страна ­ Египте и Двуречье. Как Вы думаете, какое проблемное  задание нам необходимо решить сегодня на уроке? (Ребята предлагают варианты) Правильно,  сравнить природно­климатические условия и как они влияют на занятия жителей.(слайд 4) Давайте прочитаем по цепочке п.1 параграфа 13. (Читают текст). Сравниваем ответы.(слайд 5) ЕГИПЕТ ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ ДВУРЕЧЬЕ теплый климат плодородная климат почва теплый климат разливы рек сильнее плодородная растительность занятия земледелие,   ремесло, строительство каналов. земледелие,   ремесло,   строительство   каналов,   дома из глины ­ Каков климат Древнего Двуречья? (теплый, мягкий, влажный). ­ Чем могли заниматься жители? (земледелием). ­ Что способствовало этому виду деятельности?(климат, наличие рек, разливы, плодородие). Вы, наверное, устали. Пора немного отдохнуть. 4. Физкультминутка Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям ­ поднять руки, к Жителям  Древнего Египта – присесть. Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община, Молодцы. А теперь давайте отправимся смотреть страну. Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в  укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших  государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ  «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры»  означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира.  Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На  сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно  правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье  крупные центры, города­государства Ур и Урук. (слайд 6) Глина ­ самый распространенный материал, применяли его и для изготовления посуды и для  сооружения дамб. (Слайд 7) У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини  связанные с явлениями природы: ШАМАШ – бог Солнца СИН – бог Луны ЭА – богиня воды ИШТАР – богиня плодородия Слайд 8,9 (Учащиеся записывают имена богов в тетрадь на  печатной основе (задание №44) Основное занятие жителей Двуречья – земледелие, скотоводство, торговля. А что там выращивали?  (Учащиеся по цепочке читают п.4 параграф 13) Отвечают на вопрос. Вывод учителя. Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома.  Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное  предназначение глины ­ использование ее в качестве писчего материала. (Слайды 10). На холмах  Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые  значками в виде клинышков. Эти знаки называются клинописью. Записать определение в тетрадь Клинопись ­ вид письма Древнего Двуречье. В начале в Двуречьи пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной  табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные  знаки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она  становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Каждый знак  обозначал слово или словосочетание. Школы в Древнем Двуречье назывались – эдубы – дома  табличек. А учителя звали – отец дома табличек. Дети разного возраста обучались вместе. Много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму,  счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя  держали строго. Каждый знак в клинописи ­ это рисунок, который означал целое слово. Вот и мы с вами побываем в школе Двуречья: Задание. Историки нашли глиняные таблички, но некоторые слова стерлись попробуйте их  восстановить (слайд 11) 1. Почвы в Двуречье были так плодородны, что посеянная пш.. .­давала до ста зерен, а ф… пальма ­ до  50 плодов в год. 2. Некоторые свободные вавилоняне были очень богаты. Они владели многочисленными полями и  садами с гра…, я…. У них было множество домашних животных: о…, к…з, л…. 3. Люди не отступали перед трудностями. Они рыли к­… лы, с помощью которых орошали земли. На их  полях зрел я…, пш…. Вокруг селений зеленели ф… пальмы. Прочитаем, что у вас получилось 5. Закрепление изученного материала На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по  теме нашего путешествия. Выполнение теста. (5 минут) На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия. 6. Рефлексия. ­ Вам понравилось путешествие? ­ Что вы узнали нового, интересного? ­ Что вы сегодня захотите рассказать своим родителям о нашем уроке? Ответы уч­ся. 7. Д.з. (дифференцированное) Запишите домашнее задание. На 4 ­ Параграф 13, читать, отвечать на вопросы. Р.Т № 46,47 На 5 ­ Дополнительное задание: перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается  дома найти русские варианты: а) Бедняк занимает ­ себе забот наживает. б) Хорошо одетому всегда рады. в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку. Итог урока. В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в  сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то,  что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие  открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. Всем спасибо за урок!

Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Конспект урока истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018