Конспект урока "Из чего состоит опера" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Слово ансамбль — значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какой-то оперной истории собираются вместе. О чём они поют? Попробуйте-ка понять людей, когда все говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в жизни. А в опере — одно удовольствие. Почему так? Это секрет оперного ансамбля, поэтому наш отдел называется ещё и секретнымКонспект урока "Из чего состоит опера" 5 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: Из чего состоит опера Ход урока: I. Организационный момент. У каждой группы таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперного пения»,   «Отдел   оперного   ансамбля»,   «Отдел   оперного   хора»,   «Отдел оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор». II. Сообщение темы урока.   – Тема нашего урока –   «Из чего сделана опера». По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены. III. Работа по теме урока. — Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально занимаются в разных Оперных отделах. Представитель каждого отдела расскажут нам о деятельности каждого Отдела.      Сейчас я раздам вам некоторую информацию. На ознакомление даётся пять минут.     — Начнём работу. Чем же занимается Отдел оперного либретто? Вам слово. (Либретто в переводе с итальянского языка означает книжечка. Либреттист — тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе, можно сказать — оперный поэт, оперный писатель.)         — Идём к певцам. Что же делает Отдел оперного пения? Пожалуйста, вам слово! (Ария ­ главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним   певцом   в   сопровождении   оркестра.  Также   есть   и   другие   способы   проявления своих чувств – в речитативе. Речитатив — в переводе декламация, чтение вслух. Здесь герои бросают друг другу короткие фразы —  реплики, сообщают всякие подробности оперного действия.)     Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет.        Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из четвёртого действия оперы «Снегурочка» Н.А. Римского­Корсакова — «Сцену таяния Снегурочки».     Это один из самых тонких, поэтичных персонажей оперного искусства. Дар любви,   подаренный   ей   матерью   Весной,   губит   Снегурочку,   она   тает   от беспощадных солнечных лучей. И одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой счастья, её душа достигает наивысшего рассвета. Вот такая двойственность состояния выражена в словах Снегурочки:  «Люблю и таю».      Идём дальше. Вот вам и Секретный отдел или Отдел оперного ансамбля. А почему он секретный, мы узнаем из рассказа представителей этого отдела. (Слово   ансамбль   —   значит   вместе.   Бывает   такое,   что   несколько   героев   какой­то оперной истории собираются вместе. О чём они поют? Попробуйте­ка понять людей, когда все говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в жизни. А в опере — одно удовольствие. Почему так? Это секрет оперного ансамбля, поэтому наш отдел называется ещё и секретным.) 1Идём далее.  Отдел оперного хора, о нём мы не так давно с вами уже говорили. (Хор ­ важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.)        Спасибо. Следуем дальше, опускаемся в оркестровую яму. Оркестровой ямой называется площадка перед оперной сценой, где располагается чуть ли не самый многочисленный отдел —  Оперный оркестр.  (Оркестр  выполняет особое задание: он играет увертюру к  опере, чтобы заранее всех настроить на нужную волну.)         Инструментальные   фрагменты   опер   представляют   собой   подлинные шедевры.   К   одному   из   таких   примеров   относится   знаменитая   «Мелодия» Кристофера   Виллибальда   Глюка   из   оперы   «Орфей   и   Эвридика»,   которую называют   «Жалобой   Эвридики».   Опера   повествует   о   мифическом   певце Орфее, божественное пение которого подчиняло силы природы, и о его жене — юной нимфе Эвридике.           Эвридика,  укушенная   змеей,  умирает   и  попадает   в  царство   мёртвых. «Жалоба   Эвридики»   —   музыка,   передающая   печаль   её   разлуки   с   жизнью. Настолько выразительна и проникновенна эта музыка, что её ещё называют «Арией без слов».      Слушание музыкального произведения. ♫           —  Как   звучит   эта   музыка?   (Музыка   звучала   очень   нежно,   изящно, красиво.)     Следующий отдел балета, вам слово. (Отдел балета — если по ходу действия оперы требуются танцы,  чтобы украсить оперу, я всегда приду на помощь.     А я представляю Отдел оперной постановки, здесь, как в любом театре, художник рисует   декорации,   режиссёр   ставит   спектакли,   гримёр   гримирует   артистов, костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист сцены орудует механизмами, а пожарник следит за противопожарной безопасностью.)        И, конечно, главное лицо в оперном деле —  композитор.  (Он сочиняет музыку,   а   музыка   в   музыкальном   деле   всему   начало   и   всему   конец.   Недаром   имя композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.) IV. Итог урока. — Каждая опера, ребята, это целый мир сюжетов, действий, персонажей, музыки, гармонии, оркестровки, декораций, актерской игры. И, конечно, прав был Н.А. Римский­Корсаков, сказав о том, что «Каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет». V. Домашнее задание. Придумать название собственной оперы. Нарисовать на листе формата  А4 оперную декорацию к своей опере.  2