Сейчас практически невозможно представить себе современную жизнь без электроприборов и электричества. Уже несколько поколений удивляются и не понимают – как когда-то люди жили без такого блага цивилизации – электричество? В квартирах есть свет, вся бытовая техника и все телекоммуникации работают от источника электрической энергии. Но для создания такого комфорта многие ученые работали не одно столетие, чтобы в результате получить такое нужное, и в то же время такое опасное изобретение. Ведь электричество несет в себе и смертельную опасность, если не соблюдать элементарных правил безопасности.
Электричество.
Электричество... Оно везде. Оно в сотовом телефоне. Оно в ноутбуке. Оно на
потолке. Оно на улице. Оно в машине. Почти везде...
Сейчас практически невозможно представить себе современную жизнь без
электроприборов и электричества. Уже несколько поколений удивляются и не понимают –
как когдато люди жили без такого блага цивилизации – электричество? В квартирах есть
свет, вся бытовая техника и все телекоммуникации работают от источника электрической
энергии. Но для создания такого комфорта многие ученые работали не одно столетие,
чтобы в результате получить такое нужное, и в то же время такое опасное изобретение.
Ведь электричество несет в себе и смертельную опасность, если не соблюдать
элементарных правил безопасности. Это для электриков или электромонтеров все легко и
просто, они не один год изучали и осваивали навыки обращения с кабельной продукцией и
электричеством, чтобы создавать в домах и промышленных зданиях условия для
полноценной жизни и работы. А сколько неприятностей и неудобств приносит нам простое
отключение света вследствие какойто аварии или погодных условий!
Применение электрической энергии позволило повысить производительность труда во всех
сферах деятельности человека, автоматизировать и внедрить целый ряд технологических
процессов в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и быту, основанных на
новых принципах, ускоряющих, облегчающих и удешевляющих процесс получения
окончательного продукта, а также создать комфорт.
В связи с этим мною был разработан планконспект на данную тему для учащихся 7
классов, что бы дети могли более наглядно изучить квартирную электросеть.
Планконспект урока «Изучение квартирной электросети в 7 классе»
Цель урока:
Обучающая – дать понятие о квартирной электросети, её элементов.
1Развивающая – развить техническую грамотность, способствовать развитию
безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развить способности к
чтению и составлению электрических схем.
Воспитательная – воспитать навыки трудолюбия, аккуратности, прививать
навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело, стремление к
самосовершенственности.
Методы проведения занятия:
Рассказ, беседа, тестирование, демонстрация, практическая работа.
Объект труда:
Квартирная электросеть.
Межпредметные связи:
Физика, химия, русский язык.
Материально – техническое оснащение:
Верстак, наборы электромонтажных инструментов, набор проводников, карточки
– тесты, инструкционные карты, интерактивный плакат «Монтаж электрической цепи»,
демонстрационный стенд.
Литература для учителя:
Программа «Технология. Трудовое обучение. 511 кл.».
Ход урока.
I. Вводный инструктаж.
1.
Организационный момент. Подготовка учителем необходимых
инструментов и приспособлений к уроку, подготовка рабочих мест для выполнения
практической работы. Проверка присутствующих.
2.
Активизация познавательной деятельности учащихся к изучению
новой темы.
2На прошлом уроке мы изучили общее понятие об электрической цепи. Давайте с
вами побеседуем об элементах электрической цепи. Учащиеся дают определения шнурам и
изоляторам, отвечают на вопросы о проводах и их значении.
3.
Простейшая электрическая цепь включает последовательно соединенные между
Изложение нового материала.
собой источник тока, потребитель (лампочка), ключ замыкания и провода. Возможности
этой цепи можно расширить за счет последовательного включения потребителей, например
соединение лампочек в елочной гирлянде.
Особенностью последовательного соединения лампочек является то, что при
перегорании одной лампы разрывается электрическая цепь и другие лампочки не горят,
кроме того нужно применять одинаковые по своим параметрам лампочки, иначе накал у
них будет разным и это может привести к их быстрому перегоранию.
При электромонтаже установки необходимо всегда обеспечивать хороший
контакт между любыми соединениями элементов электрической цепи. При ухудшении
контакта, например, между штифтами вилки в гнездах штепсельной розетки происходит
сильное нагревание, которое еще больше ухудшает контакт и приводит к обгоранию
корпуса розетки. Нужно следить за состоянием контактов и в случае нагрева производить
их чистку или замену.
Особое внимание нужно уделить устройству и назначению предохранителей,
которые позволяют отключить тот участок сети, в котором возникло короткое замыкание.
Оно возможно в результате нарушения изоляции и соединения токоведущих частей
электроустановки, когда источник тока работает на себя, минуя потребителя тока. В
результате происходит сильное нагревание проводов, разрушается и загорается изоляция,
что может быть причиной пожара.
3Рисунок 39. Схема квартирной электропроводки.
Электрические предохранители предназначены для обеспечения нормальной
работы электроприемников при длительном прохождении по ним номинального тока и
немедленного отключения их при коротких замыканиях, а также при перегрузках. Они
предохраняют электрическую сеть от недопустимой для нее силы тока, так как сеть и
приборы, включенные в нее, всегда рассчитаны на некоторую максимальную силу тока.
Среди разнообразия средств защиты выделяют два типа предохранителей:
плавкие предохранители и автоматические выключатели (6 и 10 А).
В плавких предохранителях имеющаяся в них проволочка (свинцовая или тонкая
медная) при увеличении тока выше известной нормы расплавляется. Вот почему такой
предохранитель называется плавким. Плавкие предохранители относятся к защитным
устройствам однократного действия. Более удобным средством защиты является
автоматический выключатель (пробка).
Автоматические выключатели относятся к защитным аппаратам многократного
действия. Они позволяют автоматически отключать цепь тока при перегрузках, коротких
замыканиях и других нарушениях работы цепи, а после устранения повреждения их можно
вновь включать в сеть.
4Рисунок 40. Автоматические выключатели.
4.
Создание ориентировочной основы деятельности.
Учитель предлагает рассмотреть схему разветвленной электрической цепи и
проследить путь тока в этой цепи. Учитель предлагает мысленно отключить одну из ламп и
рассказать, будет ли гореть вторая лампа. Затем учащиеся в порядке беседы решают, будет
ли гореть хоть одна из ламп, если выключателем разомкнута цепь, и почему. Вызванный
ученик к доске вычерчивает схему такой электрической цепи, где каждая ветвь имеет свой
выключатель.
Рисунок 41. Разветвленная цепь
II. Самостоятельная работа учащихся.
51.
Учитель проводит текущий инструктаж: ознакомление учащихся с
полученным заданием. Учащиеся выполняют сборку разветвленной электрической цепи по
заданию, указанному в учебном пособии.
2.
Текущий фронтальный инструктаж с целью выяснения того, насколько
правильно учащиеся выполняют сборку схемы электрической цепи (включить и выключить
выключатель – лампа должна загореться и погаснуть).
III. Заключительный инструктаж.
Учащиеся сдают на проверку вычерченную схему изображенной в задании
электрической цепи и собранную электрическую цепь. Оценка работ. Выдача домашнего
задания.
6