Конспект урока "Как нам обустроить Россию" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского язык и литературы в 11 кл. Тема урока: «Как нам обустроить Россию». ( анализ статей из эссе А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию») Цель урока: 1.продолжить знакомство с творчеством Солженицына; 2. повторение материала о публицистическом стиле, его жанрах, о типах речи. 3. развитие речи учащихся, развитие умений обсуждать общественно- политическую информацию; 3. воспитание ответственности за страну ,в которой живём. 4. подготовка к написанию сочинения части Сконспект
Иконка файла материала конспект.docx
Урок русского язык и литературы в 11 кл.  Тема урока:  «Как нам обустроить Россию». ( анализ статей из эссе А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию»)  Цель урока:  1.продолжить знакомство с творчеством Солженицына; 2. повторение материала о публицистическом стиле, его жанрах, о типах речи. 3. развитие речи учащихся, развитие умений обсуждать общественно­ политическую  информацию; 3. воспитание ответственности за страну ,в которой живём. 4. подготовка к написанию сочинения части С Методические приёмы: аналитическая беседа, комментирование чтения, сообщение  ученика, самостоятельная работа учащихся.                                                                 Ход урока:                                                                                      Эпиграф: Источник силы или  бессилия                                                                                                                                                                                                                                                                 общества – духовный уровень  жизни,                                                                                                        а уже потом – уровень  промышленности                                                                                         А.И.Солженицын 1. Слово учителя. Мы продолжаем разговор о творчестве А.И.Солженицына. Назовите произведения с  которыми мы познакомились на предыдущих уроках.(«Архипелаг Гулаг», «Один день  Ивана Денисовича» ) Это вершинные произведения А.И.Солженицына. В названных  произведениях проявилось все мастерство писателя. Но А.И. был не только писателем, но  и публицистом. Из публицистических работ наиболее известное и актуальное , на наш  взгляд, эссе « Как нам обустроить Россию». Тема урока созвучна с названием  произведения. Мы сегодня рассмотрим, какие проблемы поднимает писатель в этом  произведении. Мы не случайно берем это произведение, т.к. эссе  на сегодняшний день не  является до конца проанализированным и осмысленным современниками.   Сегодня мы проведём интегрированный урок русского языка и литературы на тему « Как нам  обустроить Россию». 2. Как вы считаете, каких целей мы должны с вами достичь?  На уроке мы обобщим материал о стилях и типах речи, подробно поговорим о  публицистическом стиле и его жанрах, а также обсудим проблемы, поставленные  Солженицыным в своих статьях.   3. Запишите тему и эпиграф в тетради.( К эпиграфу мы вернемся чуть позже) 4. А теперь ещё раз посмотрите на тему. Вспомните определения некоторых теоретических  понятий, которые будут нам необходимы .Все ли слова вам понятны?  Эссе – ( фр. Essi – опыт, набросок), жанр публицистической прозы, сочетающий  подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным  изложением. Следовательно, мы будем работать с публицистическим текстом. ­ знакомы ли вы с автором статей? ­ что вы читали у Солженицына?5. Доклад учащихся об истории создания эссе А.И.  Солженицына. 6. Аналитическая беседа. ­какие проблемы высвечивает Солженицын в своих статьях? ­ кого или что он винит в создавшейся обстановке в России? ­ на чём, по мнению Солженицына, зиждется устойчивое человеческое общество? ( сознательное самоограничение на нравственной справедливости). ­ свобода человека – что включается автором в это понятие?( добровольное  самоограничение) ­ как вы понимаете тезис Солженицына, что свобода – это умение самоограничения? Вывод: в чём же видит Солженицын решение поставленных проблем?( возврат к  христианским представлениям, благотворительность,  самоограничения) 7.  Из темы урока вы видите, что произведение относится к жанру эссе. Что вы знаете об этом жанре? Какие еще вы знаете жанры публицистического стиля? (файл) Докажите это. 1. информационные жанры: заметка, репортаж, интервью, отчёт. Их важный признак –  новизна сообщения, факта или события. 2. аналитические жанры: статья, рецензия, письмо. 3. художественно­публицистические: очерк, фельетон, зарисовка, эссе. (воздействует на чувства читателей с целью убеждения, употребляются слова обще­­ политической лексики назовите их , дайте толкование) Все ли слова вам понятны? Какие непонятные? Дайте толкование следующим словам: Номенклатура­ 1) совокупность или перечень употреблённый в какой – нибудь специальности названий; 2) работники, персонально назначаемые высшей инстанцией. Привилегия – преимущественное право, льгота. Гласность – доступность для общественного ознакомления и обсуждения. Тоталитаризм – режим, характеризующийся насилием, полным подавлением свобод и прав  человека. Демократия –политический строй, основанный на признании народовластия, свободы и  равенства гражданина.(Файл)  8.Каково назначение публицистического стиля? Мы уже сказали, что основным назначением публ.стиля – это воздействие на чувства,  убеждение, привлечение внимания читателей к какой­либо проблеме. А какие еще языковые  средства выразительности вы знаете, кроме общеполитической лексики?(ряды однородных  членов, обращения, риторические вопросы и риторические восклицания, бессоюзие,  многосоюзие, вопросо­ответная система, парцеляция,  градация вставные конструкции и др). 9. Рассмотрим это на примере одного из текстов «А что есть Россия?». Читаем самостоятельно. Находим в тексте вышеуказанные средства. 10. Работа над темой. Чтение текста.  1) самостоятельно 2) вслух.  Выполнение задания учащимися. ( повторяется материал по словообразованию, лексике,  синтаксису , составу слова) А. в1 абз.найти бессоюзное сложное пр­ние, объяснить постановку знаков препинания; Б. в4 абз. Найти предложение с вводным словом;В. Во 2 и 3 абз. Найти пре­ие с разными видами связи; Г. В 7 абз найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного  местоимения; Д. во 2 и 3 абз найти пр­е с однородными членами. Вернёмся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным? 11.Самостоятельная творческая работа. Попробуйте напишите небольшое сочинение публицистическим стилемпо этому  произведению. (смотрите эпиграф урока)

Посмотрите также