Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс
Оценка 5

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
8 кл
21.02.2018
Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс
Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс. Цели урока: Контроль качества знаний учащихся по темам: «Общественное движение при Александре I», «Династический кризис 1825г. Выступление декабристов»; показать роль русской интеллигенции в вопросе государственного реформирования и преобразования общества. Подчеркнуть негативность явления крепостного права и социально-экономическую необходимость уничтожения в обществе этого института; закрепить понимание значения изученных терминов и персоналий: «Лейб», «масоны», «ложа», «декабристское восстание», «цензура», «тиснение», П.Пестель, Н.Муравьёв; охарактеризовать личность императора Николая I и определить направления его внутренней политики; изучить и проанализировать исторические документы современников; изучить новые термины: «Жандармерия», «Канцелярия».
Внутренняя политика Николая I..doc
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ Класс: 8 Тема: Внутренняя политика Николая I. Учитель: Корелина С.С. Цели урока: Контроль качества знаний учащихся по темам: «Общественное движение при Александре I», «Династический кризис 1825г. Выступление декабристов»; показать роль русской интеллигенции в  вопросе государственного реформирования и преобразования общества. Подчеркнуть негативность  явления крепостного права и социально­экономическую необходимость уничтожения в обществе  этого института; закрепить понимание значения изученных терминов и персоналий: «Лейб»,  «масоны», «ложа», «декабристское восстание», «цензура», «тиснение», П.Пестель, Н.Муравьёв;  охарактеризовать личность императора Николая I и определить направления его внутренней  политики; изучить и проанализировать исторические документы современников; изучить новые  термины: «Жандармерия», «Канцелярия». Тип урока – комбинированный (проверка и контроль пройденного материала, изучение нового  материала). Вид учебных занятий: контрольная работа (тест); изучение нового материала ­ лекция, вопросно­ ответная работа учителя с учащимися, работа учащихся с историческими документами (§10,С.57­62). Инструментарий: 1. Тестовые задания (контроль знаний). 2. Учебное издание: Данилов А.А. История России,XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват.  учреждений 3.Интерактивная доска + презентация «император Николай I». 4.Учебные картины: «Портрет Аракчеева А.А.», «Одесский порт в начале  XIX  в.», «реконструкция русского крепостного крестьянина», «фабрика XIX в.». I. II. Организационный момент (запись даты и темы урока в рабочей тетради). Работа над тестовым заданием: Тестовое задание 1. /ВариантI/ 1. Южное общество возникло а) в 1816г. б) в 1818г. в) в 1822 г. 2. Тайная религиозно­политическая организация, провозглашающая своей целью  совершенствование и объединение человечества а) масонская ложа б) Северное общество в) «Союз благоденствия» 3.Положение о том, что Россия должна стать федеративным государством, состоящим из 12­ 13 наместничеством во главе с генерал­губернаторами, содержалось а) в «Русской правде» П.Пестеля б) в «Конституции» Н.Муравьёва в) в Уставной грамоте Н.Новосильцева 4. Во главе Северного общества стояли  а) С. Трубецкой, П.Пестель, Н. Муравьёв, С. Муравьёв­Апостол б) П.Пестель, А. Юшневскй, М.П. Бестужев­Рюмин в) Н.Тургенев, Н. Муравьёв, Е. Оболенский, С. Трубецкой 5. Отметьте о ком идёт речь. Родился в старинной дворянской семье. Окончил Московский      университет. Участник войны 1812г.; был членом тайных организаций: масонской ложи Трёх  добродетелей, «Союза спасения», «Союза благоденствия», Северного общества. Сторонник  ограниченной монархии, резко выступал против истребления царской семьи а) П.Пестель 1 б) Н.Муравьёв в) С. Волкнский Тестовое задание 2./ВариантII/ 1.Одна из первых тайных организаций «Союз благоденствия» была создана  а) в 1815г. б) в 1818г. в) в 1821г. 2. Идея освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения их землёй в размере  двух десятин на двор содержалась а) в «Русской правде» П.Пестеля б) в «Конституции» Н. Муравьёва в) в Уставной грамоте Н.Новосильцева     3. Идея равенства всех граждан перед законом содержалась  а) в «Русской правде» П.Пестеля б) в «Конституции» Н.Муравьёва в) в Уставной грамоте Н.Новосильцева 4. Во главе Южного общества находились а) С.Трубецкой, П.Пестель, Н.Муравьёв, С.Муравьёв­Апостол б) П.Пестель, А. Юшневский, М.П.Бестужев ­ Рюмин в) Н.Тургенев, Н.Муравьёв, Е. Оболенский, С.Трубецкой 5. Отметьте, о ком идёт речь. Он родился в семье знатного дворянина. Образование получил  домашнее. Потом учился в Дрездене и Пажеском корпусе. Участник Отечественной войны 1812г.  Отличился при Бородино. Один из руководителей Южного общества. Убеждённый республиканец,  считал необходимым отменить крепостное право и ликвидировать сословные привилегии только  путём свержения самодержавной власти. А.С. Пушкин написал о нём: «Он один из самых  оригинальных умов, которых я знаю». а) П.Пестель б) Н.Муравьёв в) С.Трубецкой   II. Подведение учащихся к новой теме, работа с картой «Россия в XIX веке», соседние  территории, у доски  учащийся показывает экономические центры Российской империи. IV.Изучение нового материала Тема урока: Социально ­ экономическое развитие после Отечественной войны 1812г. Приёмы   и   средства преподавания учителя Основные вопросы плана и их краткое содержание Познавательные  задания и вопросы  учащимся Изложение,  повествование. В 1820 году император Александр I сообщил  Николаю Павловичу и его жене, что наследник  престола великий князь Константин Павлович  намерен отречься от своего права, поэтому  наследником предстоит стать Николаю как  следующему по старшинству брату. Формально  Константин отрёкся от своих прав на престол в  2 Как вы думаете,  справедливо ли было  назначение Николая  императором? Повествование, работа  с картой у доски с  учащимся. 1823 году, так как Константин не имел детей, был разведён и женат вторым морганатическим  браком на польской графине Грудзинской. 16  августа 1823 Александр I подписал манифест о  назначении наследником престола в.к. Николая  Павловича (не публиковался). Из манифеста: «<… > акт сего отречения ради достоверной  известности, хранить в Московском Большом  Успенском соборе и в трех высших  Правительственных местах <…> — в Святейшем  Синоде, Государственном Совете и  Правительствующем Сенате <…>». На всех  пакетах с текстом манифеста Александр I сам  написал: «Хранить до моего востребования, а в  случае моей кончины раскрыть прежде всякого  другого действия».  Неожиданная смерть 19 ноября 1825 в Таганроге  Александра I выявила всю сложность и  двусмысленность сложившейся династической  ситуации. По вскрытии названных документов,  великий князь Николай Павлович отказался  провозгласить себя императором до  окончательного выражения воли старшего брата.  Николай отказался признать завещание  Александра, 27 ноября население было приведено  к присяге Константину, и сам Николай присягнул  Константину I как императору. Но Константин  престола не принимал, одновременно не желал и  формально отрекаться от него в качестве  императора, которому уже принесена присяга.  Создалось двусмысленное и крайне напряжённое  положение междуцарствия, которое  продолжалось 25 дней, до 14 декабря. Николай решился, наконец, объявить себя  императором, так и не дождавшись от брата  формального акта отречения. Вечером 12 декабря М. М. Сперанским был составлен Манифест о  восшествии на престол Николая. Николай  подписал его 13 декабря утром. К Манифесту  прилагались письмо Константина к Александру I  от 14 января 1822 года об отказе от наследования  и манифест Александра Павловича от 16 августа  1823 года. В Манифесте 12 декабря 1825 года  днём вступления на престол Николая I называлось 19 ноября 1825 года. Была назначена вторая  присяга, или, как говорили в войсках,  «переприсяга», — на этот раз уже Николаю I.  Переприсяга в Петербурге была назначена на 14  3 Почему произошла  неразбериха с  наследованием  престола? Объяснение, показ  слайд шоу. Доказательство, работа с аудиторией (подвод  учащихся к оценочным  выводам). декабря. На этот день группа офицеров — членов  тайного общества назначила своё восстание. Было решено блокировать Сенат, направить туда  революционную делегацию в составе Рылеева и  Пущина и предъявить Сенату требование не  присягать Николаю I, объявить царское  правительство низложенным и издать  революционный манифест к русскому народу.  Восстание декабристов, однако, было подавлено,  участники подверглись ссылке, а пять  руководителей были казнены.  Высочайший манифест, данный 28 января 1826  года, со ссылкой на «Учреждение об  императорской фамилии» 5 апреля 1797 года,  постановлял: «Первое, как дни жизни нашея суть  в руце Божией: то на случай кончины НАШЕЙ, до законного совершеннолетия Наследника,  Великого Князя АЛЕКСАНДРА  НИКОЛАЕВИЧА, определяем Правителем  Государства и нераздельных с ним Царства  Польского и Великого Княжества Финляндского  Любезнейшего Брата НАШЕГО, Великого Князя  МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА. <…>» Коронован 22 августа 1826 года в Москве—  вместо июня того же года, как планировалось  первоначально — вследствие траура по  скончавшейся 4 мая в Белёве вдовствующей  императрице Елизавете Алексеевне.  Сослуживший во время коронования митрополиту Новгородскому Серафиму (Глаголевскому)  архиепископ Московский Филарет (Дроздов), как  явствует из его послужного списка, был лицом,  представившим Николаю «описание открытия  хранившегося в Успенском соборе акта <…>  Императора Александра Павловича»  Глубоко искренний в своих убеждениях, часто  героический и великий в своей преданности тому  делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I  был донкихотом самодержавия, донкихотом  страшным и зловредным, потому что обладал  всемогуществом, позволившим ему подчинять всё  своей фанатической и устарелой теории и  попирать ногами самые законные стремления и  права своего века. Вот почему этот человек,  соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности,  сердце горячее и нежное и ум возвышенный и  4 Почему так  неоднозначно  современники  оценивают личность  Николая? Выделите на ваш взгляд важнейшие направления внутренней политики  НиколаяI? Рассуждение  (выявление с  аудиторией причинно  следственных связей). просвещённый, хотя и лишённый широты, вот  почему этот человек мог быть для России в  течение своего 30­летнего царствования тираном  и деспотом, систематически душившим в  управляемой им стране всякое проявление  инициативы и жизни. — А. Ф. Тютчева Важнейшим направлением его внутренней  политики стала централизация власти. Для  осуществления задач политического сыска в июле  1826 года был создан постоянный орган — Третье отделение личной канцелярии — секретная  служба, обладавшая значительными  полномочиями, начальник которой (с 1827 года)  одновременно был шефом жандармов. Третье  отделение возглавил А.      Х.      Бенкендорф, ставший  одним из символов эпохи, а по его смерти (1844  год) — А.      Ф.      Орлов. 8 декабря 1826 создан первый из секретных  комитетов, задачей которого являлось, во­первых, рассмотрение бумаг, опечатанных в кабинете  Александра I после его смерти, и, во­вторых,  рассмотрение вопроса о возможных  преобразованиях государственного аппарата. 12 (24) мая 1829 года в зале сената в варшавском  дворце, в присутствии сенаторов, нунциев и  депутатов Царства, был коронован как король  (царь) Польский. При Николае было подавлено  Польское восстание 1830­1831, в ходе которого  Николай был объявлен повстанцами лишённым  престола (Постановление о детронизации Николая I). После подавления восстания Царство Польское утратило самостоятельность, сейм и армию и  было разделено на губернии. Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем  самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и  пресекал попытки изменить существующий  строй — невзирая на революции в Европе. После  подавления восстания декабристов развернул в  стране масштабные мероприятия по искоренению  «революционной заразы». В период правления  Николая I возобновились гонения на  старообрядчество; были воссоединены с  православием униаты Белоруссии и Волыни  (1839). Что касается армии, которой император уделял  5 Обобщающая  характеристика  (выявление основных  признаков и черт  событий, явлений). много внимания, что Д. А. Милютин, будущий  военный министр в царствование Александра II,  пишет в своих записках: «…Даже в деле военном,  которым император занимался с таким страстным увлечением, преобладала та же забота о порядке,  о дисциплине, гонялись не за существенным  благоустройством войска, не за приспособлением  его к боевому назначению, а за внешней только  стройностью, за блестящим видом на парадах,  педантичным соблюдением бесчисленных  мелочных формальностей, притупляющих  человеческий рассудок и убивающих истинный  воинский дух».  Николай подавлял малейшие проявления  вольнодумства. В 1826 году вышел цензурный  устав, прозванный его современниками  «чугунным». Запрещалось печатать практически  всё, что имело какую­либо политическую  подоплеку. В 1828 году вышел ещё один  цензурный устав, несколько смягчавший  предыдущий. Новое усиление цензуры было  связано с европейскими революциями 1848 года.  Доходило до того, что в 1836 году цензор  П. И. Гаевский, отсидев 8 дней на гауптвахте,  сомневался, можно ли пропускать в печать  известия вроде того, что «такой­то король  скончался». Когда в 1837 году в «Санкт­ Петербургских ведомостях» была опубликована  заметка о покушении на жизнь французского  короля Луи­Филиппа, Бенкендорф немедленно  уведомил министра просвещения С. С. Уварова,  что считает «неприличным помещение подобных  известий в ведомостях, особенно правительством  издаваемых».  Охарактеризуйте  главные события во  время правления  Николая I? V.Закрепление и обобщение материала: Вопросы на закрепление материала: ­ В чём вы видите причины ужесточения внутренней политики при Николае I? ­ В чём проявилось укрепление роли государственного аппарата при новом царе? ­ Какими мерами Николай пытался продемонстрировать преемственность с предыдущим  царствованием? VI.Домашнее задание: §10, вопросы в конце параграфа: 1, 2, 3, вопрос 6, выполнить в тетради в письменном виде. 1.Кожинов В. Россия. Век XX­й. М., 2008, с.95­96. Литература: 6 2.Колесникова М. Николай Первый. Лики масок государя: Психологические этюды. М., 2008 с.193­ 194 3.Солоневич И. Народная монархия. Москва, 1991, с.422 4. [Электронный ресурс] ­ http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I 5. [Электронный ресурс] ­http://www.rosimperija.info/post/203 7

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс

Конспект урока истории по теме : «Внутренняя политика Николая I.», 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018