Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК ПНШ по теме: Мир ценностей героев. По произведениям С. Козлова Поход в Музейный дом. Картины Ван Гога
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК ПНШ по теме: Мир ценностей героев. По произведениям С. Козлова Поход в Музейный дом. Картины Ван Гога

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
19.02.2018
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК ПНШ по теме: Мир ценностей героев. По произведениям С. Козлова  Поход в Музейный дом. Картины Ван Гога
Конспект урока литературного чтения раскрывает структуру , цели,задачи этапов урока, методические приемы, помогающие решить главную проблему , как красота воздействует на окружающих. Поход в "Музейный дом" , использование инструментария(лупы, рамки)при работе с иллюстрациями -все это позволяет научиться видеть красоту объектов вокруг.Главное в уроке - ребенок учиться слушать и высказывать мнение о прочитанном.
Конспект урока лит чтения Мир ценностей героев.doc

«Ярмарке педагогических находок  «Есть идея!»

Номинации Ярмарки-2018:

Развитие исследовательских способностей обучающихся на основе информационных и коммуникационных технологий

 

Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Волкова Н.Н., МОУ «Ломоносовская гимназия», г.  Петрозаводск

 

Тема урока

Мир ценностей героев. По произведениям С. Козлова

Поход в Музейный дом. Картины Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь»

 

Цель

На материале произведений С. Козлова учиться понять, как на нас воздействует красота.

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением;  создание условий для работы над проблемой «воздействие красоты окружающего мира» через прочтение произведений ,рассмотрение иллюстраций.

 

Задачи

Образовательные:  Научить детей давать оценку смысла всего текста по его названию, определять тему и основную мысль произведения.

Обнаружить проблему «как на нас воздействует красота» и получить палитру мнений.

Увидеть авторскую точку зрения и учить формировать собственную  при восприятии литературного произведения.

Развивающие: Развивать память внимание, речь учащихся. Формирование умений свободного высказывания своего мнения в устной форме. Формирование первоначальных умений проводить сравнительный анализ (оценивать, сравнивать героев произведений и их поступки). Обогащать словарный запас учащихся;

Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные: Воспитывать любовь к чтению. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

 

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.).

- знать, что такое тема и идея произведения;

- уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя.

Формируемые УУД

- Личностные :

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

  - определять и формулировать цель деятельности на урок вместе с учителем ;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

- Коммуникативные:

-  слушать и понимать речь других

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Познавательные:

 - ориентироваться в учебнике;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия

Картина, понятие «красота», диалог, «точка зрения»

 

Межпредметные связи

русский язык, физкультура, информационные технологии, ИЗО, история, окружающий мир.

 

Оборудования

учебник «Литературное чтение» ч.2, учебник «Русский язык. ч.2 Сведения о писателях», , лупы, рамки, картина Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь»-интерактивная картина, выставка книг С. Козлова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы

Цели, задачи, результаты

Содержание этапа

1.

Организационный момент

I.      Организационный момент.

Цель для учителя: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Цель для учащихся: Активно включиться в работу.

Критерии: Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Настрой учащихся на работу.

- Откройте страницу Содержания и вспомните, с какой главой мы работаем сейчас.

- Как же на нас воздействует КРАСОТА, что мы уже выяснили, узнали об этом?

- Какие выводы сделали?

-Какие произведения нам помогли в этом?

-Что нам предстоит сделать сегодня? (Мы продолжим работу над пониманием того, как на нас воздействует красота).

- В этом нам помогут произведения С. Козлова.

 2.

Проверка прочности усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке

 

                                      II.      Повторение изученного

Цель для учителя: Проверить прочность знаний,  полученных детьми на предыдущем уроке.

Цель для учащихся: Показать степень владения информацией по данной теме.

Критерии:  Умение оперировать терминами и использовать их в работе. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

-Вернёмся к произведению, которое мы изучили вчера.

-Какая проблема поставлена ?

-Какой ответ мы получили на вопрос - Какое воздействие имеет красота на человека?

Под воздействием красоты человек:

  • может изменить своё отношение к чему-либо и сам меняется
  • красота в самих людях, в их талантах и способностях.

 Мы примерили эту ситуацию к своей жизни. Учились умению замечать и ценить красоту — это еще и умение радоваться проявлению чужих способностей.

-Подтвердите словами текста. (с.23)

-Вспомните название рассказа  («Бумажная победа»)

-Что отражает заголовок: тему или основную мысль стихотворения?

-Объясните вашу точку зрения.

Что вы узнали о воздействии красоты, рассматривая картину П.Пикассо «Девочка на шаре»?

(Мы пришли к выводу, что у красоты нет точного определения, красота может быть разной.)

-Хочу предложить вам поработать с новыми произведениями, чтобы найти новые ответы на поставленную в данном разделе проблему.

-Можем мы определить основную мысль произведения по названию?

 

3.

Изучение нового учебного материала.

 

III.Подготовительная работа к восприятию нового материала

Цель для учителя: Сформировать понимание, что красота имеет разное воздействие на человека.

Цель для учащихся: Научиться определять тему, основную мысль произведения, формировать свою точку зрения и находить авторскую точку зрения на решаемую проблему.

Методы организации деятельности: практический, частично-поисковый.

Методы стимулирования: создание ситуации успеха, интереса к проблеме.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ

-Какие задачи нам надо будет решить, знакомясь с новыми произведениями?

 1)Как воздействует красота на человека?

-На что нам необходимо обратить внимание, анализируя рассказы С.Козлова и рассматривая картины Ван Гога?

2)Какова тема и основная мысль произведения?

3)Какими средствами достигает автор поставленную цель?

-Просмотри, кто герои первого произведения? Второго?

-Предположи, воздействие красоты на героев будет одинаковым или разным? (одинаковым, т.к. они друзья и у них может быть похожее восприятие действительности; разным, т.к. Поросёнок и Заяц разные по характеру)

-Значит, для работы  пригодятся знакомые нам правила:

На доске:

-каждый имеет право на свою точку зрения

-уметь её отстаивать

-прислушиваться к мнению других и уважать их точку зрения

-Что бы вы добавили?

-быть готовым изменить свою точку зрения

 

 

 

IV.Изучение нового произведения

Цель для учителя:  Помочь детям увидеть точку зрения автора  на то, какое  воздействие может оказать красота, сформулировать основную мысль сказки.

Цель для учащихся: В ходе практической работы увидеть многообразие  красот окружающего мира.

Методы организации деятельности: практический, частично-поисковый.

Методы стимулирования: создание ситуации успеха, поощрения.

Методы контроля и самоконтроля: вопросы и уточнения, отвечая на которые дети совершат действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля.

 

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

а)Знакомство с биографией С.Козлова (с.120-121 учебник рус.яз. №2)

б)инсценирование сказки «Не улетай, пой, птица.»

в)работа по содержанию:

-Посмотрите на происходящее с разных точек зрения:  с точки зрения Зайца и с точки зрения Поросёнка.

-Почему они видят по-разному?(…)

-Хочет ли Заяц научить Поросёнка прыгать? (Да.)

-Как он это делает?

-Подтверди своё высказывание строчками из текста, просмотрев текст от начала до конца. (Показывает (Смотри!), Ободряет (Главное, не бойся!)Успокаивает(Да чего ж ты плачешь? Вот глупый!) Обнадёживает(Да я тебя научу. Научу! )

-Заяц пытается научить прыгать Поросёнка, прикладывает много усилий, не замечая, что  Поросёнок занят совсем другим.

-Что же Поросёнка так заинтересовало? (пение птицы)

-Ты догадываешься, что это за птица?

-Проследи по тексту, как постепенно пение соловья завораживает Поросёнка.

-Как подействовало на Поросёнка пение соловья? (Он заплакал.)

-Как можно назвать охватившее его чувство? (Восторг? Восхищение? Вдохновение? Счастье? Уверенность в собственных силах?)

-Какое из этих чувств самое главное?

-Прочитайте диалог Пети и Евдокии Васильевны.

-Какова же сила красоты? Какие строчки можно назвать главными в этой сказке? Прочитайте.

ИТОГ работы над произведением:

Воздействие красоты заключается в её способности вдохновлять и придавать уверенность в собственных силах, вселять веру в себя.

г)чтение сказки «Давно бы так, заяц.»по ролям

-Просмотрите текст и скажите, сколько здесь действующих лиц.

д)работа по содержанию (чтение вопросов с.35)

-Как вы думаете, это тот же Заяц, что из предыдущей сказки? (Заяц напуган, и поэтому суетлив, не может сосредоточиться на красоте окружающего мира, т.е. это тот  же суетливый Заяц, только другой повод для суеты)

-Что мешает Зайцу любоваться закатом?

-Его отвлекают внешние события или собственные мысли? Прочитай строчки, из которых это понятно.

-Какое чувство, овладевшее Зайцем, неприятно ему самому?

 -Что же изменилось, когда ему удалось справиться с этим чувством? (Заяц преобразился, «похорошел», как выразилась белка)

-Как ты думаешь, благодаря чему заяц похорошел? (У него полностью изменилось ощущение себя в мире.)

-Прочитайте строки, иллюстрирующие это. (с. 35)

Итог работы над произведением:

-Чем эта сказка похожа на предыдущую ? В чём в данном случае сила красоты? (Заяц, как и Поросёнок почувствовал себя свободным и ощутил веру в собственные силы под воздействием красоты.  В данном случае сила красоты помогла Зайцу избавиться от страха, который мешал ему сосредоточиться.

РАБОТА В ПАРАХ

-Найдите в обеих сказках строки, подтверждающие, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой.

-Договоритесь, в какой сказке сосед, а в какой ты найдёшь эти строки и прочитаете их друг другу.

Проверка:

-Какая пара удовлетворена работой друг друга?

-У кого были разногласия, но сосед сумел убедить в правильности своего мнения?

-Кто не доволен работой с соседом? В чём заключается недовольство?

-Прочитаем строки, которые подтверждают, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой. И даже внешне пребражает героя.

 

 

 

V. Физминутка

Цель для учителя: Дать детям возможность получить заряд бодрости для дальнейшей работы.

Цель для учащихся: Получить удовольствие от движения и переключиться на новую работу.

 

 

 

 

 

 

                  VI.Поход в Музейный дом

Цель для учителя: Помочь детям увидеть в художественном произведении движение и звучание жизни.

Цель для учащихся: Используя инструменты (рамка), выделять фрагменты, показывающие движение и звук в картине. Уметь работать в группе.

 

ПОХОД В МУЗЕЙНЫЙ ДОМ

а) Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца»

-Евдокия Васильевна задала детям вопрос, прочитайте его.(Чувствует ли художник красоту мира?)

-Как вы ответите на этот вопрос?

-А теперь прочитайте, какие впечатления произвели картины на Таню и Костю.

-Вам нравятся наблюдения ребят?

-Как художнику удаётся  изобразить движение? ( жёлто-лимонные прерывисто-мозаичные мазки, которыми испещрено поле, создают оптический эффект движения)

-Рассмотрите их через лупу.

-Где хранится эта картина? А где  «Звёздная ночь»?

б) Ван Гог «Звёздная ночь»

-Вам нравится, как художник предаёт своё впечатление от звёздной ночи?

-Выделите рамкой самые красивые фрагменты (горизонтальный и вертикальный) со звёздными спиралями, поделитесь своим впечатлением.

-А теперь выделите два фрагмента (горизонтальный и вертикальный) с церковкой.

-Какая композиция тебе кажется самой выразительной?

-Прочитайте разговор ребят (с. 36)

-Мог ли Костя, рассматривая картину, слышать музыку, которая звучала на дне рождения Гены?

На слайде

У КРАСОТЫ нет точного определения, КРАСОТА может быть разной.

Под воздействием красоты человек:

  • может изменить своё отношение к чему-либо и сам меняется
  • понимает, что красота в самих людях, в их талантах и способностях                                                            
  • получает возможность почувствовать себя свободным и ощутить  веру в собственные силы
  • убеждается, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой, даже внешне преображает
  • стремится поделиться впечатлениями через творчество

4.

Итог урока

Рефлексия

Самооценка

Взаимооценка

 

VII.Итог урока

Цель для учителя: Помочь детям проанализировать проделанную работу и сформулировать выводы. Провести релаксацию.

Цель для учащихся: Проследить достижение целей на всех этапах урока. Дать эмоциональную окраску проделанной работе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

- Какие новые произведения мы изучали сегодня?

- Для чего мы их изучали?

- На каких этапах урока мы с вами  пытались понять, как воздействует на человека красота?

- Какой этап урока для вас был самым интересным? Почему?

На слайде: Дополни высказывания: Я- понял, удивился, хочу поделиться и т.д.

- Оцените друг друга. Кому удавалось наиболее ярко выражать свою точку зрения?

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Работа на дом

Цель для учителя: Закрепить полученные знания на практике путем передачи своих впечатлений членам семьи.

Цель для учащихся: Усвоить полученные знания и применить их в ходе общения

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-В какой области у вас остался интерес после сегодняшнего урока? (Возможно, выяснить точнее, где хранятся картины Ван Гога; возможно, поискать произведение, в котором показано такое воздействие красоты, которое мы не встретили в рассматриваемых нами произведениях.)

-Подберите произведение, в котором красота воздействует на нас. Попытайтесь понять, как мы ее воспринимаем. Поделитесь с нами красотой увиденного и прочитанного.

 


Ярмарке педагогических находок «Есть идея!»

Ярмарке педагогических находок «Есть идея!»

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Межпредметные связи русский язык, физкультура, информационные технологии,

Межпредметные связи русский язык, физкультура, информационные технологии,

I. Повторение изученного

I. Повторение изученного

Изучение нового учебного материала

Изучение нового учебного материала

Методы контроля и самоконтроля: вопросы и уточнения, отвечая на которые дети совершат действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля

Методы контроля и самоконтроля: вопросы и уточнения, отвечая на которые дети совершат действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля

Как ты думаешь, благодаря чему заяц похорошел? (У него полностью изменилось ощущение себя в мире

Как ты думаешь, благодаря чему заяц похорошел? (У него полностью изменилось ощущение себя в мире

V . Физминутка Цель для учителя:

V . Физминутка Цель для учителя:

Прочитайте разговор ребят (с. 36) -Мог ли

Прочитайте разговор ребят (с. 36) -Мог ли

Домашнее задание

Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018