Конспект урока истории Отечества "Блокада Ленинграда" ( 9 класс, школа VIII вида)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл
04.04.2019
В данной методической разработке представлен конспект урока истории Отечества на тему "Блокада Ленинграда", проведенного в 9 классе специальной (коррекционной) школы- интерната с применение современных образовательных технологий- ИКТ. В данном конспекте раскрыты особенности применения презентации, видеофрагментов для объяснения нового материала обучающимся.
урок Блокада Ленинграда.docx
Урок истории в 9м классе по теме "Блокада Ленинграда"
Цель: дать
обучающимся
представление о стойкости и мужестве
ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
Образовательные: объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов,
познакомить с жизнью блокадного города, привести примеры мужества и стойкости
ленинградцев: дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о
военных действиях Советской армии.
Коррекционноразвивающие: развивать умения связно и развернуто излагать
факты, объяснять события на основе нескольких источников
Воспитательные: воспитывать гордость за свое отечество, чувство уважения к
памяти павших героев
Основные знания: Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей; Дорога жизни;
1944 г полное снятие блокады.
Основные термины: Блокада, буржуйки.
Оборудование и материалы: карта «Великая Отечественная война 1941 1945г»,
карточки, иллюстрации, презентация
Тип урока: комбинированный.
Организационный момент
Ход урока
1.
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Мы начнем урок, друзья,
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти
Тихо сели, спины прямо
И начнем урок , друзья, мы!
Учитель :
Что может быть страшнее,
чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И
людей,
родных лишь разлучает и друзей.
забирает
счастье
у
Мы с вами продолжаем говорить о какой войне?
Назовите мне дату нападения фашисткой Германии на Советский Союз. ( 22
июня 1941г) II.Повторение пройденного материала
Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
—
Вспомнить, о чем говорили ,вам поможет выполнение тестовых заданий (по презентации)
Тест № 1 Эвакуацией крупных промышленных предприятий занимался:
1.Совет по чрезвычайным ситуациям
2.Совет по эвакуации
3.Совет по безопасности
Тест № 2.Многие крупные предприятия перешли на выпуск:
1.Танков, орудий, снарядов винтовок
2.Тракторов, автомобилей
Тест №3.В конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина разработаны
новые самолеты:
1.ТУ – 154
2.СУ – 12
3.Ил – 4 и Ил – 2
Тест № 4.Инженеры разработали новые виды танков:
1.КВ
2.Т 34, ИС
Тест № 5. На заводах и фабриках вместо ушедших на фронт мужчин работали:
1.Женщины и дети
2.Старики
Тест № 6.Фронт продовольствием обеспечивали:
1.Иностранные государства
2.Жители городов
3.Труженники села.
Блиц турнир.
Когда началось наступление на Москву? 30.09.1941
Как называлась операция по захвату Москвы?
Каков главный результат победы советских войск под Москвой?
III. Актуализация знаний обучающихся. Сообщение темы урока Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление
на Ленинград, второй по величине город СССР, один из красивейших городов мира.
Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и
многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались
Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж.
Богат Ленинград и революционными традициями. Именно здесь в 1917 году свершилась
Великая Октябрьская революция, провозгласившая приход к власти коммунистов.
Сегодня тема урока «Блокада Ленинграда»
Откройте тетради, запишите тему урока
IV. Изучение нового материала
Перед вами план урока, прочитайте его про себя. Мы будем обращаться к плану во
время урока, и когда вы будете готовить домашнее задание, вы тоже будете опираться на
этот план, поэтому давайте запишем его в тетрадь.
План:
1.Планы Гитлера
2.Начало блокады
3.Жизнь ленинградцев во время войны
4.Дорога жизни
5.Потери во время блокады
Словарная работа.
Блокада окружение города со всех сторон (выполняется словарная работа)
8 сентября 1941 года начало блокады Ленинграда
Рассказ учителя
В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к
городу. Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро. Несмотря на
героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную
дорогу, связывающую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли
рассматривать Ленинград в бинокль.
Гитлер отдал своей армии приказ: захватить и стереть с лица земли Ленинград.
Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте
учебник на стр.179, найдите второй абзац
Да, ребята, фашисты говорили, что Москва – сердце России, а Ленинград ее душа, и
как человек не может жить без души, так и страна потеряет боевой дух, когда лишится
Ленинграда. Поэтому Гитлер принял решение стереть город Ленинград с лица земли.
Просмотр видео фрагмента Началась блокада.
Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты
обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали фугасные и
зажигательные бомбы. Рушились жилые здания, школы, больницы, музеи.
Работа с учебником
Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города? Откройте учебник
стр.180 и найдите ответ на этот вопрос (1,2,3 абзац)
Немцы пытались прорваться в Ленинград и непрерывно атаковали советские войска.
Шли кровопролитные бои за каждый метр. Сотни солдат погибли под обстрелом
вражеской артиллерии. На помощь им в городе стали формироваться отряды ополченцев.
Все ленинградцы, кто способен был держать орудие в руках вышли на защиту города.
Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором, т.е.
голодом. Еще в начале блокады вражеские бомбы попали в городские продовольственные
склады и сожгли их. Для города начались поистине тяжелейшие дни. Но люди
продолжали работать. Работали заводы и фабрики
Чтение текста из учебника стр. 180 5 абзац
Просмотр видео фрагмента, показ 150 гр. хлеба
Физкультминутка Я буду называть слова, если слово связано с войной вы топаете,
если слово противоположное войне вы хлопаете в ладоши
Танк, цветок, смерть , плачь, солнце, улыбка.
гимнастика для глаз
Выступление обучающихся
Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения
За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941 53 тысячи
человек. В январе и феврале 1942 г. – 200тысяч человек.
Среди них и ленинградская девочка Таня Савичева. Многим известна печальная
история 12 летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки
родных и сделала её сиротой. В своей записной книжке Таня сделала девять коротких
трагических записей:
Ученик: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». Учитель: Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное
потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.
около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом
Положение катастрофическое. Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в
городе
блокады есть
продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала
блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде.
Государственный комитет обороны принял решение проложить дорогу по льду
Ладожского озера и эта дорога помогла выжить людям.
Днем и ночью фашистские бомбардировщики вели прицельный огонь. Но колонны
шли и шли…, доставлялось продовольствие, оружие, боеприпасы, а обратными рейсами
вывозили раненых, женщин и детей. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь.
Всего было эвакуировано 632 тыс. человек
Этот путь назывался « Дорога жизни»
А как вы думаете почему он так назвался? (Потому что эта дорога спасла многим
людям жизни)
Войскам Ленинградского и Волховского фронта был дан приказ: перейти в
наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинграда и
соединиться.
Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К.Жуков. Всего
восемь дней понадобилось войскам, чтобы проврать вражескую оборону, которая
укреплялась фашистами 2 года. Но окончательно город был освобожден только 27 января
1944г
Блокада длилась 900 дней и ночей: 2 года, 5 месяцев, 20 дней длилась блокада
Ленинграда
С 8 сентября 1941 года по 27 января 1943 года
Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей
Ленинграда. Их подвиг служил примером стойкости для всех советских людей
22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000
ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.
И сам город в числе первых был удостоен званием « Город Герой»
Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой
Отечественной войны. Узнали, что такое "блокада" и Дорога жизни. Познакомились с
трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой, надеемся, останется в
вашей памяти
3. Первичное закрепление нового материала.
А теперь вспомним, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке
Игра «Работники архива». По заданию необходимо восстановить текст.
В сентябре 19__ г. враг захватил подступы к Ленинграду. Началась б___к__а.
Связь с городом можно было осуществить только по Л___ж___у озеру. Эта дорога
помогла ленинградцам выжить, поэтому её назвали «Дорогой ж______». _00 дней и
ночей прододжалась блокада Ленинграда. Население всей страны было поражено
м___ж____вом и ге___________змом ленинградцев. Окончательно город был о_________н только в 1944 г. Организацией и разработкой операции по п___________
блокады Ленинграда руководили ________________.
– я узнал, что …
– самым интересным было …
– оказывается, что
– для меня было новым …
Рефлексия
A
B
C
D
4. Подведение итогов, комментарии оценок за работу на уроке.
5. Домашнее задание стр. 183187, читать, отвечать на вопросы стр. 187
Конспект урока истории Отечества "Блокада Ленинграда" ( 9 класс, школа VIII вида)
Конспект урока истории Отечества "Блокада Ленинграда" ( 9 класс, школа VIII вида)
Конспект урока истории Отечества "Блокада Ленинграда" ( 9 класс, школа VIII вида)
Конспект урока истории Отечества "Блокада Ленинграда" ( 9 класс, школа VIII вида)
Конспект урока истории Отечества "Блокада Ленинграда" ( 9 класс, школа VIII вида)
Конспект урока истории Отечества "Блокада Ленинграда" ( 9 класс, школа VIII вида)
Конспект урока истории Отечества "Блокада Ленинграда" ( 9 класс, школа VIII вида)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.