Конспект урока "Культура речи. Стили литературного языка" 7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка в 7 классе Тема «Культура речи. Стили литературного языка».Цели урока: Образовательные: • повторить изученные стили речи; • закрепить умение делать комплексный анализ текста; • закрепление понятий «точность», «уместность» как основных критериев культурной речи. • формирование навыков правильной речи, непринуждённого общения, навыка работы со словарём; • развитие связной речи учащихся.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока русского языка в 7 классе «Культура речи. Стили литературного языка»                  Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема «Культура речи. Стили литературного языка». Тип урока комбинированный Цели урока: Образовательные:   повторить изученные стили речи;    закрепить умение делать комплексный анализ текста; закрепление понятий «точность», «уместность» как  основных критериев культурной речи.  формирование навыков правильной речи,  непринуждённого общения, навыка работы со  словарём;  развитие связной речи учащихся. Воспитывать:  бережное отношение к родному языку, к культуре  речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное;  формирование этических норм поведения в процессе  общения и совместной деятельности.Формировать УУД: 6. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  мотивация учебной деятельности 7. Регулятивные УУД: оценивать результаты  деятельности (своей – чужой), анализировать  собственную работу,  определять цель учебной  деятельности в сотрудничестве с учителем 8. Коммуникативные УУД: слушать собеседника,  формулировать собственное мнение и позицию, с  точностью и достаточной полнотой выражать свои  мысли 9. Познавательные УУД: систематизировать материал,  полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с  разными по уровню заданиями.  Формирование умения работать с новой информацией по теме  (определять принадлежность текста к стилям по их характерным  признакам, находить изобразительные средства языка, уметь обобщать и делать вывод);  Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые  высказывания;  Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД); Задачи Планируемый результат  Предметные: 12.Знать стили литературного языка, повторить, что такое текст, каковы средства связи предложений в нём.  13.Уметь анализировать текст, конструировать  предложения, составлять связный устный рассказ.  14.Личностные: уметь проводить самооценку на основе  критерия успешности учебной деятельности,  мотивация учебной деятельности  2Метапредметные:  A) Уметь оценивать результаты деятельности (своей –  чужой), анализировать собственную работу,  планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей, определять цель учебной  деятельности в сотрудничестве с учителем  (Регулятивные УУД)  B) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и  позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой  выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)  C) Уметь систематизировать материал, полученный на  предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике,  находить нужную информацию, работать с разными по  уровню заданиями.  Основные понятия  Стили литературного языка. Культура речи. Межпредметные Русский язык. Литература. История. связи  Ресурсы:  основные   дополнительны е Организация  пространства   Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват.  Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.:  Просвещение, 2009..   Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И.  Ожегов, Н.Ю. Шведова.­4­е изд., доп.­М.:  Азбуковник,2000,­940с.  Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь  русского языка: пособие для учащихся.­ М.:Просвещение,1980,448с.  Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов  современного русского языка.­М.:Русский язык,1994,­ 455с. Распечатанные разноуровневые задания (карточки).  Фронтальная работа, индивидуальная работа  Содержание деятельности  3ученика учителя Метод обучения Средства обучения Формы обучения Результат Готовятся к  восприятию  информации  Этап урока. Время. I.  Мотивация к учебной  деятельнос ти (2 мин) Чтение  эпиграфа. Готовность  рабочего  места к  работе. Беседа  Разные  развиваю щие  задания Создание  атмосферы  сотрудничес тва Уточняет  тип урока Уточняет  тематически е рамки. В начале  урока  учитель  четко и  конкретно  объяснил  учащимся  целеполаган ие урока.  Организовал работу с  учебником. Беседа  Организует  фронтальный  опрос  учащихся  4 II.  Сообщение  темы  урока,  постановка  цели(3 мин) Цели: Через  разные  развивающи е задания  закрепить и  обобщить  материал о  стилях  речи,  культуре  речи. III. Работа  по теме  урока. Проверка  домашнего  задания. 1)Фронталь ный опрос.  Проверка  домашнего  Слушают  учителя,  перерабатыв ают  информаци ю,  определяют  цель  учебной  деятельност и с  помощью  учителя и  самостоятел ьно. Записывают  тему в  тетради Ученики  отвечают на вопросы,  объясняют,  приводят  примеры,   четырёх  небольших  текстов   разныхзадания.  Орфоэпичес кая  разминка. (5мин Цели: Повторить  сведения о  тексте,  видах связи  в нём,   стилях  речи,  нормах     орфоэпии ,  термины . 2)Составлен ие  словосочета ний с  паронимами (5мин) 3)Работа с  текстами.  Анализ  текста.(7  мин) стилей  из  домашнего  задания  (разговорно го,  художестве нного,  научного,   делового),  делают  записи в  рабочей  тетради.   Выполняют  стилистичес кий разбор  художестве нного  текста по  плану.   Составляют  словосочета ния.  Работаю в  парах,  взаимопрове рка.  Разноуровне вые задания  предусматр ивают  самостоятел ьную  работу,  работу в  группах. Организует  работу в  парах.  Подготовит ь  разноуровне вые задания  для каждой  группы. 5 Работа с  разноуров невыми  заданиями позволяет осуществ ить  обратную  связь со  всеми  учащимис я и  проконтр олировать уровеньусвоения  материала .   4) Работа по развитию  речи. Из  разрозненны х  предложени й составить  текст.  Работа с  учебником,  упр. 48(3  мин) 5)  Актуализац ия знаний.(7 мин).   6) Игра  «Редактор».  Прочитают  2­3 работы. Отвечают на вопросы. Один ученик у доски  объясняет  знаки  препинания  при  причастных и  деепричастны х оборотах,  делает вывод.  Второй  ученик  объясняет  случаи, когда  запятые не  ставятся.  Работают со  словарем,  находят  значение  слова  «редактор».  Коллективная работа по  исправлению  грамматическ Задает  вопросы: ­  Прочитайте  выразительн о, соблюдая  правила  орфоэпии.  Какова  основная  мысль  текста? Объясните  лексическое значение  слов. Учитель  предлагает  сначала  одному, затем  другому  ученику  поработать у  доски, все  остальные  выполняют  задание в  рабочих  тетрадях.  Учитель  предлагает  отредактиров ать  предложения,  записать в  тетрадях  правильный  вариант.  6их ошибок,  работают в  тетрадях.  Обобщают  информацию.  IV.Итоги  урока.  (2мин.) V.Домашне е задание.  (1мин.)  VI.Рефлекс ия. (2мин.)  Сочинение­ рассуждение  «Почему надо  говорить  правильно» Отвечают на  предложенные учителем  вопросы  Вопрос: ­Какой  информацие й вы  сегодня  расширили  свой  кругозор? Что нового  узнали о  стилях ? ­ Какова  основная  задача  стиля? ­ В чем  важность и  значимость  этого стиля  для  современног о человека? ­Какие  задания  показались  сложными,  почему? ВЫВОД Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой речи. 7Перед   нами   стояли   задачи:   научить   детей   определять   стили   речи   по   их   признакам, принадлежность   текста   к   определённым   стилям,   научить   ребят   работать   в   коллективе,   уметь слушать   товарищей,   строить   правильную   монологическую   речь,   придерживаться   нормам литературного языка. Анализируя выразительно­изобразительных средства в художественном тексте, стало ясно, что   некоторые   из   учащихся   не   видят   разницы   между   определениями   и   эпитетами.     Дети   не различают паронимы.   Монологические выступления не у всех получаются. Со стилями речи обучающиеся знакомы с 5 класса. Заранее было дано домашнее задание на повторение.   Ребята   с   ним   хорошо   справились,   подобрали   тексты   всех   стилей:   разговорного, научного, делового, художественного. Подобранный материал соответствует выбранному стилю. На уроке повторили правописание частей речи: местоимений, числительных. Исправляли речевые ошибки. Повторили орфоэпические нормы. Следует   продолжать   работу   по   развитию   речи   школьников.   Обогащать   словарный   запас обучающихся. БИБЛИОГРАФИЯ Литература. 13. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 6­7 кл. :учебное пособие   к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5­9 классы» Углублённое изучение/  В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская.­М.: Дрофа,2013; 14. Бабурина М.А. Русский язык.8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая  тетрадь/ Т.В. Губернская, М.А. Бабурина.­М.:Эксмо, 2008; 15. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе :пособие для учителей общеобразоват.  Учреждений / ­8­е изд. М.:Просвещение ,2012; 16. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10­11 классы: Учебник для общеобразоват.  Учреждений ­3­е изд.­М. ООО ТИД «Русское слово»­РС,2006; 17. Кружок русского языка в школе.Пособие для учителя М. Просвещение,1966; 818. Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3­ч ­М.:  Мнемозина, 2012; 19. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум­справочник для 10­11 классов.­М.: Наука, 2004,  256с; 20. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров(7­8 кл.)Пособие для  учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков.­М. Просвещение, 1982; 21. Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Русский язык. Сочинения и экзамен на отлично. Стилистика и  культура речи.­М.: Махаон,2005; 22. Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений М.М.Разумовская, С И. Львова­ М. Дрофа, 2013. Интернет­ресурсы.   http://nsportal.ru/ http://infourok.ru/ 9