История 8 класс
Урок № 9. Четверть III.
Дата проведения:
Тема: Русские изобретатели и умельцы
Цель: Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев.
Задачи
Образовательные: показать возрастание роли научных знаний в хозяйстве; подчеркнуть, что из
народа вышли замечательные мастера, изобретатели, вся жизнь которых была подвигом на благо
народа.
Коррекционноразвивающие: развивать навыки самостоятельной работы при составлении
сообщений по теме; способствовать развитию умений составлять рассказ с опорой на конспект
(таблицу), развитие и коррекция концентрации внимания на основе упражнения № 1, развитие и
коррекция мышления на основе упражнения на соотнесение, развитие речи на основе работы с
новыми словами и упражнения на дополнение предложений..
Воспитательные: воспитание мотивации к учению через создание ситуаций успеха. на примере
жизни этих замечательных изобретателей воспитывать у учащихся уважение к людям науки и
труда, стремление к знаниям, любовь к труду на благо народа.
Основные знания: И.П.Кулибин — изобретательсамоучка; И.И.Ползунов — изобретатель
паровой машины.
Основные термины и понятия Паровая машина, семафор, прожектор.
Оборудование и материалы: презентация, индивидуальные карточки.
Иллюстрации «Паровая машина И.И. Ползунова» , «Изобретения И.П. Кулибина», таблица
«Русские изобретатели и умельцы».
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Базовые учебные действия:
Личностные БУД: уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности
Коммуникативные БУД: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); использовать доступные источники и средства
получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные БУД: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
Познавательные БУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями; Этап урока
Цель этапа
Действия учителя
Технологическая карта урока:
I.Организационны
й момент
создание
эмоционального
настроя
обучающихся на
интеллектуальную
деятельность
.Повторение
III
пройденного.
повторение и
закрепление ранее
изученных знаний по
теме, подготовка к
восприятию нового
(слайд 1 пустой)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным
настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем
тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня
такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на
нашем уроке ….
Упражнение «Здравствуйте!» Учащиеся поочередно касаются
одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и
говорят:
т
ъ
желаю (соприкасаются большими пальцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
ребята, у нас сегодня урок истории, к нам пришли гости, чтобы поддержать
нас.
1. РВ.
ИДП 1 группа 1. найди слова (корректурная проба, на развитие объёма и
концентрации внимания)
ц
й Е ш щ п ё
х
Личностный
компонент
(жизненные
компетенции
)
Действия
учащихся
Слушают
учителя,
отвечают на
вопрос,
Выполняют
упражнения
Слушают
Разгадывают
задание,
Отвечают на
вопросы.
Работают с материала.
ь
в
о
о
а
р о
ч
ё
в
в
г
в
о м о н О
с
у
ф д К с
а
у
ч А п
Н я Т ы л
И р Е ь ю э
2. ИДП . толя группа Раздели склеенные предложения:
СУВОРОВБЫЛНЕБОЛЬШОГОРОСТАБЫЛУМНЫМНИРАЗУНЕПРОИГРА
Л
3. ИДП 2 группа развитие концентрации внимания и памяти:
Вычеркни каждую вторую букву:
ЙСЦУУВКОЕРНОГВШВЩЕЗЛХИЪКФИЫЙВПАОПЛРКООЛВДОЖДЭЕЯ
ЦЧ
Вычеркни каждую третью букву:
ЙЦГУКЕРКНГШЕЩЗРХЪАФЫЛВАИПРСОЛСДЖИЯЧМЦЙУПРСЫВ
.Актуализация
IV
знаний.
Постановка цели
и задач.
Мотивация
учебной
деятельности.
повышение
познавательн
ой
деятельности
обучающихся
Вступительное слово учителя.
Вспомните, сколько разных событий пережила наша страна в XVIII
веке. Реформы Петра I, и Екатерины II, дворцовые перевороты,
несколько войн. Территория Российской империи значительно
расширилась, развивалась промышленность и торговля. В XVIII веке
русскую армию прославил на весь мир полководец Александр Суворов,
а русскую науку Михаил Ломоносов.
В это время много было сделано замечательных открытий и
изобретений.
РМ запиши по цифрам от меньшего к большему:
ИДП 1 группа
л у ь м ц е ы
4 1 5 2
6 3 7
ИДП 2 группа
р
т и а
7 1 8 2 9 3 10 4 11 6 12 5
т о е
е и
б л
з
карточками.
Читают
диктант.
Отвечают.
Отвечают на
вопросы
учителя
Слушают
учителя.
Выполняют
задания
Отвечают на
вопросы
учителя,
Отвечают на V .
Первичное
усвоение новых
знаний
организация
совместной
деятельности по
открытию
нового знания
Кто такие изобретатели? Кого называют умельцем? (слайд 2)
РР. Дополни предложение Человек, который творчески мыслит,
работает, создает что то новое, неизвестное прежде это …..
Умелый, искусный работник , человек с умелыми руками это ….
Какие качества необходимы человеку чтобы сделать что то
нужное и полезное? (терпение, трудолюбие, усердие…)
Формулирование темы и цели урока. Запись темы и числа в тетрадь.
(слайд 3) «Русские изобретатели и умельцы«
Цели:
1. Узнать имена и фамилии изобретателей XVIII века.
2. Что они изобрели?
3. Для чего нужны эти изобретения?
Слайд 4 пустой) Вводное слово учителя. Изобретения русских людей
позволили построить новые станки для заводов, создать новое оружие
для армии. Не всегда изобретения сразу применялись в
промышленности, ведь в России было крепостное право, владельцы
заводов не хотели тратить средства на новые станки и оборудование.
Но проходили годы и имена изобретателей вспомнили, а их изобретении
начинали использовать. Их труд не пропал даром.
на столах у вас лежат таблицы, которые по ходу урока мы с вами
заполним, а затем вклеим в тетрадь.
Имя изобретателя, годы жизни Семья или сословие Изобретения
(слайд 5) Посмотрите на иллюстрации предметов, которые были
3.
сделаны этими людьми (паровая машина, самодвижущаяся тележка,
часы , семафор, одноарочный мост и т.д)
Что создал Кулибин, а что Ползунов? Вы можете ответить на этот
вопрос?
4. Сообщение обучающегося о Иване Ивановиче Ползунове. (слайд 6)
демонстрация иллюстрации «Паровая машина И.И. Ползунова» (слайд
7 )
вопросы.
Дополняют
предложения.
Отвечают на
вопросы
учителя.
Формулируют
цель урока и
тему.
Записывают
тему урока и
число в
тетрадь.
Слушают,
Рассматривают
таблицу.
рассматривают
иллюстрации,
отвечают на
вопрос
учителя.
Слушают
сообщение
учащегося.
Записывают
словарное 5. Словарная работа: паровая машина
Рассмотрите иллюстрацию на с 190.
6. Работа с текстом учебника о талантливом изобретателе Иване
Ивановиче Ползунове.
— В какое время жил И.И. Ползунов?
— Почему Ползунов решил изобрести паровую машину?
7. Запись в таблице (слайд 8)
Ползунов Иван Иванович 17291766гг, сын солдата, паровая машина.
8.
( слайд 9) Следующий изобретатель Иван Петрович
Кулибин.
9 . Самостоятельная работа с текстом учебника. Найдите в тексте
сведения о семье изобретателя ( предпоследний абзац. С 191.)
— Где родился ИП. Кулибин?
— Что из себя представляло первое изобретение И.П. Кулибина?
— Что изобрел И.П. Кулибин?
Чтение вслух, одним из учащихся.
(Слайд 10)
10. Рассказ учителя, дополнительный материал об изобретателе
И.П.Кулибине (1735—1818 гг.). (слайд 11)
По ходу изложения материала учитель заполняет таблицу «Сведения об
изобретателях». (слайд 12)
Демонстрация иллюстраций «Изобретения И.П. Кулибина»
.() Физкультминутка «Копилка изобретений». ( на магнитной доске
иллюстрации изобретений)
Найдите в классе изобретения Кулибина и Ползунова ( на стене часы)
(слайд 13)
Словарная работа : семафор, прожектор. ( проговаривание хором, по
рядам) .
Кратко проговорив изученный материал, делает вывод:
Пустой слайд. Вывод: русские умельцы были родом из простого
народа, вся жизнь которых была подвигом на благо народа. Имена ИИ
Ползунова и И.П.Кулибина остались навсегда в памяти людей, а их
изобретениями пользуются до сих пор.
слово.
Работают с
текстом
учебника.
Записывают в
таблицу.
Читают,
находят
сведения о
семье
изобретателя.
Отвечают на
вопросы.
Один читает
вслух.
Слушают
учителя.
Выполняют
задание.
Проговаривают
словарные
слова
Слушают
вывод учителя. . Первичная
VI
проверка
понимания.
контроль,
коррекция,
и
выделение
осознание того,
что уже усвоено
и что еще
подлежит
усвоению
. Первичное
VII
закрепление
контроль,
коррекция,
выделение и
осознание того,
что уже усвоено и
что еще
подлежит
усвоению
VIII
. Рефлексия. подведение итогов
работы; оценка
деятельности
обучающихся.
развитие
способностей к
анализу и оценке
собственной
деятельности через
умение выразить свои
мысли.
Беседа по вопросам и заданиям:
1. Прочитайте последний абзац в учебнике. Какой вопрос подходит
2.
к этому абзацу?
Дифференцированная работа по объёму и степени сложности.
Самопроверка.
Вам предстоит выбрать задание по своим возможностям.
Прогностическая оценка
ИДП вставь пропущенные буквы и прочти слова : с..м..ф..р ,
пр..ж..кт..р, Л..ф.., м..кр..ск..п. кто изобрёл эти предметы?
Запиши фамилии изобретателей.
Задание 1 . Рассмотрите рисунок одноарочного моста Кулибина.
В чем было удобство моста Кулибина для Петербурга?
— Что мешало России для претворения в жизнь изобретений?
Задание 2 . Кому принадлежали эти изобретения? Соедините
стрелками.
Паровая машина
Кулибин И.П.
телескоп
Зеркальный прожектор
Ползунов И.И.
Микроскоп
самодвижущаяся тележка
Лифт
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Поставьте каждый себе
оценку в тетради на полях.
Кому из ребят вы скажете спасибо и поблагодарите за сотрудничество.
Ребята, должны с помощью опоры на кубике продолжить выражение об
уроке:
Кубик Блума:
Назови, почему, объясни, предложи, перечисли , оцени себя.
Выставление оценок за работу.
Читают
последний
абзац,
Отвечают на
вопросы
учителя.
Выполняют
задание.
Рассматривают
иллюстрацию .
Рисуют в
тетради
условные
знаки.
Показывают на
карте.
Работают с
тетрадью.
Ставят оценку.
Поясняют
работу
однокласснико
в дополнительные материалы
• Карманные часы И.П. Кулибина до сих пор хранятся в Эрмитаже. Туда их передала Екатерина 11.
• Семафоры стали использоваться позже на железной дороге. Железнодорожные семафоры используются до сих пор, только теперь они работают
автоматически.
• И.П. Кулибин придумал конструкцию механической ноги — протеза. Это изобретение было использовано уже в следующем веке. Многие
инвалиды, потерявшие ногу, пользовались этим изобретением Кулибина.
• И.П. Кулибин построил модель одноарочного моста через Неву. Проект предполагал строительство моста длиной почти ЗОО метров без опор
посередине реки. Мост этот не надо было разводить. Такой мост очень нужен был жителям Петербурга. Но этот проект так и не был воплощен в
жизнь.
Конспект урока истории в 8 классе
Конспект урока истории в 8 классе
Конспект урока истории в 8 классе
Конспект урока истории в 8 классе
Конспект урока истории в 8 классе
Конспект урока истории в 8 классе
Конспект урока истории в 8 классе
Конспект урока истории в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.