Конспект урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
22.04.2017
Конспект  урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)
Обобщение знаний по теме “ Тип Членистоногие. Класс Насекомые” с использованием способа диалектического обучения. Способ диалектического обучения (словесно-логический способ обучения) использует третий тип необходимости – естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение; яркая состязательность, различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика. Этот метод разработан сотрудниками Красноярского ИПК А.И. Гончаруком, В.Л. Зориной. (Патент №126 от 29.03.1996 г. Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства. На уроке проходит развитие умений оперировать с понятиями: - определение понятия, - деления понятия, - ограничение и обобщение понятий, отношение между понятиями, находить и разрешать противоречие. Формирование 1. Диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: - общее - особенное - единичное - единство - многообразие - причина следствие - первичное вторичное 2. Формирование умения работать в группе постоянного состава. 3. Привитие интереса к биологии.Урок - конкурс для двух команд. Задания на развитие логических универсальных умений.
урок Шестиногие соседи по планете.docx
Урок­конкурс “Шестиногие соседи по планете” Обобщение знаний по теме “ Тип Членистоногие. Класс Насекомые”   Задачи урока Образовательно­развивающие: 1. Применение опорных понятий: тип Членистоногие, класс Насекомые,  отряд Двукрылые, отряд Жесткокрылые, отряд Перепончатокрылые,  головогрудь, брюшко, линька, мальпигиевые сосуды, паутина, хитин, челюсти,  крылья, глаза, имаго, хелицеры, конечности, беспозвоночные животные. 2. Развитие умений оперировать с понятиями: ­ определение понятия, ­ деления понятия, ­ ограничение и обобщение понятий, отношение между понятиями, ­ находить и разрешать противоречие.  Воспитательные задачи: 1. формирование диалектико­материалистического мировоззрения на ос­ нове философских категорий: ­ общее ­ особенное ­ единичное ­ единство ­ многообразие ­ причина следствие ­ первичное вторичное 2. Формирование умения работать в группе постоянного состава. 3. Привитие интереса к биологии. Тип урока: обобщение знаний. Методы обучения: диалектический, связанный со словесно­ догматическим и словестно­наглядным. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические. По характеру деятельности учащихся: частично­поисковый. По характеру деятельности учителя: проблемный. Оборудование: На доске — пронумерованные понятия (Тип Членистоногие, линька,  хелицеры, челюсти, паутина, хитин, глаза, крылья, мальпигиевые сосуды, имаго,  конечности), ­ таблицы с изображением животных Типа Членистоногие. На Столах команд — папка с понятиями (Отряд Жесткокрылые, Класс  Насекомые, Подтип Трахейнодышащие, Тип Членистоногие, Царство Животные, Подтип Жабродышащие, Класс Наукообразные, Подтип Хелицеровые, Класс  Ракообразные, ­ пакеты с заданиями “Природа мудра. А мы?” ­ пакеты с заданиями “Круги Эйлера” ­ ­ пакеты с рисунками представителей отряда Двукрылые отряд  Перепончатокрылые, отряд Чешуекрылые. ­ листы опорных сигналов. На столе учителя — пакет №1 с понятиями (Паук птицеед. Речной рак.  Майский жук); ­ пакет №2 с понятиями (имаго, нимфа, зеленые железы, маль­пигиевые  сосуды, мокрица, муха, бабочка, саранча, пчела, хелицеры, хитин). Класс поделен на три команды Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте. Начинаем очередное заседание Клуба  знатоков биологии Тема нашего заседания — сорев­ нования “Шестиногие соседи по планете”. На столах у  вас лежат листы взаимооценки, В которые вы у конце  урока внесете отметку каждому  члену команды за  работу на уроке.  Первое задание: биологический диктант. На доске  расположены пронумерованные понятия. У вас на  столах находятся карточки с числами. Я раскрываю  содержание понятия, вы определяете, что это за по­ нятие я поднимаете карточку ­ номер этого понятия. А сейчас, капитаны команд, подойдите ко мне. У меня в пакете три карточки с названиями представителей  типа Членистоногих Пожалуйста, вытяните по одной  карточке. Сейчас, используя карточки с понятиями на  вашем столе, составьте логическую цепочку по  систематике данного представителя. Учащиеся, прослушав содержание  понятия, поднимают карточку с  номером правильного, по их  мнению, понятия. Учащиеся составляют на доске  логическую цепочку по  систематике. Например. Царство  Животные Беспозвоночные животные Тип Членистоногие Подтип Трахейнодышащие Класс Насекомые  Отряд Жесткокрылые  Род Жук  Вид Майский жук Назовите, пожалуйста, изученные нами отряды класса  Насекомых. У вас на столах есть листы с изображением представителей отрядов класса Насекомых. Сейчас,  выходя по очереди по одному из каждой команды,  составляем на доске логический ­ квадрат 3 на 3 “  Биологические крестики­нолики” по представителям  отрядов Двукрылые, Перепончатокрылые,  Чешуекрылые. Учащиеся составляют логический  квадрат, чтобы по одной вертикали  и горизонтали находились  изображения представителей  каждого отряда.  Например,  Крапивница  муха           пчела  Муравей       Белянка      овод  Комар            шмель        Адмирал Настал черед пакета “Природа мудра. А  мы?” Раскройте конверт. Внимательно  прочтите понятия. Найдите противоречие.  Подумайте и скажите, как природа разрешила это противоречие. 1 команда. Мокрица – наземная среда  обитания 1 команда Паук серебрянка ­ водная среда  обитания.  3 команда. Хитиновый покров ­ рост  Членистоногих. 2 А теперь играем в “Третий лишний”. У вас  есть конверт “Круги Эйлера”, раскройте его.  Внимательно прочтите понятия. Найдите  лишнее понятие. Объясните, почему вы так  решили. Определите основание деления,  отношение между понятиями и отобразите их  кругами Эйлера, 1 команда. А ­ мальпигиевые сосуды, Б –  нимфа, В ­органы выделения. 1 команда. А – взрослое насекомое, Б ­  имаго. В ­ хитин.  3 команда. А развитие с полным  превращением, Б ­ линька, В – развитие с  неполным превращением. 2 Команды по очереди предлагают слои  варианты ответов. Если команда, не может  ответить или у других команд есть свои  варианты ответов, то надо дать возможность  высказать свое мнение. Ответ, например, 3  команды может быть таким: Хитиновый  покров не растягивается и не растет, а  животные должны расти. В этом и  заключается противоречие. Природа  “придумала” процесс линьки. Учащиеся выполняют задания  1 команда  нимфа – лишнее В 2 команда  лишнее –хитин 3 команда  лишнее — линька А А,Б А      В Командам предлагается поработать по  карточке №3 “ Сравнение”. Побеждает та  команда, которая скажет последнее сравнение представителей класса Насекомых с другими  классами типа Членистоногих. Например,  По сравнению с Ракообразными органами  выделения насекомых являются мальпигиевые сосуды. В отличие от Паукообразных  Насекомые имеют два сложных глаза. У вас на столах есть листы с опорными  сигналами, Предложите свой вариант  опорного конспекта по классу Насекомые. Учащиеся на листах ватмана фломастерами  рисуют основные опорные сигналы, составляя ОК. Давайте подведем итог. У нас победила  команда № . В командах обсудите, кто как  работал, и на листе взаимооценки поставьте  каждому из команды соответствующую  оценку. Листы взаимооценки сдайте мне.  Спасибо за работу. Приберитесь на столах. До свидания. Учащиеся оценивают работу каждого члена  команды. Понятие Паутина Словарь понятий к уроку “Шестиногие соседи по планете” Содержание Объем Вещество, выделяемое пауками и некоторыми  другими паукообразными, застывающее на  воздухе в виде нитей, используемое для  постройки убежищ, ловчих сетей, яйцевого  кокона, выстилки норок, расселения молоди. Хитин Сложный полисахарид беспозвоночных  животных, составляющий основу наружного  скелета членистоногих и компонент клеточных  стенок у грибов и некоторых зеленых  водорослей. Конечности Органы тела животных, выполняющие функции передвижения, осязания, захвата пищи и т.д. Челюсти Видоизмененные конечности, выполняющие  функцию захвата и измельчения пищи 1. по строению  1.1 нечленистые,  лопастевидные 1.2 членистые 1. по месту расположения  1.1 верхние  1.2 нижние Хелицеры Первая пара головных конечностей у  паукообразных, выполняющая функцию  челюстей. 1. По внешнему виду  1.1 Клешни  1,2 крючки  1.3 стилеты Крылья  Насекомых Специализированные органы движения,  служащие для полета, являющиеся выростами  покровов и расположенные на средне ­ и  заднегруди и имеющие различное строение. 1. По строению  1.1 Перепончатые  1.2 Чешуйчатые  1.3 кожистые Мальпигиев ые сосуды Выделительные и осморегулирующие органы у  паукообразных, насекомых, многоножек,  представляющие собой слепые выросты  кишечника на границе между средней и задней  кишкой. 1. по происхождению  1.1 Выросты средней киш­ ки (паукообразные)  1.2 выросты задней  кишки (насекомые,  многоножки) Личинка Фаза развития многих беспозвоночных  животных и некоторых позвоночных. 1. Пo строению  1.1Гусеница  1.2 Истинная личинка  1.3 Ложногусеница  1.4 Безголовка 1.5 Безножка 2. По длительности стадии  2,1 Один месяц 2,2. 2­3 года Линька Процесс смены наружного покрова Имаго Конечная стадия развития насекомых и ряда  других членистоногих l. по продолжительности  жизни  1.1 1.2 1.3 несколько часов  (поденки)  несколько дней (тли)  несколько месяцев (ба­ бочки)  1.4 несколько лет  (пчелиная матка, самка  муравьев) Глаза Образования, обеспечивающие восприятие  зрительных раздражителей 1 По строению  1.1 простые 1.2 сложные

Конспект урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект  урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект  урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект  урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект  урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект  урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект  урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)

Конспект  урока -конкурса “Шестиногие соседи по планете” (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017