Конспект урока "Кислоты, их классификация и свойства". (8 класс, химия)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
01.02.2017
Конспект урока предназначен для изучения химических свойств кислот в 8 классе, УМК О.С. Габриелян. Во время урока учащиеся рассматривают различные классификации кислот. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с химическими свойствами кислот. Закрепление в уроке представлено в виде теста. К конспекту урока прилагается рабочая карта урока.
кислоты в свете ТЭД.docx
Урок химии в 8 классе. «____»________________20___ г.
Кислоты, их классификация и свойства.
Цель. Изучить классификацию и свойства кислот.
Задачи
Образовательные. Способствовать формированию знаний обучающихся о
кислотах, их составе, классификации и свойствах .
Развивающие. Способствовать формированию умений обобщать знания,
полученные из разных источников, устанавливать причинно – следственные
связи; развивать умения работать по заданному алгоритму, проверять и
оценивать учебный материал.
Воспитательные. Формировать умение работать в коллективе, где
развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему
товарищу. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. воспитывать
интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при
работе с кислотами.
Оборудование. Оксид меди (II), серная кислота, гидроксид натрия,
фенолфталеин, соляная кислота, силикат натрия, карбонат калия, хлорид
бария, железные опилки, медные опилки,
Ход урока.
1. Классификация кислот.
Заполните таблицу «Классификация кислот» формулами кислот и
названиями групп, к которым они принадлежат по различным
признакам классификации.
Название и формула кислоты
Серная ______________ Угольная____________
_
Фосфорная
________
Признак
классификации
Наличие
кислорода
Растворимость
Основность
Летучесть
Сила кислот
2. Лабораторная работа «Типичные реакции кислот».
1. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку)
порошка оксида меди(II). Отметьте цвет
вещества.________________________________________
Налейте в пробирку с оксидом меди(II) 1-2 мл раствора серной
кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до
кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?
______________________________________________________________ 2. Взаимодействие кислот с основаниями.
Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида (II) с
серной кислотой.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к
нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?
_____________________________________________
Объясните, какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали
изменение окраски индикатора.
_______________________________________________________________
К раствору щелочи с фенолфталеином добавляете по каплям
соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы
наблюдаете?________________________
___________________________________________________________________________
Объясните, образование какого вещества привело к изменению
окраски индикатора.
___________________________________________________________________________
Потрогайте пробирку, в которой проводили реакцию. Сделайте
вывод о тепловом эффекте проведенной реакции.
_______________________________________________
___________________________________________________________________________
Составьте молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов следующих
веществ:
1-я пробирка: соляная кислота и силикат натрия
2-я пробирка: серная кислота и карбонат калия
3-я пробирка: соляная кислота и хлорид бария
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Уравнения реакции (молекулярные и ионные)
Наблюдени
я
3. Взаимодействие кислот с солями.
Что делали
соляная
кислота +
силикат
натрия
серная
кислота +
карбонат
калия
соляная
кислота +
хлорид бария
4. Взаимодействие кислот с металлами.
Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате
реакции образуется _______________________ или __________________ .
Поместите в две пробирки металлы: в 1-ю – железные опилки, во 2-ю
– медь. Налейте в пробирки раствор серной кислоты. Оформите отчет, заполнив таблицу.
Уравнения реакции (молекулярные и ионные)
Наблюдени
я
Что делали
железо+
серная кислота
Медь +серная
кислота
Кислоты взаимодействуют с металлами согласно схеме:
Металл + кислота = соль + водород
при следующих условиях:
металл находится в электрохимическом ряду напряжений
___________________________;
в результате реакции образуется _________________________________________
соль;
для таких реакций не используют щелочные металлы, так как они
взаимодействуют с водой;
из азотной кислоты металлы водород не вытесняют;
концентрированные кислоты взаимодействуют с металлами по-другому.
3. Закрепление.
1 вариант.
1) Соляной и азотной кислотам соответствуют формулы:
2) Одноосновными кислотами являются:
А) HClO4 и HNO3 Б) HCl и HNO3
В) HBr и HNO3 Г) HF и NH3
А) ортофосфорная и сернистая Б) серная и
сероводородная
В) хлороводородная и азотная Г) бромоводородная и
серная
3) Лакмус в растворах кислот становится:
А) желтым Б) фиолетовым
В) красным Г) синим
4) Раствор серной кислоты взаимодействует с веществом, формула
которого:
А) Ag Б) SiO2 В) P Г)
BaO
5) С образованием нерастворимого вещества протекает реакция между
веществами, формулы которых:
А) HCl и Na2SiO3 Б) HCl и Ca(NO3)2
В) HNO3 и BaCO3 Г) H2SO4 и FeS
А)+4 Б) +2 В) +6
Г) -6
6) Степень окисления центрального атома в серной кислоте равна:
2 вариант.
1) Кислотам сернистой и азотной соответствуют формулы:
2) Серная кислота:
А) H2S, HNO3 Б) H2SO4, HNO2
В) H2SO3, HNO2 Г) H2SO3, HNO3
А)одноосновная, сильная Б) двухосновная, слабая
В) двухосновная, сильная Г) одноосновная, слабая
3) Фенолфталеин в растворе кислоты: 4) Соляная кислота взаимодействует с каждым веществом:
А) малиновый Б) синий
В) бесцветный Г) желтый
А) Na2SiO3 и Al Б) P2O5 и Na
В) KOH и SO3 Г) Fe2O3 и HBr
5) С образованием воды и газа протекает реакция между веществами,
формулы которых:
А) HCl и Hg(NO3)2 Б) H2SO4 и BaCl2
В) HCl и Na2CO3 Г) HNO3 и CuO
А) +3 Б) -3 В) +5
Г) -5
6) Степень окисления центрального атома в азотной кислоте равна:
Домашнее задание. § 38, упр. 4 стр. 214
Рабочая карта урока.
Учени____ 8 «__» класса
___________________________________________________________
Кислоты, их классификация и свойства.
1. Заполните таблицу «Классификация кислот» формулами кислот и
названиями групп, к которым они принадлежат по различным
признакам классификации.
Название и формула кислоты
Серная ______________ Угольная____________
_
Фосфорная
________
Признак
классификации
Наличие
кислорода
Растворимость
Основность
Летучесть
Сила кислот
Лабораторная работа «Типичные реакции кислот».
1) Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку)
порошка оксида меди(II). Отметьте цвет
вещества.________________________________________
Налейте в пробирку с оксидом меди(II) 1-2 мл раствора серной
кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до
кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?
______________________________________________________________
Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида (II) с
серной кислотой.
__________________________________________________________________________ 2) Взаимодействие кислот с основаниями.
3) Взаимодействие кислот с солями.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к
нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?
_____________________________________________
Объясните, какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали
изменение окраски индикатора.
_______________________________________________________________
К раствору щелочи с фенолфталеином добавляете по каплям
соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы
наблюдаете?________________________
___________________________________________________________________________
Объясните, образование какого вещества привело к изменению
окраски индикатора.
___________________________________________________________________________
Потрогайте пробирку, в которой проводили реакцию. Сделайте
вывод о тепловом эффекте проведенной реакции.
_______________________________________________
___________________________________________________________________________
Составьте молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов следующих
веществ:
1-я пробирка: соляная кислота и силикат натрия
2-я пробирка: серная кислота и карбонат калия
3-я пробирка: соляная кислота и хлорид бария
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Уравнения реакции (молекулярные и ионные)
Наблюдени
я
Что делали
соляная
кислота +
силикат
натрия
серная
кислота +
карбонат
калия
соляная
кислота +
хлорид бария 4) Взаимодействие кислот с металлами.
Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате
реакции образуется _______________________ или __________________ .
Поместите в две пробирки металлы: в 1-ю – железные опилки, во 2-ю
– медь. Налейте в пробирки раствор серной кислоты.
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Уравнения реакции (молекулярные и ионные)
Наблюдени
я
Что делали
железо+
серная кислота
Медь +серная
кислота
Кислоты взаимодействуют с металлами согласно схеме:
Металл + кислота = соль + водород
при следующих условиях:
металл находится в электрохимическом ряду напряжений
___________________________;
в результате реакции образуется _________________________________________
соль;
для таких реакций не используют щелочные металлы, так как они
взаимодействуют с водой;
из азотной кислоты металлы водород не вытесняют;
концентрированные кислоты взаимодействуют с металлами по-другому.
Выберите один правильный ответ.
1) Соляной и азотной кислотам соответствуют формулы:
2) Одноосновными кислотами являются:
А) HClO4 и HNO3 Б) HCl и HNO3
В) HBr и HNO3 Г) HF и NH3
А) ортофосфорная и сернистая Б) серная и
сероводородная
В) хлороводородная и азотная Г) бромоводородная и
серная
3) Лакмус в растворах кислот становится:
А) желтым Б) фиолетовым
В) красным Г) синим 4) Раствор серной кислоты взаимодействует с веществом, формула
которого:
А) Ag Б) SiO2 В) P Г)
BaO
5) С образованием нерастворимого вещества протекает реакция между
веществами, формулы которых:
А) HCl и Na2SiO3 Б) HCl и Ca(NO3)2
В) HNO3 и BaCO3 Г) H2SO4 и FeS
А)+4 Б) +2 В) +6
Г) -6
6) Степень окисления центрального атома в серной кислоте равна:
Выберите один правильный ответ.
7) Кислотам сернистой и азотной соответствуют формулы:
8) Серная кислота:
9) Фенолфталеин в растворе кислоты:
А) H2S, HNO3 Б) H2SO4, HNO2
В) H2SO3, HNO2 Г) H2SO3, HNO3
А)одноосновная, сильная Б) двухосновная, слабая
В) двухосновная, сильная Г) одноосновная, слабая
А) малиновый Б) синий
В) бесцветный Г) желтый
А) Na2SiO3 и Al Б) P2O5 и Na
В) KOH и SO3 Г) Fe2O3 и HBr
Соляная кислота взаимодействует с каждым веществом:
10)
11)
С образованием воды и газа протекает реакция между
веществами, формулы которых:
А) HCl и Hg(NO3)2 Б) H2SO4 и BaCl2
В) HCl и Na2CO3 Г) HNO3 и CuO
Степень окисления центрального атома в азотной кислоте равна:
А) +3 Б) -3 В) +5
Г) -5
12)
Конспект урока "Кислоты, их классификация и свойства". (8 класс, химия)
Конспект урока "Кислоты, их классификация и свойства". (8 класс, химия)
Конспект урока "Кислоты, их классификация и свойства". (8 класс, химия)
Конспект урока "Кислоты, их классификация и свойства". (8 класс, химия)
Конспект урока "Кислоты, их классификация и свойства". (8 класс, химия)
Конспект урока "Кислоты, их классификация и свойства". (8 класс, химия)
Конспект урока "Кислоты, их классификация и свойства". (8 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.