Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема «Культура речи. Стили литературного языка».Цели урока: Образовательные:
• повторить изученные стили речи;
• закрепить умение делать комплексный анализ текста;
• закрепление понятий «точность», «уместность» как основных критериев культурной речи.
• формирование навыков правильной речи, непринуждённого общения, навыка работы со словарём;
• развитие связной речи учащихся.конспект
Конспект урока русского языка в 7 классе
«Культура речи. Стили литературного языка»
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе.
Тема
«Культура речи. Стили литературного языка».
Тип урока
комбинированный
Цели урока: Образовательные:
повторить изученные стили речи;
закрепить умение делать комплексный анализ текста;
закрепление понятий «точность», «уместность» как
основных критериев культурной речи.
формирование навыков правильной речи,
непринуждённого общения, навыка работы со
словарём;
развитие связной речи учащихся.
Воспитывать:
бережное отношение к родному языку, к культуре
речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное;
формирование этических норм поведения в процессе
общения и совместной деятельности.Формировать УУД:
6. Личностные УУД: способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности,
мотивация учебной деятельности
7. Регулятивные УУД: оценивать результаты
деятельности (своей – чужой), анализировать
собственную работу, определять цель учебной
деятельности в сотрудничестве с учителем
8. Коммуникативные УУД: слушать собеседника,
формулировать собственное мнение и позицию, с
точностью и достаточной полнотой выражать свои
мысли
9. Познавательные УУД: систематизировать материал,
полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в
учебнике, находить нужную информацию, работать с
разными по уровню заданиями.
Формирование умения работать с новой информацией по теме
(определять принадлежность текста к стилям по их характерным
признакам, находить изобразительные средства языка, уметь обобщать
и делать вывод);
Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые
высказывания;
Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
Задачи
Планируемый
результат
Предметные:
12.Знать стили литературного языка, повторить, что такое
текст, каковы средства связи предложений в нём.
13.Уметь анализировать текст, конструировать
предложения, составлять связный устный рассказ.
14.Личностные: уметь проводить самооценку на основе
критерия успешности учебной деятельности,
мотивация учебной деятельности
2Метапредметные:
A) Уметь оценивать результаты деятельности (своей –
чужой), анализировать собственную работу,
планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей, определять цель учебной
деятельности в сотрудничестве с учителем
(Регулятивные УУД)
B) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать
собеседника, формулировать собственное мнение и
позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой
выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
C) Уметь систематизировать материал, полученный на
предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике,
находить нужную информацию, работать с разными по
уровню заданиями.
Основные понятия Стили литературного языка. Культура речи.
Межпредметные
Русский язык. Литература. История.
связи
Ресурсы:
основные
дополнительны
е
Организация
пространства
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват.
Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.:
Просвещение, 2009..
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И.
Ожегов, Н.Ю. Шведова.4е изд., доп.М.:
Азбуковник,2000,940с.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь
русского языка: пособие для учащихся.
М.:Просвещение,1980,448с.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов
современного русского языка.М.:Русский язык,1994,
455с.
Распечатанные разноуровневые задания (карточки).
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Содержание деятельности
3ученика
учителя
Метод
обучения
Средства
обучения
Формы
обучения
Результат
Готовятся к
восприятию
информации
Этап урока.
Время.
I.
Мотивация
к учебной
деятельнос
ти (2 мин)
Чтение
эпиграфа.
Готовность
рабочего
места к
работе.
Беседа
Разные
развиваю
щие
задания
Создание
атмосферы
сотрудничес
тва
Уточняет
тип урока
Уточняет
тематически
е рамки.
В начале
урока
учитель
четко и
конкретно
объяснил
учащимся
целеполаган
ие урока.
Организовал
работу с
учебником.
Беседа
Организует
фронтальный
опрос
учащихся
4
II.
Сообщение
темы
урока,
постановка
цели(3 мин)
Цели:
Через
разные
развивающи
е задания
закрепить и
обобщить
материал о
стилях
речи,
культуре
речи.
III. Работа
по теме
урока.
Проверка
домашнего
задания.
1)Фронталь
ный опрос.
Проверка
домашнего
Слушают
учителя,
перерабатыв
ают
информаци
ю,
определяют
цель
учебной
деятельност
и с
помощью
учителя и
самостоятел
ьно.
Записывают
тему в
тетради
Ученики
отвечают на
вопросы,
объясняют,
приводят
примеры,
четырёх
небольших
текстов
разныхзадания.
Орфоэпичес
кая
разминка.
(5мин
Цели:
Повторить
сведения о
тексте,
видах связи
в нём,
стилях
речи,
нормах
орфоэпии ,
термины .
2)Составлен
ие
словосочета
ний с
паронимами
(5мин)
3)Работа с
текстами.
Анализ
текста.(7
мин)
стилей из
домашнего
задания
(разговорно
го,
художестве
нного,
научного,
делового),
делают
записи в
рабочей
тетради.
Выполняют
стилистичес
кий разбор
художестве
нного
текста по
плану.
Составляют
словосочета
ния.
Работаю в
парах,
взаимопрове
рка.
Разноуровне
вые задания
предусматр
ивают
самостоятел
ьную
работу,
работу в
группах.
Организует
работу в
парах.
Подготовит
ь
разноуровне
вые задания
для каждой
группы.
5
Работа с
разноуров
невыми
заданиями
позволяет
осуществ
ить
обратную
связь со
всеми
учащимис
я и
проконтр
олировать
уровеньусвоения
материала
.
4) Работа по
развитию
речи. Из
разрозненны
х
предложени
й составить
текст.
Работа с
учебником,
упр. 48(3
мин)
5)
Актуализац
ия знаний.(7
мин).
6) Игра
«Редактор».
Прочитают
23 работы.
Отвечают на
вопросы.
Один ученик у
доски
объясняет
знаки
препинания
при
причастных и
деепричастны
х оборотах,
делает вывод.
Второй
ученик
объясняет
случаи, когда
запятые не
ставятся.
Работают со
словарем,
находят
значение
слова
«редактор».
Коллективная
работа по
исправлению
грамматическ
Задает
вопросы:
Прочитайте
выразительн
о, соблюдая
правила
орфоэпии.
Какова
основная
мысль
текста?
Объясните
лексическое
значение
слов.
Учитель
предлагает
сначала
одному, затем
другому
ученику
поработать у
доски, все
остальные
выполняют
задание в
рабочих
тетрадях.
Учитель
предлагает
отредактиров
ать
предложения,
записать в
тетрадях
правильный
вариант.
6их ошибок,
работают в
тетрадях.
Обобщают
информацию.
IV.Итоги
урока.
(2мин.)
V.Домашне
е задание.
(1мин.)
VI.Рефлекс
ия. (2мин.)
Сочинение
рассуждение
«Почему надо
говорить
правильно»
Отвечают на
предложенные
учителем
вопросы
Вопрос:
Какой
информацие
й вы
сегодня
расширили
свой
кругозор?
Что нового
узнали о
стилях ?
Какова
основная
задача
стиля?
В чем
важность и
значимость
этого стиля
для
современног
о человека?
Какие
задания
показались
сложными,
почему?
ВЫВОД
Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых
трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой
речи.
7Перед нами стояли задачи: научить детей определять стили речи по их признакам,
принадлежность текста к определённым стилям, научить ребят работать в коллективе, уметь
слушать товарищей, строить правильную монологическую речь, придерживаться нормам
литературного языка.
Анализируя выразительноизобразительных средства в художественном тексте, стало ясно,
что некоторые из учащихся не видят разницы между определениями и эпитетами. Дети не
различают паронимы. Монологические выступления не у всех получаются.
Со стилями речи обучающиеся знакомы с 5 класса. Заранее было дано домашнее задание на
повторение. Ребята с ним хорошо справились, подобрали тексты всех стилей: разговорного,
научного, делового, художественного. Подобранный материал соответствует выбранному стилю.
На уроке повторили правописание частей речи: местоимений, числительных.
Исправляли речевые ошибки. Повторили орфоэпические нормы.
Следует продолжать работу по развитию речи школьников. Обогащать словарный запас
обучающихся.
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература.
13. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 67 кл. :учебное пособие
к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 59 классы» Углублённое изучение/
В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская.М.: Дрофа,2013;
14. Бабурина М.А. Русский язык.8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая
тетрадь/ Т.В. Губернская, М.А. Бабурина.М.:Эксмо, 2008;
15. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе :пособие для учителей общеобразоват.
Учреждений / 8е изд. М.:Просвещение ,2012;
16. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 1011 классы: Учебник для общеобразоват.
Учреждений 3е изд.М. ООО ТИД «Русское слово»РС,2006;
17. Кружок русского языка в школе.Пособие для учителя М. Просвещение,1966;
818. Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3ч М.:
Мнемозина, 2012;
19. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикумсправочник для 1011 классов.М.: Наука, 2004,
256с;
20. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров(78
кл.)Пособие для учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков.М. Просвещение, 1982;
21. Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Русский язык. Сочинения и экзамен на отлично. Стилистика и
культура речи.М.: Махаон,2005;
22. Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений М.М.Разумовская, С И. Львова
М. Дрофа, 2013.
Интернетресурсы.
http://nsportal.ru/
http://infourok.ru/
9