Конспект урока истории в 7 классе по теме «Окончание Смутного времени».
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
7 кл
19.03.2018
Конспект урока истории в 7 классе по теме «Окончание Смутного времени».
Цель урока: познакомиться с окончанием Смуты, выявить факторы, позволившие предотвратить национальный кризис в России в начале XUII века.
Задачи:
-усвоить значение терминов: «Семибоярщина», ополчение, гражданская война, национальное самосознание;
-продолжить формирование умения работать с исторической картой, документом;
-развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации;
-развитие умения сравнивать (сравнительная таблица «Первое и Второе ополчение»); выделять главное в тексте параграфа, документа; делать выводы;
- формирование патриотического отношения к Родине, осознание роли гражданского общества в жизни страны.
история.docx
Конспект урока истории в 7 классе по теме
«Окончание Смутного времени».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомиться с окончанием Смуты, выявить
факторы, позволившие предотвратить национальный кризис
в России в начале XUII века.
Задачи:
-усвоить значение терминов: «Семибоярщина», ополчение,
гражданская война, национальное самосознание;
-продолжить формирование умения работать с исторической
картой, документом;
-развитие познавательного интереса через создание
проблемной ситуации;
-развитие умения сравнивать (сравнительная таблица
«Первое и Второе ополчение»); выделять главное в тексте
параграфа, документа; делать выводы;
- формирование патриотического отношения к Родине,
осознание роли гражданского общества в жизни страны.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала
А) Распад тушинского лагеря.
Б) «Семибоярщина».
В) Первое и Второе ополчение (самостоятельная работа
учащихся по составлению сравнительной таблицы, выводы)
Г) Земский собор 1613 года (чтение и анализ документа о
Земском соборе 1613 года).
4. Итоги урока. Домашнее задание к уроку:
1) характеристика исторической личности- Борис Годунов
или Лжедмитрий I (на выбор);
2) синквейн по теме «Смута».
Оформление урока: Карта «Россия в XUII веке»; таблица
«Смута»; презентация «Окончание Смутного времени».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
Характеристика исторической личности – Б.Годунов,
Лжедмитрий.
7 человек работают по карточкам. Задания на карточках: а)
дать определение терминов: самозванец, Смута, Земский
собор; б) найти ошибку: 1601-1613гг. – правление
Лжедмитрия I; 1605-1606гг. – восстание И.Болотникова; 1606-
1607 гг. – Смута.
Устный вопрос: Какова роль иностранных государств во
время Смуты? Покажите на карте русские земли, на которые
претендовали поляки и шведы.
Проверка синквейна.
3. Изучение нового материала.
Проблемное задание на слайде №3: Кому посвящен этот
памятник? Какую роль сыграли эти люди в истории России?
(памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве на Красной
площади, скульптор Э. Мартос)
Слово учителя: Сегодня мы должны выяснить как
закончилось Смутное время в России, как удалось русскому
народу преодолеть кризис? Какие факторы способствовали
этому?
А) Распад тушинского лагеря (показ слайда №5). Выполнение задания №2 с.10 в рабочей тетради– таблица
«Деятельность Лжедмитрия II»
Центры
движения
Тушино
(1608-
1609)
Калуга
(1609-
1610)
Социальная опора
(какие слои населения
поддерживали)
Польские и русские
дворяне; казаки;
крестьянство;
посадские люди; часть
бояр
Казаки; крестьянство;
посадские люди; часть
дворян
Особенности политики
Обещание воцариться в
Москве; земельные и
денежные пожалования
Сопротивление
полякам, пытавшимся
захватить Москву
Б) «Семибоярщина» (показ слайда №6).
В июле 1610 года москвичи свергли В.Шуйского, власть
перешла в руки «Семибоярщины» - правительство из 7 бояр,
главой которого являлся Ф.И.Мстиславский. Политика
«Семибоярщины» (показ слайда №7): пригласить на русский
престол сына польского короля Сигизмунда королевича
Владислава, при условии его перехода в православную веру;
отдать полякам Смоленск.
Вопросы:
Вспомните примеры из русской истории, когда ещё страной
правила группа бояр? (в период малолетства Д.Донского,
Ивана IU, Фёдора Ивановича).
Были ли выполнимы условия, на которых русские бояре
согласились принять на престол Владислава? (нет, они не
находили большой поддержки у народа).
Ситуация, сложившаяся в России к 1611 году, была
критической. Польские отряды захватывали города и
монастыри, грабили и убивали население. Продолжалась
осада Смоленска (20 месяцев!). Шведы удерживали
Новгород. Правительство Мстиславского впустило поляков в
Москву. По стране рыскали отряды тушинцев. Многие города
на западе страны признали в качестве «законного» царя Владислава, некоторые - шведского принца. Под угрозу была
поставлена независимость страны.
Вопрос: Какой выход из сложившейся ситуации предложили
бы вы? (Осознание народом факта потери национальной
независимости привело к созданию народных ополчений).
Индивидуальное сообщение ученика о национальном
самосознании (справка из Политического словаря).
Национальное самосознание – одна из характеристик нации,
имеющая определяющее значение для выделения нации из
числа прочих. Развитие национального самосознания
позволяет нации выделиться и оформиться в виде
исторически сложившейся группы людей, которая в своё
время возникла на базе общего языка, территории
проживания, экономической жизни, культуры и самобытного
характера. Это процесс самопознания и развития
национально-культурной самобытности, а также свойство
человека, позволяющее ему лично определиться, к какой
нации он относится.
В) Слово учителя.
Ополчение - формирование, созданное во время войны из
народа.
Во время Смуты было создано 2 ополчения (показ слайда
№8,9). Мы попытаемся сравнить их с помощью таблицы
(задание №4 с.11 в рабочей тетради).
Работа учащихся в парах.
Первое ополчение
Второе ополчение
Линии
сравнения
Причины
создания
Центр
движения
Руководите
ли Итоги
деятельнос
ти
Вопрос: В чём причина поражения Первого ополчения и
победы Второго? ( Отсутствие чёткой организации и общих
интересов в Первом, единство действий – во Втором).
Г) Земский собор 1613 года (показ слайда №10,11).
Вспомним, что такое Земский собор? (Это сословно-
представительный орган власти, принимающий наиболее
важные решения для страны).
С освобождением столицы предстояло восстановить
государственную власть, избрать нового царя. Обратите
внимание на то, что, несмотря на развитие народного
представительства в этот период, люди той эпохи по-
прежнему не мыслили существования государства без
сильной монархической власти.
Работа с документом – отрывок из труда В.О.Ключевского о
Земском соборе (чтение и анализ).
Вопросы к документу (слайд №12):
1) Какова была главная особенность Земского собора 1613
года?
2) Какова была задача Земского собора?
3) Как вы думаете, почему царём был избран Михаил
Романов?
4) Какие слои населения были заинтересованы в этой
кандидатуре?
4. Итоги урока.
Итак, подведем итоги Смуты.
В чём выразился подъём национального самосознания
русского народа? Когда закончилась Смута?
Польша продолжала войну с Россией после 1613 года.
Почему?
Домашнее задание: п.3, №1, 3,5 в рабочей тетради;
сообщение (по желанию) на тему:
1) Роль церкви в национально-освободительном движении в
годы Смуты;
2) Подвиг Ивана Сусанина.
Конспект урока истории в 7 классе по теме «Окончание Смутного времени».
Конспект урока истории в 7 классе по теме «Окончание Смутного времени».
Конспект урока истории в 7 классе по теме «Окончание Смутного времени».
Конспект урока истории в 7 классе по теме «Окончание Смутного времени».
Конспект урока истории в 7 классе по теме «Окончание Смутного времени».
Конспект урока истории в 7 классе по теме «Окончание Смутного времени».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.