Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"
Оценка 4.8

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
11 кл
22.04.2017
Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"
урок посвящен анализу деятельности премьер-министра П. СТОЛЫПИНА , его аграрной реформе и др. в годы первой революции в России. от имени участников событий выступали сторонники Столыпина п таких слороев общества, как зажиточные крестьяне и др.), и противники реформ. Присяжные, свидетели,прокурор и адвокат и прочие участники процессаисторическая ролевая игра судебное заседание: "П. А. Столыпин-реформатор или реакционер?
урок истории конспект.docx
Историческая ролевая игра "Судебное заседание" по курсу истории России, 9-й и 11-й классы. Тема: "П.А. Столыпин — реформатор или реакционер?! Цели и задачи урока: Образовательная цель: углубленное изучение истории России начала XX в Задачи:  закрепить и обобщить полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально­экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А.Столыпина;  формирование умений анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументировано защищать собственную точку зрения.  вырабатывать исследовательские навыки изучения исторического материала Воспитательная цель:  воспитание уважения к мнению оппонента, корректное ведение дискуссии Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности. Задачи:   развивать умение выделять главное и устанавливать причинно­следственные связи; развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране;  формулировать выводы и обобщения;  формирование навыков работы с текстом, документами;  развитие навыков самостоятельной работы; Тип урока: историческая ролевая игра. Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично­поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами, документами, текстом учебника).  закрепить и обобщить полученные знания учащихся о событиях первой русской  революции, социально­экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе  П.А.Столыпина;  формирование умений анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать  актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и  аргументировано защищать собственную точку зрения.   вырабатывать исследовательские навыки изучения исторического материала; воспитание уважения к мнению оппонента, корректное ведение дискуссии. Оборудование урока.   портрет П.А.Столыпина плакаты, подготовленные учащимися со стороны защиты и обвинения. Варианты: o “Столыпин – великий реформатор России”; o “Довольно террора и насилия в истории России”; o “Гений и злодейство – вещи несовместимые?!”; o “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России”  П.А.Столыпин. Предварительная подготовка к уроку, распределение ролей, изучение исторического  материала.  Ученик – биограф П.А.Столыпина;  Обвинитель – прокурор;  Защитник – адвокат;  Судья – учитель (9 класс) или подготовленный ученик (11 класс);  Свидетели обвинения:  Представитель депутата Государственной Думы;  Крестьяне;  Свидетели защиты: o представитель депутата Шульгина; o историк­эксперт; Ход урока Вступительное слово судьи. оглашение темы заседания, представление защиты и обвинения, других участников  процесса и обращение к присяжным о необходимости вынесения справедливого вердикта. Слово биографу П.А.Столыпина с краткой биографической справкой. Судья: ­ Приступаем к обсуждению темы нашего заседания – оценка деятельности  Столыпина. В жизни и деятельности П.А.Столыпина мы выделим два главных момента,  определяющих его роль во внутренней политике России. Это отношение к революции в  России и аграрной реформе. 1905 г. застал Столыпина на посту губернатора обширной  Саратовской губернии, а в 1906 г. он становится Председателем Совета министров и  сохраняет пост министра внутренних дел. Приступим. Слово стороне обвинения. Прокурор: ­ Ваша честь! Господа присяжные! Обсуждая здесь реакционную деятельность  премьер­министра России в период с 1906­1911годов, Судья: ­ Прошу без оценок Прокурор: ­ Хорошо, продолжаю…Премьер­министр П.А. Столыпин еще в 1905 г., будучи  губернатором Саратова, принял ряд мер карательного характера против революционеров,  т.е. рабочих и крестьян; был организатором черносотенного движения. Так было собрано  около 60 тыс. рублей, губернский город разбили на три части, в каждой из которых  открыли “народные клубы”, ставшие центрами черносотенной пропаганды и опорными  пунктами для создания черносотенных дружин. Всякий раз, когда в городе начинались  демонстрации, правые устраивали контрдемонстрации. Каждый нес корзину с камнями, а  во главе колонны шли самые дюжие молодцы. Получая камни из задних рядов, они  беспрерывно швыряли их в демонстрантов. Руками черносотенцев, стараясь не прибегать к  помощи войск, Столыпин боролся с революционным движением в Саратове. Как  руководитель полицейского аппарата Столыпина заслужил ненависть революционной  России. 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке был принят указ о военно­полевых  судах широкомасштабное применение этого закона началось практически сразу же после  его опубликования. Официальных сведений о числе жертв военно0полевых судов нет. Но  есть исторические исследования. Прошу предоставить слово историку­эксперту. Судья: ­ Прошу. Историк­эксперт: ­ “По подсчетам исследователей за 8 месяцев (август 1906 г. – апрель  1907г.) военно­полевые суды вынесли 1102 смертельных приговора. Через 8 месяцев  военно­полевые суды были упразднены, но их заменили военные суды, которые отличались  такой же жестокостью, по неполным сведениям в 1906­1910 гг. были казнены 3825  человек” (Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. “Наше Отечество. Опыт  политической истории т.1 стр.238 М, 1991) Прокурор: ­ В повседневной обиход вошли выражения “столыпинский галстук” ­ петля,  “столыпинские качели” ­ виселица, “столыпинский” арестантский вагон. Мы обвиняем  Столыпина в непосредственной причастности к террору. В качестве свидетеля прошу  вызвать представителя великого русского писателя Л.Н.Толстого. Свидетель обвинения: ­ Господа, имею честь, представлять здесь графа Толстого и прошу  заслушать высказывание Л.Н. о кровавом правительственном терроре против народа в  статье Толстого “Не могу молчать!”: “…И тут неперестающие казни, казни, казни. То же и  нынче. Но нынче это что­то ужасное, для меня, по крайней мере, такое, что я не могу не то  что молчать, не могу жить, как я жил, в общении с теми ужасными существами, которые  делают эти дела… А те, кто главные виновники и попустители этих ужасных преступлений всех законов божеских и человеческих ­ г­н Столыпин говорит бесчеловечные, глупые,  чтоб не сказать отвратительные, спокойные речи…”. Судья: ­ Есть ли вопросы со стороны защиты? Адвокат: ­ Есть. Как относился Л.Н. к насилию со стороны революционеров? Свидетель обвинения: Л.Толстой был против насилия от кого бы оно не исходило, он  проповедовал непротивлению злу. Адвокат: Благодарю, в таком случае прошу пригласить моего свидетеля историка  эксперта. Свидетель защиты историк­эксперт: “12 августа 1906 г. к министерской даче на  Аптекарском острове подкатило ландо с двумя жандармскими офицерами. Опытный  швейцар сразу заметил несоответствие в форме. Вызвали подозрение и портфели, которые  бережно держали незнакомцы. Однако швейцару не удалось их остановить. Вбежав в  переднюю, они наткнулись на генерала, ведавшего охраной. Тогда они швырнули портфели, и взрывом мгновенно разметали дачу. В приемной министра в это время собралось много посетителей, поэтому число жертв  оказалось очень большим. Убито было 27 человек, в том числе два террориста,  принадлежавшие к одной из максималистских групп. Среди раненых оказались трехлетний  сын Столыпина и 14­летняя дочь. Сын вскоре поправился, у дочери же были раздроблены  ноги, и она года два не могла ходить. Единственной комнатой, которая не пострадала, был  кабинет Столыпина, где он в момент взрыва и находился”. Адвокат: ­ Повторите, когда это случилось? Свидетель:   Адвокат: А указ о военно­полевых судах принят 19 августа 1906 г. Так кто же начал  кровавый террор в России, господа присяжные заседатели?! И что заявил Столыпин по  этому поводу, прошу Вас господин эксперт? Свидетель защиты: Столыпин, оправдывая свою политику, заявил: “Где с бомбами  врываются в поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей,    12 августа 1906 года. таможенного дела правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на  крики о реакции”. И обращаясь к левым фракциям в Государственной Думе, он произнес  знаменитые слова: “Вам нужны великие потрясения, нам же нужна великая Россия”. Адвокат: ­ Господа присяжные, обратите внимание, речь идет о защите мирных жителей и  порядка в стране, не о собственной безопасности заботился Петр Аркадьевич, сам он был  очень мужественный человек. Прошу пригласить свидетеля В.В.Шульгина, депутата  Государственной Думы.   Свидетель Шульгин: ­ Однажды губернатор оказался без охраны перед лицом  взволнованного схода, и “один дюжий парень пошел на него с дубиной”. Не растерявшись,  Столыпин бросил ему шинель: “Подержи!” ­ буян опешил, послушно подхватил шинель и  выронил дубину. (Хрестоматия, стр.174) Прокурор: ­ Господин Шульгин, Вы считаете личное мужество Столыпина оправдывает его политику террора?! Свидетель Шульгин:   Судья: Переходим кредитной организации второму, основному вопросу в оценке  деятельности Столыпина – к аграрной реформе. Прошу, слово защите. Адвокат: “Величайшая заслуга Столыпина в его необходимости экономической  модернизации России. В отличие от Витте он сосредоточил усилия не на промышленности  и финансах, а на аграрном вопросе. И отнюдь не случайно реформа получила название  “столыпинской”. Еще на посту саратовского губернатора Столыпин считал, что общинные  порядки тормозят развитие сельского хозяйства” (Наше Отечество, т.1 стр.241­242). /Далее излагается суть аграрной реформы. Составной частью аграрной реформы была  переселенческая политика…/ впечатляющими были экономические результаты реформы. Прошу господина историка­ эксперта ознакомить Высокий суд с цифрами – показателями результатов реформ. Свидетель историк­эксперт:   ­ Это характеристика личности выдающегося политического деятеля.  Ликвидирован дефицит денег в государственном бюджете;     4 млн десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот; из европейской России переселилось 3 млн хозяйств; доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей; производство зерна к 1913г. увеличилось против 1900г. в 1,5 раза. (И.Липсиц. Экономика г.1 стр.45, М, 2004г.) Судья: ­ Есть у стороны обвинения вопросы? Прокурор: Да, дополнение, другие цифры. Главный порок реформы состоял в том, что  рамки реформы были ограничены крестьянскими наделами. Реформа не тронула  помещичьего землевладения. Поместное дворянство не позволяло даже в малейшей  степени задеть свои интересы. Через этот порог оказался неспособным переступить и  Столыпин. В данном случае он проявил себя не как государственный деятель, а как владелец четырех имений. Не учтены живучесть общинных порядков, стремление к  уравниловке. Между хуторянами и общинниками разгорелась настоящая война. От 70% до  90% вышедших из общины сохранили связи с общиной. Прошу вызвать свидетеля­ крестьянина д.Засорино Никольского уезда Вологодской губернии. Свидетель­крестьянин: ­ Мы тут жалобу составили царю­батюшке: “Умоляем Ваше Величество не распространять на нас закона относительно отрубных  участков. Мы обладаем малым количеством земли и применение его разорит нас. Кроме  того, лучшие участки земли забирают состоятельные крестьяне, оставляя нам  непригодную. Указ 9 ноября 1906 года вовсе неподходящий. Землю­то мы каждый год  делим, с последнего передела у одних на едока оказалось3/4 десятины земли, у других 7 1/2 десятины. Что же тот крестьянин станет делать со своей семьей, у которого по  3/4десятины на человека. У него была одна надежда дождаться передела: землицы на  ребятишек дадут.” телеграмма подписана крестьянами 1000 дворов. (Долуцкий, История России XX в., М, 1998г.).   ­ Протестуем. Во главе заговора против Думы стоял царь. Его мало интересовали  Судья: Есть вопросы со стороны защиты? Адвокат: А есть ли в вашей деревне крепкие хозяйства? Крестьянин: ­ Есть, как не быть, да мало. Адвокат: ­ Вот Столыпин и хотел, чтобы таких крепких хозяйств фермерского типа было  как можно больше, ставка “не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных… …Нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним  его нищету. Самое страшное и позорное рабство – это рабство от нищеты”. П.Столыпин  (Возможно изложение проекта других государственных преобразований). Прокурор: ­ Позвольте, Ваша честь, Столыпин не имел поддержки и среди значительной  части дворянства и среди левой оппозиции, что доказывает несостоятельность реформ. К  тому же правительство готовило роспуск II Думы. И в этом тоже была реакционная роль  Столыпина. Адвокат:   хутора и отруба, но раздражала левая Дума. Прошу эксперта­историка зачитать  выступление мемуариста Изгоева А.С. Свидетель эксперт­историк: ­ Изгоев считал, что Столыпин принял участие в этом деле  едва ли не против своего желания. Речь шла о судьбе реформы, которую он считал своим  кровным делом и ради нее был готов пожертвовать какой угодно буквой закона… Царь  потерял терпение и в личной записке Столыпину напомнил, что “пора треснуть” и 3 июня  1907 г. II Дума была распущена” (Хрестоматия, стр.186). 1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен в Киевском государственном театре. Адвокат: Спасибо. Итак, мы видим, что Столыпин стал заложником обстоятельств. И то,  что власть блокировала серьезные преобразования, доказывает библейскую истину “Нет  пророка в своем отечестве”. Но это ни в коей мере не умоляет значения деятельности  Столыпина как великого реформатора. Судья: Приступаем к заключительному прению сторон. Слово – стороне обвинения. Слово – стороне защиты. Присяжные удаляются на совещание, старшина присяжных выносит вердикт. Учитель благодарит за урок, дает анализ, оценку деятельности учащихся, если считает  необходимым. Литература: 1 Книга для чтения. Хрестоматия для старшеклассников. ч.II. Тула, 1995г. 2 Хрестоматия по истории России пер.пол.XX в. составитель Хромова И.С..М, 1995г. 3 Долуцкий. История России XX в., М. 1998г. 4 Энциклопедия для детей. История XX в. М, 2004г. 5 Учебники по курсу истории России XX в. 9, 11 классы. 6 Наше Отечество. Опыт политической истории. Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар  Е.И. т.1, М., 1991г. 7 Статья Л.Н.Толстого “Не могу молчать!”. 8 Э.Володарский “Столыпин. Невыученные уроки”. 9 Г.Сидоровнин “П.А.Столыпин. Жизнь за Отечество” 10 А.Савеличев “Столыпин”.

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"

Конспект урока истории-ролевая игра:"П.А.Столыпин-реформатор или реакционер?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017