Ввести понятие «изменение глагола по временам» через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету.В помощь учителю на уроке русского языка.
Русский язык
«Изменение глаголов
по временам»
3 классУрок русского языка в 3м классе: «Изменение глаголов по временам».
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе.
Цель урока:
1. Ввести понятие «изменение глагола по временам» через постановку учебной
проблемы и организацию поисковоисследовательской деятельности учащихся.
2. Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли в
устной и письменной форме.
3. Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету.
Оборудование: ноутбук, проектор, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Русский
язык» 3 класс 2 ч.
I. Психологический настрой.
Ход урока.
Ребята, мне приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться.
Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно,
нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания,
умения и постарайтесь освоить новое.
Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране «Глаголии». (Слайд 1,2)
II. Актуализация знаний. (Слайд 3)
На экране:
Свет, светлый, светить.
Беговая, бег, бегать.
Дружить, дружный, друг
Что вы скажете о группах этих слов? (однокоренные)
Выделите корень.
Как пишутся корни однокоренных слов?
Назовите проверяемые и проверочные слова.
Как можно еще сгруппировать эти слова? (по частям речи)
Работа в тетрадях.
Число, классная работа. Распределите слова в 3 группы:
На экране
: (Слайд 4,5)
Имя существительное
Имя прилагательное
Свет
Бег
Друг
Светлый
Беговая
Дружный
Глагол
Светить
Бегать
Дружить
III. Повторение изученного о глаголе. (Слайд 6)
Фронтальный обзор знаний. На экране:
А что мы уже знаем о глаголе?
1. Самостоятельная часть речи.
2. Обозначает действие.
Глагол
Часть речи.
Действие
3. Вопросы: « что делать?», «что сделать?».
Что делать? Что сделать?
Сказуемое
Изменяется
?
4.В предложении является сказуемым.
IV. Постановка проблемы.
Глагол както изменяется?
Сегодня мы ответим на этот вопрос.
V. Поиск решения.
План работы.
1. Прочитайте отрывки из стихотворений.
2. Выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос.
3. Определите, когда относительно момента речи,происходит действие.
На экране. (Слайд 7, 8, 9)
а) Снег теперь уже не тот
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи. Действие происходит до момента речи.
б) Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Действие происходит в момент речи.
в) Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Действие происходит после момента речи.
Общий вывод делает учитель.
Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает
действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем
времени.
Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает
действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем
времени.
Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает
действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем
времени.
На экране:
ПАМЯТКА. (Слайд10, 11)
Прошедшее время
вчера
Настоящее время
сегодня
Что делал?
Что сделал?
Что делает?
Что делают?
Будущее время
завтра
Что будет делать?
Что сделает?VI. Работа с учебнонаучным текстом определения (стр. 94).
1. Чтение про себя.
2. Ответы на вопросы.
Как изменяются глаголы?
На какой вопрос отвечают глаголы:
в настоящем времени;
в прошедшем времени;
в будущем времени.
VII. Физкультминутка для глаз. (Слайд 12)
VIII. Рисунок «Весна». (Слайд 13)
Составление предложений, употребляя глаголы в настоящем, прошедшем и будущем
временах.
IX. Первичное закрепление.
1.Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.
Работа у
доски, в тетрадях.
Крик – кричал – кричит – будет кричать.
Свет – светил – светит – будет светить.
Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.
Шаг – шагал – шагает – будет шагать.
X. Игра «Четвертый лишний». (Слайд 14)
На экране:
Встречает
Празднует
Отвечал
Трещит
Поскрипывал
Визжал
Жужжит
Пролетал
Прочитает
Засмеется
Оживет
Удивил
Вытащила
Рассказала
Одевает
УточнилаXI. Физкультминутка.
Я назову вам глаголы, если это:
глагол настоящего времени стойте смирно;
глагол прошедшего времени присядьте;
глагол будущего времени ходьба на месте.
(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют,
живет, зазеленеет, цветет).
Как вы определяли времена глаголов?
Настоящее время то, что происходит сейчас;
Прошедшее время то, что уже было;
Будущее время то, что еще будет.
XII. Тест. (Слайд 15, 16)
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:
А. что делал? что сделал?
Б. что сделает? что будет делать?
В. что делает? что делают?
4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:А. действие происходит сейчас;
Б. действие произошло или происходило ранее;
В. действие произойдет когдато в будущем.
5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:
А. что сделает? что будет делать?
Б. что делает? что делают?
В. что делал? что сделал?
XIII. Итог урока. (Слайд 17)
XIV. Домашнее задание. (Слайд 18)
1ая группа написать 5 глаголов ко Дню Победы.
Правило.
2ая группа составить рассказ.
Молодцы. (Слайд 19)
Спасибо за урок. (Слайд 20)