Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс
Оценка 4.7

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
8 кл
21.02.2018
Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс
Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс. Цели урока: завершить изучение эпохи правления Александра I. Подвести учащихся к аналитическим выводам, оценить результаты правления императора; познакомить учащихся с причиной династического кризиса, ходом восстания на Сенатской площади, а так же определить причины поражения, итоги и последствия выступления декабристов; изучить и закрепить понимание значения терминов, новых определений и понятий: «декабристское восстание», «цензура», «тиснение»; изучить и проанализировать исторические документы современников».
Династический кризис 1825г.doc
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ Класс: 8 Тема: Династический кризис 1825г., выступление декабристов. Учитель: Корелина С.С. Цели урока: завершить изучение эпохи правления Александра I. Подвести учащихся к аналитическим  выводам, оценить результаты правления императора; познакомить учащихся с причиной  династического кризиса, ходом восстания на Сенатской площади, а так же определить причины  поражения, итоги и последствия выступления декабристов; изучить и закрепить понимание значения  терминов, новых определений и понятий: «декабристское восстание», «цензура», «тиснение»; изучить  и проанализировать исторические документы современников». Тип урока – комбинированный (повторение и закрепление изученного материала, изучение и  первичное закрепление нового материала). Вид учебных занятий: лекция, структура комбинированного урока (вопросно­ответная работа учителя с учащимися, работа учащихся с историческими документами (§9,С.53­57.), картой и персоналиями. Инструментарий: 1.Интрерактивная доска + презентация «Восстание на Сенатской площади  14 декабря 1825 года». 2.   Учебное   издание:   Данилов   А.А.   История   России,XIX  век:   Учеб.   для   8   кл.   общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина.  3.Учебные картины: «Портрет М.А. Милорадовича», «каре», «реконструкция восстания на Сенатской площади», «Сенатская площадь». 5.План Санкт­Петербурга  в XIX веке. I. II. Организационный момент (запись даты и темы урока в рабочей тетради). Повторение пройденного материала, учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания.  Подведение учащихся к новой теме.  События войны 1812 года и последующие заграничные походы русской армии оказали значительное влияние на все стороны жизни Российской империи, породили определённые надежды на перемены к лучшему и  в первую очередь  на отмену крепостного права.  Ликвидация  крепостной  зависимости связывалась с необходимостью конституционных ограничений монархической власти. В  1813—1814 годах возникают сообщества гвардейских офицеров на идейной основе, так называемые «артели». Из двух артелей: «Священной» и «Семёновского полка» в начале 1816 года в Петербурге формируется Союз   спасения.   Создателем   Союза   был  Александр   Муравьёв.   В   Союз   спасения   вошли  Сергей Трубецкой, Никита Муравьёв, Иван Якушкин, позднее к ним примкнул Павел Пестель. Своей целью Союз ставил освобождение крестьян и реформу управления государством. III.Изучение нового материала Тема урока: Династический кризис 1825г. Выступление декабристов. Приёмы   и   средства преподавания учителя Познавательные задания и вопросы учащимся Основные вопросы  плана и их краткое  содержание Изложение,  повествование. Династический кризис Было решено воспользоваться сложной юридической  ситуацией, сложившейся вокруг прав на престол  после смерти Александра I. С одной стороны, имелся  секретный документ, подтверждающий давний отказ  от престола следующего за бездетным Александром  по старшинству брата, Константина Павловича, что  давало преимущество следующему брату, крайне  непопулярному среди высшей военно­чиновничьей  элиты Николаю Павловичу. С другой стороны, ещё до Повествование, работа  с аудиторией. Выступление 14  декабря 1825 г. открытия этого документа Николай Павлович под  давлением генерал­губернатора Санкт­Петербурга  графа М. А. Милорадовича поспешил отказаться от  прав на престол в пользу Константина Павловича.  Состояние неопределённости длилось очень долго.  После повторного отказа Константина Павловича от  престола Сенат в результате долгого ночного  заседания 13­14 декабря 1825 года признал  юридические права на престол Николая Павловича. Восстание декабристов — попытка государственного  переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице  Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года.  Восстание было совершено группой дворян­ единомышленников (при поддержке военных частей)  и ставило целью либерализацию российского  общественно­политического строя и недопущение  вступления на трон Николая I. Восстание разительно  отличалось от заговоров эпохи дворцовых  переворотов своей революционной направленностью  и имело сильнейший резонанс в российском  обществе, значительно повлиявший на общественно­ политическую жизнь последовавшей за ним  Николаевской эпохи. К 11 часам утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую  площадь 30 офицеров­декабристов вывели около  3020 человек: солдат Московского и Гренадерского  полка и матросов гвардейского Морского экипажа.  Однако сенаторы уже в 7 часов утра принесли  присягу Николаю и провозгласили его императором.  Назначенный диктатором Трубецкой не появился.  Восставшие полки продолжали стоять на Сенатской  площади, пока заговорщики не могли прийти к  единому решению о назначении нового руководителя. Милорадович, появившись верхом перед солдатами,  построившимися в каре, «говорил, что сам охотно  желал, чтобы Константин был императором, но что  же делать, если он отказался: уверял их, что сам  видел новое отречение, и уговаривал поверить ему».  Оболенский, выйдя из рядов восставших убеждал  Милорадовича отъехать, но видя, что тот не  обращает на это внимание, ранил его штыком в бок. В то же время Каховский выстрелил в Милорадовича.  Солдат безуспешно пытались привести к  повиновению полковник Стюрлер, великий князь  Михаил Николаевич и митрополит Новгородский и  Петербургский Серафим. Была дважды отбита атака  конногвардейцев под предводительством Алексея  Орлова. Войска, уже присягнувшие новому  императору, окружили восставших. Их возглавил  Николай I, оправившийся от первоначального  замешательства. Со стороны Адмиралтейского Объяснение, показ  слайд шоу. Следствие и суд над декабристами. бульвара появилась гвардейская артиллерия под  командованием генерала Сухозанета. По каре был  сделан залп холостыми зарядами, не произведший  эффекта. После этого артиллерия ударила по  восставшим картечью, ряды их рассыпались.Можно  было этим уже и ограничиться, но Сухозанет сделал  ещё несколько выстрелов вдоль узкого Галерного  переулка и поперёк Невы к Академии художеств,  куда бежали толпы любопытных!К ночи с восстанием было покончено. На площади и улицах остались  сотни трупов. Большинство жертв были раздавлены  бросившейся в панике от центра событий толпой.  Сразу же были арестованы и отправлены в  Петропавловскую крепость 370 солдат Московского  полка, 277 — Гренадерского и 62 матроса Морского  экипажа. В Зимний дворец начали свозить первых  арестованных декабристов. Для расследования деятельности тайных обществ  Николай I создал Особую следственную комиссию,  которую возглавил военный министр А.И.Татищев;  Особый следственный комитет был учрежден и в  Варшаве. Всего под следствием оказалось 579 чел.  Виновными было признано 289 чел., из них 121  предан специально образованному Верховному  уголовному суду, в состав которого вошли члены  Государственного совета, Сената, Святейшего  Синода и ряд высших гражданских и военных  чиновников. 29 июня (10 июля) 1926 суд приговорил  пятерых декабристов к смертной казни через  четвертование, 31 — к смертной казни через  повешение, остальных – к разным срокам каторги и  ссылки. 10 (22) июля 1826 Николай I смягчил  приговор, сохранив смертную казнь через повешение  только для главных «зачинщиков» – П.И.Пестеля,  С.И.Муравьева­Апостола, М.П.Бестужева­Рюмина,  Г.П.Каховского и К.Ф.Рылеева; казнь состоялась в  ночь на 13 (25) июля 1826 на кронверке  Петропавловской крепости. Наказания другим  осужденным были также пересмотрены. Все они, за  исключением А.Н.Муравьева, лишались чинов и  дворянства. В зависимости от степени вины их  разделили на 11 разрядов: 107 из них отправлены в  Сибирь (88 на каторгу, 19 на поселение), 9  разжалованы в солдаты.  Еще 40 декабристов были  осуждены другими судами. Ок. 120 подверглись  внесудебным репрессиям (заточение в крепость,  разжалование, перевод в действующую армию на  Кавказ, передача под надзор полиции). Дела солдат,  участвовавших в восстании, разбирали Особые  комиссии: 178 прогнали сквозь строй, 23  приговорили к другим видам телесных наказаний; из  остальных (ок. 4 тыс.) сформировали сводный  гвардейский полк и послали на кавказский театр военных действий. Отправка декабристов в Сибирь началась уже в июле  1826. До осени 1827 большинство из них содержалось в Благодатском руднике под Нерчинском, затем их  перевели в Читу, а осенью 1830 сконцентрировали на  Петровском каторжном заводе под Иркутском. По  отбытии сроков каторги осужденных расселяли в  разных местах Сибири. К началу 1840­х они  сосредоточились преимущественно в крупных  городах (Иркутск, Тобольск). Часть декабристов  была переведена на Кавказ, где некоторые своим  мужеством заслужили производство в офицеры, как  М.И.Пущин, а некоторые, как А.А.Бестужев и В.  С.Толстой, погибли в бою. Общая амнистия декабристов последовала только  после смерти Николая I – по случаю коронации  Александра II в 1856. Ее дождалось лишь  меньшинство, в том числе И.Д.Якушкин (ум. 1857),  Д.А.Щепин­Ростовский (ум. 1858), И.И.Пущин (ум.  1859), С.П.Трубецкой (ум. 1860), А.Н.Муравьев (ум.  1863), С.Г.Волконский (ум. 1865), Е.П.Оболенский  (ум. 1865), М.А.Бестужев (ум. 1871), А.Н.Сутгоф  (ум. 1872), М.И.Муравьев­Апостол (ум. 1886).  Некоторые из них (М.И.Пущин, П.М.Свистунов,  А.Н.Муравьев, И.А.Анненков) принял активное  участие в подготовке крестьянской реформы 1861. Значение восстания декабристов. Выступление  декабристов формально явилось завершающим  звеном в цепи гвардейских военных переворотов,  которыми изобиловала история России в 18 в. В то же время оно существенно отличалось от предыдущих,  ибо его целью была не смена монархов на престоле, а  проведение кардинальных социально­экономических  и политических преобразований. Несмотря на  поражение декабристов, обусловившее общий  консервативный («охранительный») характер  николаевского царствования, восстание 1825  потрясло устои режима и в перспективе  способствовало радикализации оппозиционного  движения в России. Каким   на   ваш   взгляд   было   историческое   значение восстания декабристов? Говоря о значении восстания декабристов, В.О.  Ключевский отмечал: «Декабристы важны не как  заговор, не как тайное общество, это нравственно­ общественный симптом, вскрывший обще­ству  недуги, которых оно само в себе не подозревало; это  целое настроение, охватившее широкие круги, а не  121 человек только, признанных виновными и  осужденных по нескольким степеням виновности». Декабристы были первыми русскими дворянскими  революционерами, открыто выступивши­ми против  Доказательство, работа с аудиторией (подвод  учащихся к оценочным  выводам). Историческое  значение и  последствия  восстания  декабристов. самодержавия. Поражение декабристов еще больше  увеличило противоречие между властью и  дворянской интеллигенцией. Выступление  декабристов не было понято крестьянством, а их  поражение воспринималось как справедливая кара  дворянам, якобы препятствовавшим отме­не неволи.  Надежды на освобождение крестьяне пока возлагали  на доброго царя­батюшку. Не­приятие народными  массами, значительной частью дворянства движения  декабристов помогало борьбе царизма с  либеральными и революционными течениями,  проводить реакционную полити­ку. Декабристы имели определенный шанс ускорить  развитие страны по пути создания государ­ ственности западного образца. Поражение  декабристов и исключение из активной политической  жизни лучших, честнейших, преданнейших людей  России явилось национальной трагедией. Восстание декабристов было частью международного революционного процесса, охвативше­го Европу в 20­ х гг. XIX в. Выступая против царизма, ставшего  жандармом Европы, декабристы тем самым нанесли  удар по принципам Священного союза в этом  международное значение дви­жения декабристов. Рассуждение  (выявление с  аудиторией причинно  следственных связей). Работа с  аудиторией. Почему восстание потерпело поражение? Почему общество не поддержало декабристов? IV.Закрепление и обобщение материала: Таким образом, из­за последствий  сложной социально­экономической ситуации в стране,  реформаторски настроенная интеллигенция предприняла попытку  улучшить положение, и  уничтожить путём восстания главную тормозящую развитие страны причину ­ крепостное право.  Однако из­за неготовности общества к резкой и глобальной социальной перемене, какой являлось  крепостное право, декабристов не поддержала основная масса населения.  Вопросы на закрепление материала: ­Какова была цель суда над декабристами? ­Как император оценивает восставших? ­Как, на ваш взгляд, было организовано восстание? ­Назовите причины поражения декабристов? V.Домашнее задание: §9, вопросы в конце параграфа: 4, 5, 6, выполнить в тетради в письменном виде. Литература 1. Нечкина  М. В.  Декабристы. — М.:   Наука,   1982 (Серия «Страницы истории нашей  Родины»). 2. «Русская правда»  П.И. Пестеля [Электронный ресурс] ­  http://www.hrono.ru/dokum/1800dok/1825pravda.php 3. Конституция Н.М. Муравьёва [Электронный ресурс] –   http://constitution.garant.ru/history/act1600­1918/5400/ 4. 5. 6. [Электронный ресурс] ­ http://ru.wikipedia.org/wiki/Тайные_общества [Электронный ресурс] ­https://ru.wikipedia.org/wiki/Северное_тайное_общество [Электронный ресурс] ­http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Южное%20общество %20декабристов/

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Династический кризис 1825г.», 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018