Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
11 кл
03.06.2018
Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс
Особое место в системе географических наук занимает картография. Это наука, изучающая методы создания и использования карт. Она тесно связана как с физической, так и с экономической географией. Методы картографии имеют широкое применение в таких науках, как геология, океанология, история и другие. Сегодня картографическое производство использует немало материалов космической съемки, достижения автоматики и вычислительной техники. Широкое использование карт в научных исследованиях, народном хозяйстве, военном деле, развитии транспорта и многих других областях деятельности превращает это научно-техническое направление в важную отрасль хозяйственной деятельности. Впрочем, сначала картография базировалась на развитии топографии и геодезии.конспект
конспект.docx
География 11 класс                                                                                                                                  Тема: Картография. Значение картографии в современном обществе.             Виды геоизображений.                Цель: дать учащимся представление о картографии как науке, определить ее задачи на  современном этапе. Раскрыть значение картографии в современном обществе. Познакомить с  видами геоизображений. Совершенствовать навыки ведения конспектов. Тип урока: урок­ лекция Оборудование: различные виды карт, учебник, атласы Структура урока:                                            План 1.Картография как раздел географии. 2. Основные этапы развития картографии. 3.Значение картографии в современном обществе. 4. Виды геоизображений.                                          Ход урока Изучение  нового материала. I. Рассказ. Картография как наука, ее место в системе географических наук. Особое место в системе географических наук занимает картография. Это наука, изучающая  методы создания и использования карт. Она тесно связана как с физической, так и с  экономической географией. Методы картографии имеют широкое применение в таких науках,  как геология, океанология, история и другие. Сегодня картографическое производство  использует немало материалов космической съемки, достижения автоматики и вычислительной техники. Широкое использование карт в научных исследованиях, народном хозяйстве, военном  деле, развитии транспорта и многих других областях деятельности превращает это научно­ техническое направление в важную отрасль хозяйственной деятельности. Впрочем, сначала  картография базировалась на развитии топографии и геодезии. Основные этапы развития картографии Изучение истории картографической науки, основанное, прежде всего, на исследованиях К.А.  Салищева, позволило выделить основные вехи в развитии картографии. Самые первые  картографические произведения появились в первобытном обществе. Свидетельством тому  могут служить простейшие картографические изображения у народностей Сибири и Дальнего  Востока; американских индейцев и эскимосов; микронезийцев Океании. До наших дней  сохранились рисунки, относящиеся к третьему и второму тысячелетию до нашей эры. Известны  древние картографические рисунки у народов Древнего Востока и Египта. Первые научные  картографические разработки появились в античной Греции ­ греки установили шарообразность Земли и рассчитали ее размеры, им принадлежат первые картографические проекции и  введение в научный обиход меридианов и параллелей. Создателем первого изображения Земли  был Анаксимандр из Милета (610 ­ 546 гг. до нашей эры). Греческие мыслители первоначально  представляли Землю в виде диска, плавающего на поверхности океана, однако уже в пятом веке до нашей эры  Парменид выдвинул предположение о шарообразности Земли. Большой вклад в  развитие картографической науки внес глава Александрийской библиотеки ­ Эратосфен (276 ­  194 гг. до н. э.). Именно он выполнил наиболее близкое к действительности определение длины  земного меридиана. В своей работе «География» Эратосфен рассмотрел вопрос о фигуре  Земли, о размерах и форме ее обитаемой суши ­ ойкумены, показав последнюю на карте. Гиппарх (190 ­126 гг. до н.э.) предложил позднее строить карты на сетке меридианов и  параллелей, определяя положение точек земной поверхности по широте и долготе. Подробное изложение целей географической науки, как страноведения, а также общую характеристику  состояния географических и картографических знаний дал Страбон (около 63 г до н.э. ­23 г  н.э.) в своей «Географии» в 17 книгах. В данной работе он обобщил и систематизировал  большой фактический материал, известный к тому времени. Теоретические основы картографии были заложены Клавдием Птолемеем. В своей работе  «Руководство по географии» в восьми книгах он почти на четырнадцать столетий  предопределил развитие картографической науки. Птолемей, разрабатывая страноведческое  направление в развитии географии, представлял его главную задачу в картографическом  изображении Земли. Критикуя цилиндрическую проекцию, Птолемей предложил коническую и  псевдоконическую проекции, в усовершенствованном виде используемые и в наши дни.  Несмотря на то, что Птолемей считал сушу преобладающей по площади над морем, а  Индийский океан рассматривал как замкнутый бассейн, работа Птолемея получила признание  картографов и приобрела авторитет на долгое время, благодаря богатству фактического  материала, продуманностью и строгостью его систематизации. В IX ­ X вв. в странах арабского Халифата появились так называемые «арабские карты».  Исполнение этих карт было подчинено догмам Корана, запрещавшим изображать людей и  животных, поэтому карты чертились как схемы, предельно абстрагирующие действительность,  при помощи циркуля и линейки в виде прямых линий и дуг окружно­стей. Дальнейший подъем картографии связан с наступлением эпохи Возрождения. В это время  развитие торговли способствовало подъему мореплавания, для которого потребовались  пособия, помогающие мореплавателям в ориентировке вблизи берегов и в открытом море. Так в обиход вошли компас и навигационные карты ­ портоланы (XIV­XVI вв.). Типичные портоланы  не учитывали шарообразности Земли, вместо меридианов и параллелей портоланы покрывали  компасные линии, показывающие направление стран света промежуточных румбов. Большое  влияние на развитие картографии оказало изобретение книгопечатания в XV веке, вслед за  которым в практику вошли гравирование и печатание книг. В XVI веке в Западной Европе  создались благоприятные условия, способствующие развитию картографической науки и  производства. Огромное значение для картографиро­вания открытых земель имели  предприятия по эксплуатации колоний ­ испанская «Палата для торговли с Индией»,  голландская и английская «Ост­Индийские Компании». Эти предприятия располагали  специальными картографическими учреждениями, в которых собирался и обрабатывался  обширный географический и картографический материал, а также готовились географические  карты для собственных судов. Стабильный спрос на географические карты способствовал  появлению большого числа частных картогра­фических предприятий. Наибольшую известность  среди картографов той эпохи приобрел Герард Меркатор (1512 ­ 1594 гг.), в основном  благодаря своим трем выдающимся трудам ­ карте Европы 1554 г., большой карте мира «для  мореплавателей» 1569 г. и капитальному атласу 1595 г. Меркатор впервые использовал  равноугольную цилиндрическую проекцию для карты мира, пояснил ее значение, удобства и  способы применения для навигации, положив начало разработке научных методов  использования карт. Меркатор применял проекции, сообразуясь с формой и положением  картографируемых территорий, а также назначением карты. Развивалась картография и в России, в связи с этим можно отметить выдающееся творение  русских картографов XVI в. ­ «Большой Чертеж всему Московскому государству», а также  работы С. Ремезова, в которых собран и систематизирован обширный географический материал («Чертежная книга Сибири» (1701 г.), «Хорографическая чертежная книга» (1697 ­1711 гг.),  «Служебная чертежная книга» (1702 ­­1730 гг.) и др.). Во второй половине XVII ­ начале XVIII в. картографические работы заняли видное место в  деятельности крупнейших академий наук Парижской, Берлинской и Петербургской. Крупный  вклад в науку внесли астрономические и геодезические работы французских ученых по  определению формы и размеров Земли. В Англии в 1675 году в целях облегчения определения долгот на море была учреждена Гринвичская обсерватория, сотрудники которой внесли  значительный вклад в развитие картографии. С начала XIX в. для армий оказались необходимыми подробные и точные карты местности,  заботы о создании которых взяли на себя военно­топографические службы. В тоже время стали  проявляться иные, новые направления картографической деятельности, вызванные к жизни  развитием естественных наук; геологии, метеорологии и почвоведе­ния, а также экономики и  статистики. Именно с ними связаны многие новшества в картографии; изотермы (А. Гумбольдт, 1817), псевдоизолинии (Н. Равн, 1856), точечный метод, ленты грузо­ и пассажиропотоков и др. В 1902 году австрийский географ Карл Пойкер высказал мысль о становлении картографии в  качестве самостоятельной науки о графическом изображении окружающего нас мира. Позднее  немецкий географ Макс Эккерт опубликовал картоведческий труд «Наука о картах,  исследования и основные положения картографии», в котором в задачи научной картографии  вменялось рассмотрение всего многообразия картографических произведений, анализ  сущности, задач и целей карт, установление определенных норм, на основе которых  практическая картография выполняла построение карт. Методы и процессы изготовления карт, способы их исследования не включались Эккертом в сферу интересов научной картографии. Значение картографии в современном обществе. Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах – от небольшого  участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы,  величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные  и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между  ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и  ценность карт для практики.    Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в  туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута. В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным  пособием для управления войсками и организации их взаимодействия. В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как  основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь  наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в  поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций. Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации,  мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и  наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов. Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не  только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их  распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той  или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности. Большое значение карты приобрели как средство научных исследований, особенно  географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из  существующих карт, дает материалы для их исполнения и совершенствования. Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных  объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о  размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых  отраслях знаний карты используются как основное средство исследования. Сфера использования карт как средства научного исследования быстро расширяется по мере  общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют  успехи в становлении информатики и в разработке теории моделирования. Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачи знаний позволяет еще  полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространственной информации. В географии очень важно уметь читать карты. Тип карты можно определить по её названию, содержание карты можно понять из приложения. На карте привлекают внимание, прежде всего, цветные тона. Цветами обозначают различные  вещи.  На физико­географической карте цветами обозначаются возвышенности. Можно нарисовать  цветную шкалу, которая обозначала бы глубины океанов и морей и шкалу, обозначающую  низменности и возвышенности материков. На тематических картах цветами обозначаются разные явления. Например, государства,  климат, растительность, почву и т.д. На общегеографические карты помимо цветов нанесены и другие условные знаки.  На карте географических поясов представлены области, где растут одинаковые растения,  животные. Географические пояса отличаются друг от друга влажностью, теплом и временами  года. Всего их 11: арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и лиственные  леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, саванны, вечнозелёные леса и кустарники,  муссоные леса умеренного пояса, дождевые леса, горный пояс. При знакомстве с картой особенно важно знать, как показывать и разграничивать объекты. Реки нужно показывать по направлению течения, города обозначать точками, Заливы и полуострова ­ ограниченными с трёх сторон. Картографическое изображение складывается из ряда географических элементов,  обусловливаемых темой и назначением карты. Например, элементами содержания подробных  карт местности (топографических карт) являются: воды и рельеф земной поверхности,  растительный покров и грунты, населённые пункты, пути сообщения и средства связи,  государственные и административные границы и центры, а также некоторые объекты  промышленности, сельского хозяйства и культуры. На полях географической карты и на  свободных от картографического изображения местах помещают вспомогательные графики и  тексты, облегчающие пользование картой: легенду карты (свод картографических знаков,  примененных на карте, с необходимыми пояснениями); графики для измерения по карте  расстояний, углов, площадей, координат отдельных точек, крутизны скатов и т. д.; справочные  сведения о времени составления карты, об использованных источниках и т. д. Иногда на полях  карты располагаются также профили, диаграммы, таблицы и текстовые данные, поясняющие и  дополняющие собственно картографическое изображение. Весьма распространены общегеографические карты, на которых главным предметом  изображения служит сама земная поверхность с объектами, на ней расположенными. Прочие  карты называют тематическими. Они передают с большей полнотой и обстоятельностью какой­ либо элемент (или элементы), входящий в содержание общегеографической карты (например,  рельеф земной поверхности), или показывают явления, отсутствующие на общегеографических  картах, например геологическое строение местности, климатические условия и т. п., в связи с  чем различают виды тематических карт – геологические, климатические и т. д. Понятие о геоизображениях. Классы и виды геоизображений Все множество карт, снимков и других подобных моделей можно обозначить общим термином  — «геоизображения».  Геоизображение — любая пространственно­временная, масштабная, генерализованная  модель земных (планетных) объектов или процессов, представленная в графической  образной форме. В этой формулировке отмечены главные свойства, присущие всем геоизображениям (масштаб,  генерализованность, наличие графических образов), и указана их специфика — это  изображения Земли и планет. Геоизображения представляют недра Земли и ее поверхность, океаны и атмосферу, педосферу,  социально­экономическую сферу и области их взаимодействия Виды геоизображений Геоизображения подразделяют на три класса:     плоские, или двумерные, — карты, планы, анаморфозы, фотоснимки, фотопланы,  телевизионные, сканерные, радиолокационные и другие дистанционные изображения;  объемные, или трехмерные, — анаглифы, рельефные и физиографические карты,  стереоскопические, блоковые, го­ лографические модели;  динамические трех­ и четырехмерные — анимации, картографические,  стереокартографические фильмы, киноатласы, виртуальные изображения и т.п.  В пределах каждого вида есть десятки разновидностей: карты всевозможной тематики, снимки  в разных диапазонах, блок­диаграммы в любых проекциях и ракурсах. Но, кроме того,  существует еще множество комбинированных геоизображений, сочетающих в себе свойства  разных моделей. Таковы, например, комбинации карт и снимков: фотокарты, ортофотокарты,  космокарты. Рис.1 Рис 2 II. Закрепление  изученного ­Каково значение картографии  для современного общества? ­ Назовите основные этапы развития картографии. III. Итог урока IV.Домашнее задание:  написать эссе «Карты – это..»

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс

Конспект урока "Картография. Значение картографии в современном обществе. Виды геоизображений" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018