Урок русского язык и литературы в 11 кл.
Тема урока: «Как нам обустроить Россию».
( анализ статей из эссе А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию»)
Цель урока:
1.продолжить знакомство с творчеством Солженицына;
2. повторение материала о публицистическом стиле, его жанрах, о типах речи.
3. развитие речи учащихся, развитие умений обсуждать общественно- политическую информацию;
3. воспитание ответственности за страну ,в которой живём.
4. подготовка к написанию сочинения части Сконспект
Урок русского язык и литературы в 11 кл.
Тема урока: «Как нам обустроить Россию».
( анализ статей из эссе А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию»)
Цель урока:
1.продолжить знакомство с творчеством Солженицына;
2. повторение материала о публицистическом стиле, его жанрах, о типах речи.
3. развитие речи учащихся, развитие умений обсуждать общественно политическую
информацию;
3. воспитание ответственности за страну ,в которой живём.
4. подготовка к написанию сочинения части С
Методические приёмы: аналитическая беседа, комментирование чтения, сообщение
ученика, самостоятельная работа учащихся.
Ход урока:
Эпиграф: Источник силы или
бессилия
общества – духовный уровень
жизни,
а уже потом – уровень
промышленности
А.И.Солженицын
1. Слово учителя.
Мы продолжаем разговор о творчестве А.И.Солженицына. Назовите произведения с
которыми мы познакомились на предыдущих уроках.(«Архипелаг Гулаг», «Один день
Ивана Денисовича» ) Это вершинные произведения А.И.Солженицына. В названных
произведениях проявилось все мастерство писателя. Но А.И. был не только писателем, но
и публицистом. Из публицистических работ наиболее известное и актуальное , на наш
взгляд, эссе « Как нам обустроить Россию». Тема урока созвучна с названием
произведения. Мы сегодня рассмотрим, какие проблемы поднимает писатель в этом
произведении. Мы не случайно берем это произведение, т.к. эссе на сегодняшний день не
является до конца проанализированным и осмысленным современниками.
Сегодня мы проведём интегрированный урок русского языка и литературы на тему « Как нам
обустроить Россию».
2. Как вы считаете, каких целей мы должны с вами достичь?
На уроке мы обобщим материал о стилях и типах речи, подробно поговорим о
публицистическом стиле и его жанрах, а также обсудим проблемы, поставленные
Солженицыным в своих статьях.
3. Запишите тему и эпиграф в тетради.( К эпиграфу мы вернемся чуть позже)
4. А теперь ещё раз посмотрите на тему. Вспомните определения некоторых теоретических
понятий, которые будут нам необходимы .Все ли слова вам понятны?
Эссе – ( фр. Essi – опыт, набросок), жанр публицистической прозы, сочетающий
подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным
изложением. Следовательно, мы будем работать с публицистическим текстом.
знакомы ли вы с автором статей?
что вы читали у Солженицына?5. Доклад учащихся об истории создания эссе А.И. Солженицына.
6. Аналитическая беседа.
какие проблемы высвечивает Солженицын в своих статьях?
кого или что он винит в создавшейся обстановке в России?
на чём, по мнению Солженицына, зиждется устойчивое человеческое общество?
( сознательное самоограничение на нравственной справедливости).
свобода человека – что включается автором в это понятие?( добровольное
самоограничение)
как вы понимаете тезис Солженицына, что свобода – это умение самоограничения?
Вывод: в чём же видит Солженицын решение поставленных проблем?( возврат к
христианским представлениям, благотворительность, самоограничения)
7. Из темы урока вы видите, что произведение относится к жанру эссе.
Что вы знаете об этом жанре?
Какие еще вы знаете жанры публицистического стиля? (файл) Докажите это.
1. информационные жанры: заметка, репортаж, интервью, отчёт. Их важный признак –
новизна сообщения, факта или события.
2. аналитические жанры: статья, рецензия, письмо.
3. художественнопублицистические: очерк, фельетон, зарисовка, эссе.
(воздействует на чувства читателей с целью убеждения, употребляются слова обще
политической лексики назовите их , дайте толкование)
Все ли слова вам понятны? Какие непонятные? Дайте толкование следующим словам:
Номенклатура 1) совокупность или перечень употреблённый в какой – нибудь специальности
названий; 2) работники, персонально назначаемые высшей инстанцией.
Привилегия – преимущественное право, льгота.
Гласность – доступность для общественного ознакомления и обсуждения.
Тоталитаризм – режим, характеризующийся насилием, полным подавлением свобод и прав
человека.
Демократия –политический строй, основанный на признании народовластия, свободы и
равенства гражданина.(Файл)
8.Каково назначение публицистического стиля?
Мы уже сказали, что основным назначением публ.стиля – это воздействие на чувства,
убеждение, привлечение внимания читателей к какойлибо проблеме. А какие еще языковые
средства выразительности вы знаете, кроме общеполитической лексики?(ряды однородных
членов, обращения, риторические вопросы и риторические восклицания, бессоюзие,
многосоюзие, вопросоответная система, парцеляция, градация вставные конструкции и др).
9. Рассмотрим это на примере одного из текстов «А что есть Россия?». Читаем самостоятельно.
Находим в тексте вышеуказанные средства.
10. Работа над темой. Чтение текста. 1) самостоятельно 2) вслух.
Выполнение задания учащимися. ( повторяется материал по словообразованию, лексике,
синтаксису , составу слова)
А. в1 абз.найти бессоюзное сложное прние, объяснить постановку знаков препинания;
Б. в4 абз. Найти предложение с вводным словом;В. Во 2 и 3 абз. Найти преие с разными видами связи;
Г. В 7 абз найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного
местоимения;
Д. во 2 и 3 абз найти пре с однородными членами.
Вернёмся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?
11.Самостоятельная творческая работа.
Попробуйте напишите небольшое сочинение публицистическим стилемпо этому
произведению. (смотрите эпиграф урока)