Материал урока позволяет учащимся 11 класса систематизировать знания о кислотах. Конспект урока разработан по химии для УМК О.С. Габриелян, базовый уровень. Материал позволит обобщить, закрепить знания о классификации, номенклатуре, свойствах органических и неорганических кислот; объяснить общность химических свойств неорганических и органических кислот и правильно составлять уравнения в молекулярном и ионном виде.
урок химии в 11 классе кислоты.docx
Урок химии в 11 классе. «____»_______________ 20____ г.
Кислоты.
Цель. Систематизировать знания о кислотах.
Задачи.
Образовательные: обобщить, закрепить знания о классификации, номенклатуре, свойствах
органических и неорганических кислот; объяснить общность химических свойств
неорганических и органических кислот и правильно составлять уравнения в молекулярном
и ионном виде.
Развивающие: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов,
обобщать и делать выводы; организовывать самостоятельную деятельность.
Воспитательные:продолжить формирование естественнонаучнойкартины мира.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка полученных знаний.
1) Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня нитрид – иона:
А. 2s22p4 Б. 2s22p3 В.2s22p6 Г. 3s23p3
2) Формула соединения, в котором углерод имеет наименьшую степень окисления:
А. CO2 Б. CH4 В. CO Г.CS2
3) Элемент, не образующий аллотропных видоизменений:
А. сера Б. фтор В. углерод Г.фосфор
4) Степень окисления серы одинакова в каждом из соединений группы:
А. S, SO2, SO3 Б. SO2, SO3, BaSO4
В.SO2, K2SO3, BaSO3 Г.SO2, H2SO4,SO3
5) Формула вещества, вступающего в реакцию с хлором:
А. NaF Б.O2 В. NaCl Г.NaBr
6) Формула вещества Х в схеме превращений P→X→Na3PO4
А.PH3 Б.P2O5 В.H3PO4 Г.P2O5
3. Изучение новой темы.
1. Понятие «кислоты»
Что такое кислоты? (ответы учащихся)
Структурная теория: сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных
замещаться на атомы металла, и кислотного остатка.
Теория электролитической диссоциации: электролиты, при диссоциации которых в
качестве катионов образуются катионы водорода (HCl = H+ + Cl)
Протолитическая теория кислот и оснований (теория БренстедаЛоури): вещества –
доноры протонов (HCl + H2O = H3O+ + Cl).
2. Классификация кислот.
Вспомним признаки классификации кислот (учебник § 22 таблица). Стр. 182
Упражнение. Из приведенных формул соединений выписать кислоты, дайте им
характеристику по плану:
1) По наличию кислорода
2) По основности 3) По растворимости в воде
4) По степени электролитической диссоциации
5) По летучести
6) По стабильности
KHSO4, CO2, H2SO4, Cu(OH)2, HCl, BaHPO4, HNO2, Na2SO3, CH3COONa, Al2O3, KMnO4,
HCOOH.
Каждой кислородсодержащей неорганической кислоте соответствует свой оксид. Для
данных кислот H2SO3, H2SO4, H2CO3, HNO3, H3PO4, HNO2составьте формулы
соответствующих оксидов.
Химические свойства.
Цель. Провести реакции, характеризующие свойства неорганических и органических
кислот.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, штатив,
серная кислота, уксусная кислота, оксид меди(). Цинк, карбонат кальция, фенолфталеин,
гидроксид натрия.
При проведении опытов, соблюдайте правила техники безопасности.
Содержание и порядок выполнения опытов.
Опыт 1.
В три пробирки налейте по 1 мл серной, в другие три пробирки уксусной кислоты.
Добавьте по 23 капли индикатора в 1ю пробирку – метилового оранжевого, во 2ю
пробирку лакмус, в 3ю фенолфталеин. Аналогично проведите опыты с уксусной
кислотой. Отметьте наблюдения. Запишите реакции диссоциации.
Что общего в свойствах? Почему?
Опыт 2.
В одну пробирки налейте1 мл серной, в другую уксусной кислот. В каждую пробирку
добавьте по грануле цинка. Отметьте наблюдения. Запишите реакции. Определите
окислитель и восстановитель.
Какие металлы реагируют с растворами кислот?
Опыт 3
В одну пробирки налейте 1 мл серной, в другую уксусной кислоты. В каждую пробирку
добавьте оксид меди (II). Подогрейте. Отметьте наблюдения. Запишите реакции в
молекулярном и ионном виде.
Опыт 4.
В две пробирки налейте по 1 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте 23 капли
фенолфталеина. Отметьте наблюдения. В одну пробирки налейте 12 мл серной, в другую
уксусной кислоты. Отметьте наблюдения. Запишите реакции в молекулярном и ионном
виде.
Объясните, почему вам предложена именно такая последовательность действий при
проведении опыта?
Опыт 5. В две пробирки положите карбонат кальция. В одну пробирки налейте 12 мл серной, в
другую уксусной кислоты. Отметьте наблюдения. Запишите реакции в молекулярном и
ионном виде.
Растворы каких солей вступают во взаимодействие с органическими кислотами?
Почему?
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Сравнительная характеристика свойств органических и минеральных кислот
Серная кислота
Признак
реакции
Уравнение реакции
Уксусная кислота
Признак
реакции
Уравнение реакции
Изменение
окраски
индикатора:
метилоранж
лакмус
фенолфталеин
Диссоциация
кислот.
Взаимодействие
с металлами
Взаимодействие
с оксидами
металлов
Взаимодействие
с основаниями
Взаимодействие
с солями
4. Закрепление.
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать Н3РО4: К, SiO2,
Zn(OH)2, Na2SO4, MgCO3, PbO, Cu? Составить соответствующие уравнения реакций
в молекулярном и ионном виде.
5. Домашнее задание. §22, упр. 5 стр.188
Конспект урока "Кислоты" (11 класс).
Конспект урока "Кислоты" (11 класс).
Конспект урока "Кислоты" (11 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.