Конспект урока повторения по теме Киевская Русь. урок проходит в игровой форме, задействованы различные виды игровой и учебной деятельности. все это способствует активизации работы детей на уроке и дает возможность повторить, обобщить и проверить знания учащихся по данной теме. Урок способствует росту интереса к родной истории и гордости за свою родину.
конспект урока Киев Русь.docx
Открытый обобщающий урок по истории в 6 классе по теме
"Киевская Русь в IX–XII вв."
Цели:
Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории
Древнерусского государства в IXXII вв. (домонгольский период); дать оценку
деятельности исторических личностей данного периода истории Руси; закрепить знание
основных дат и понятий, значения принятия христианства на Руси, процесса
раздробленности и централизации Руси; установить причинноследственные связи между
деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.
Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и
развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; развивать
быстроту мышления и коммуникативные способности, умение работать командой;
активизировать познавательный интерес к изучению истории.
Способствовать формированию уважительного отношения к героическим событиям
и культурному наследию прошлого нашего Отечества, понимания взаимной
ответственности и потребности в сотрудничестве.
Оборудование: карта «Киевская Русь», карточки, иллюстрации, презентация, , листки для
записей, ручки, магниты, карточки с именами князей
Ход урока:
На доске эпиграф:
«Откуда есть пошла русская земля,
кто стал в
Киеве первый княжить, и как
русская земля
стала развиваться»
Нестор.
I . Организационный момент
Вступление учителя:
Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в
ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами,
и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, —
на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская
земля...
И говорю я всем, что сегодня прекрасный день, и здравствуйте.
Чтение эпиграфа
В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?
(«Повесть временных лет»)
Какие вопросы содержит в себе эпиграф?
( 1. Откуда есть пошла русская земля?
2. Кто стал в Киеве первый княжить?
3. И как русская земля стала развиваться?) Мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены
в нашем эпиграфе. Вот и выясним сегодня, как мы с вами можем ответить на эти
вопросы.
II . Повторение и обобщение
1) Логическая цепочка дат на доске.
862882911945980111198810191054972109711131125
2) Игра «Данетка»
1) Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев (да)
2) Самым сильным племенем на Руси были кривичи (нет)
3) Постоянные набеги на Русь до 11 века совершали племена печенегов
4) Бог грома и молнии у славян Перун (да)
5) Вождем племени являлся знатный дружинник (нет)
6) Часть населения древних славян была зависимой (да)
7) Крестьяне, заключившие с господином договор назывались закупы
(да)
(нет)
8) Жителей Скадинавии славяне называли варягами (да)
9) Восстание против князя Игоря подняло племя вятичей (нет)
10) Княгиня Ольга после смерти Игоря вышла замуж за византийского
императора (нет)
11) Главный торговый партнер Руси Хазарский каганат (НЕ ВЕРНО)
12) Князь с дружиной собирали дань с осени до весны (верно)
13) Усобицы это княжеские раздоры на Руси (верно)
14) Первый письменный договор Руси с Византией заключил Рюрик
15) Призвание варягов произошло в IXвеке (верно)
16) Наиболее развитым племенем восточных славян были поляне.
(неверно)
(верно)
17) «Портом трех морей», где главную роль играла международная
торговля, был Новгород Великий (верно)
18) Крестьянская община в Древней Руси – вира (неверно)
Тип хозяйства , преобладающий в Древней Руси –натуральное хозяйство (ве
3) Викторина «Кто»
1) Кто заключил первый письменный договор с Византией
2) Кто из русских князей первым принял христианство
3) Кто, отправляясь в поход, говорил своим врагам «Иду на вы»
4) Кто построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота?
5) Кто на Руси ввел погосты и уроки
6) Кто из русских князей написал «Поучение детям»
7) Кто стал первым русским реформатором древней Руси?
4) Творческая работа в группах
5) “Потомкам на память” Пусть каждый житель древней Руси, которыми вы сейчас являетесь – оставит потомкам на
память воспоминание о самых ярких событиях и героях истории Древней Руси.
6) “По страницам “Повести временных лет”
Задача команд по отрывкам из “Повести временных лет”, определить, о каком событии
древнерусской истории идёт повествование. За правильный ответ команда получает 10
баллов. Время на обсуждение 30 секунд.
1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие –
древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и
назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в
Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые
сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и
назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались
северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась
“Славянская”.
(Расселение славянских племён)
2. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им всё, сказанное
славянскими князьями. И сказали философы: “В Селуни есть муж, именем Лев, имеет он
сыновей, знающих славянский язык. Два сына у него искусные философы”. Услышав об
этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: “Пошли к нам без промедления
своих сыновей Мефодия и Константина”. (Приход Кирилла и Мефодия на Русь)
3. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад, поразмыслив, сказал своей
дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину
свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне
же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк
к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас
погубит”.
(Поход князя Игоря в землю древлян)
4. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь
крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом.
Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал:
“Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят
тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”.
(Крещение княгини Ольги в 955 году)
7) “Допиши словечко”
Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие
имена, понятия. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на
три ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне поселились по линии
рек ______________. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а
___________. Рядом со славянами жили другие народы: на севере воинственные и грозные
____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. На
юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства _____________. И те,
и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались
_______________. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали
послов к варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и
произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын
_____________ был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе
_____________. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью
завладел им. А ещё он совершил поход на город ______________ и в знак победы повесил
__________ на его ворота. Погиб Олег от укуса ____________. После него стал княжить
Игорь, который изза своей жадности погиб от мечей _______________. За его смерть
отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла
_________________. Ольга стала христианкой, но попрежнему на Руси главным
верованием оставалось ________________.
(славянские племена; восточных; ДнепрВолхов; трудиться; варяги; кочевники; дань;
усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Новгород; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга;
христианство; язычество).
Выставление оценок (самооценка, взаимооценка)
Вывод. Возвращение к эпиграфу урока.
Мы с вами дали ответы на вопросы, поставленные Нестором в «Повести временных лет». В
дальнейшем мы еще многое узнаем из истории нашей страны. “Допиши словечко”
Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить
недостающие имена, понятия. За каждый верный ответ команда получает 1
балл.
В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они
делились на три ветви: западных, южных и ______________. Восточные
славяне поселились по линии рек ______________. Это были выносливые и
сильные люди, которые любили не воевать, а ___________. Рядом со
славянами жили другие народы: на севере воинственные и грозные
____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные
корабли. На юге жили племена, которые не имели постоянного места
жительства _____________. И те, и другие совершали набеги на
восточнославянские земли и брали _____________. Долго славянские племена
не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________.
Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов
к варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и
произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так
как сын _____________ был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в
городе _____________. Олегу понравился богатый город _____________ и 882
году он хитростью завладел им. А ещё он совершил поход на город
______________ и в знак победы повесил __________ на его ворота. Погиб
Олег от укуса ____________. После него стал княжить Игорь, который изза
своей жадности погиб от мечей _______________. За его смерть отомстила
жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла
_________________. Ольга стала христианкой, но попрежнему на Руси
главным верованием оставалось ________________.
(славянские племена; восточных; ДнепрВолхов; трудиться; варяги;
кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Новгород; Царьград;
щит; змеи; древлян; Ольга; христианство;Киев; язычество). 1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались
полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё
другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами,
иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в
Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те
же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим
именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А
другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались
северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и
грамота звалась “Славянская”.
2. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им
всё, сказанное славянскими князьями. И сказали философы: “В
Селуни есть муж, именем Лев, имеет он сыновей, знающих
славянский язык. Два сына у него искусные философы”. Услышав
об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: “Пошли
к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина”.
3. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад,
поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я
возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а
сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.
Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем
своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас
погубит”.
4. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я
язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не
крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она
радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал:
“Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и
оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих
поколениях твоих внуков”.
Конспект урока Киевская Русь
Конспект урока Киевская Русь
Конспект урока Киевская Русь
Конспект урока Киевская Русь
Конспект урока Киевская Русь
Конспект урока Киевская Русь
Конспект урока Киевская Русь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.