Урок рассчитан на учащихся 5 классов.
В ходе урока учитель подводит учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при императоре Константине, рассказывает о признании христианства господствующей религией в римской империи, продолжает формировать умения учащихся обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
Тема урока: Римская империя при Константине.
Цель урока:
1. Подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при
Константине, рассказать о признании христианства господствующей религией в Римской
империи.
2. Продолжать формирование умений обобщать отдельные события и формулировать
несложные выводы.
Оборудование: карта «Римская империя в IIII вв. н. э.»
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь в Римской империи»
1. Коллективная работа с классом.
2. Отгадай кроссворд.
1. Центральная площадь города Рима. 2. Столица Италии. 3. Место, где проходили
гладиаторские бои. 4. Место, где был основан Рим. 5. Архитектурное строение,
которое воздвигалось в честь победы императора. 6. Город, попавший под
извержение вулкана Везувий. 7. Древняя баня в Риме. 8. Название римского войска.
9. Как назывался глава Римской империи? 10. Руководитель восстания рабов в 74 г.
до н.э.
Ответы: 1.Форум. 2.Рим. 3.Цирк. 4.Капитолий. 5.Арка. 6.Помпеи. 7.Терма. 8.Легион.
9.Император. 10.Спартак.
III. Переход к изучению новой темы.
Со времени императора Траяна римляне не вели завоевательных войн, Запрещалось
колонам уходить со своих участков. Но необходимость вынуждала римлян держать на
границах большие армии, поскольку в пределы империи вторгались племена варваров (так
римляне называли народности, чей язык не понимали). Римские полководцы использовали
свои армии не только для обороны границ, но и для борьбы за императорскую власть. В
начале четвертого века в такой борьбе победил Константин, он стал императором.
Проблемный вопрос: Что изменилось в государстве в период правления императора
Константина?
IV.Изучение новой темы.
План1)Деятельность императора Константина.
2)Перемены в положении христиан.
3)Перенесение столицы.
Основные понятия : Варвары, Новый Завет, епископ .
Даты :313 год, 330 год.
1)Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2,3
2. Беседа по прочитанному :
Как изменилось положение колонов?
Для чего Константин издал указ, запрещающий колонам уходить со своих участков?
3.Рассказучителя.
В период правления императора Константина изменилось и положение христиан. Он
понял, что они не призывают людей к свержению императора и разрушению государства.
Поэтому он издал указ в 313 году, который разрешал верующим строить храмы и ходить
молиться. Гонения на христиан прекратились. Вскоре все епископы договорились
создать единую церковь для всей империи, книги об Иисусе и его учениках считать
священными. Эти книги составили Новый Завет. Кроме этого, в 330 году Константин
сделал новой столицей Римской империи город Византий, переименовав его в
Константинополь.
4.Работа по карте.
Где был основан город Константинополь?
Где был основан город Константинополь?
Какие два моря соединяет этот пролив?
Какие традиционные для Рима объекты были построены в новой столице?
Ответ на проблемный вопрос: Что изменилось в государстве в период правления
императора Константина?
V.Закрепление изученного на уроке.
Впишите недостающие буквы.
Этим словом римляне называли народности, чей язык не понимали вы. В начале
IVвека борьбу полководцев за императорскую власть выиграл Кн.
Жители Римской империи, которым Константин запретил уходить с обрабатываемых
участков кы . Священники целой области выбирали главного в ней руководителя
христиан, который назывался еп. Организация христиан ць.С 330 года столицей Римской империи стал город Кь.
Вторая часть Библии –Нй Зт.
VI. Подведение итогов.
VII.Домашнее задание. Пересказ параграфа 59,отвечать на вопросы.