«Ярмарке педагогических находок «Есть идея!»
Номинации Ярмарки-2018:
Развитие исследовательских способностей обучающихся на основе информационных и коммуникационных технологий
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Волкова Н.Н., МОУ «Ломоносовская гимназия», г. Петрозаводск
Тема урока |
Мир ценностей героев. По произведениям С. Козлова Поход в Музейный дом. Картины Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь» |
|
|
Цель |
На материале произведений С. Козлова учиться понять, как на нас воздействует красота. Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением; создание условий для работы над проблемой «воздействие красоты окружающего мира» через прочтение произведений ,рассмотрение иллюстраций. |
|
|
Задачи |
Образовательные: Научить детей давать оценку смысла всего текста по его названию, определять тему и основную мысль произведения. Обнаружить проблему «как на нас воздействует красота» и получить палитру мнений. Увидеть авторскую точку зрения и учить формировать собственную при восприятии литературного произведения. Развивающие: Развивать память внимание, речь учащихся. Формирование умений свободного высказывания своего мнения в устной форме. Формирование первоначальных умений проводить сравнительный анализ (оценивать, сравнивать героев произведений и их поступки). Обогащать словарный запас учащихся; Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии; Воспитательные: Воспитывать любовь к чтению. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки; |
|
|
Планируемые результаты |
Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.). - знать, что такое тема и идея произведения; - уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя. Формируемые УУД - Личностные : - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. - Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на урок вместе с учителем ; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. - Коммуникативные: - слушать и понимать речь других - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. - Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. |
|
|
Основные понятия |
Картина, понятие «красота», диалог, «точка зрения» |
|
|
Межпредметные связи |
русский язык, физкультура, информационные технологии, ИЗО, история, окружающий мир. |
|
|
Оборудования |
учебник «Литературное чтение» ч.2, учебник «Русский язык. ч.2 Сведения о писателях», , лупы, рамки, картина Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь»-интерактивная картина, выставка книг С. Козлова. |
|
|
|
Этапы работы |
Цели, задачи, результаты |
Содержание этапа |
1. |
Организационный момент |
I. Организационный момент. Цель для учителя: Подготовить учащихся к работе на уроке. Цель для учащихся: Активно включиться в работу. Критерии: Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на работу. - Откройте страницу Содержания и вспомните, с какой главой мы работаем сейчас. - Как же на нас воздействует КРАСОТА, что мы уже выяснили, узнали об этом? - Какие выводы сделали? -Какие произведения нам помогли в этом? -Что нам предстоит сделать сегодня? (Мы продолжим работу над пониманием того, как на нас воздействует красота). - В этом нам помогут произведения С. Козлова. |
2. |
Проверка прочности усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке
|
II. Повторение изученного Цель для учителя: Проверить прочность знаний, полученных детьми на предыдущем уроке. Цель для учащихся: Показать степень владения информацией по данной теме. Критерии: Умение оперировать терминами и использовать их в работе. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения. |
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО -Вернёмся к произведению, которое мы изучили вчера. -Какая проблема поставлена ? -Какой ответ мы получили на вопрос - Какое воздействие имеет красота на человека? Под воздействием красоты человек:
Мы примерили эту ситуацию к своей жизни. Учились умению замечать и ценить красоту — это еще и умение радоваться проявлению чужих способностей. -Подтвердите словами текста. (с.23) -Вспомните название рассказа («Бумажная победа») -Что отражает заголовок: тему или основную мысль стихотворения? -Объясните вашу точку зрения. Что вы узнали о воздействии красоты, рассматривая картину П.Пикассо «Девочка на шаре»? (Мы пришли к выводу, что у красоты нет точного определения, красота может быть разной.) -Хочу предложить вам поработать с новыми произведениями, чтобы найти новые ответы на поставленную в данном разделе проблему. -Можем мы определить основную мысль произведения по названию?
|
3. |
Изучение нового учебного материала.
|
III.Подготовительная работа к восприятию нового материала Цель для учителя: Сформировать понимание, что красота имеет разное воздействие на человека. Цель для учащихся: Научиться определять тему, основную мысль произведения, формировать свою точку зрения и находить авторскую точку зрения на решаемую проблему. Методы организации деятельности: практический, частично-поисковый. Методы стимулирования: создание ситуации успеха, интереса к проблеме.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ -Какие задачи нам надо будет решить, знакомясь с новыми произведениями? 1)Как воздействует красота на человека? -На что нам необходимо обратить внимание, анализируя рассказы С.Козлова и рассматривая картины Ван Гога? 2)Какова тема и основная мысль произведения? 3)Какими средствами достигает автор поставленную цель? -Просмотри, кто герои первого произведения? Второго? -Предположи, воздействие красоты на героев будет одинаковым или разным? (одинаковым, т.к. они друзья и у них может быть похожее восприятие действительности; разным, т.к. Поросёнок и Заяц разные по характеру) -Значит, для работы пригодятся знакомые нам правила: На доске: -каждый имеет право на свою точку зрения -уметь её отстаивать -прислушиваться к мнению других и уважать их точку зрения -Что бы вы добавили? -быть готовым изменить свою точку зрения
|
|
|
IV.Изучение нового произведения Цель для учителя: Помочь детям увидеть точку зрения автора на то, какое воздействие может оказать красота, сформулировать основную мысль сказки. Цель для учащихся: В ходе практической работы увидеть многообразие красот окружающего мира. Методы организации деятельности: практический, частично-поисковый. Методы стимулирования: создание ситуации успеха, поощрения. Методы контроля и самоконтроля: вопросы и уточнения, отвечая на которые дети совершат действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля.
|
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ а)Знакомство с биографией С.Козлова (с.120-121 учебник рус.яз. №2) б)инсценирование сказки «Не улетай, пой, птица.» в)работа по содержанию: -Посмотрите на происходящее с разных точек зрения: с точки зрения Зайца и с точки зрения Поросёнка. -Почему они видят по-разному?(…) -Хочет ли Заяц научить Поросёнка прыгать? (Да.) -Как он это делает? -Подтверди своё высказывание строчками из текста, просмотрев текст от начала до конца. (Показывает (Смотри!), Ободряет (Главное, не бойся!)Успокаивает(Да чего ж ты плачешь? Вот глупый!) Обнадёживает(Да я тебя научу. Научу! ) -Заяц пытается научить прыгать Поросёнка, прикладывает много усилий, не замечая, что Поросёнок занят совсем другим. -Что же Поросёнка так заинтересовало? (пение птицы) -Ты догадываешься, что это за птица? -Проследи по тексту, как постепенно пение соловья завораживает Поросёнка. -Как подействовало на Поросёнка пение соловья? (Он заплакал.) -Как можно назвать охватившее его чувство? (Восторг? Восхищение? Вдохновение? Счастье? Уверенность в собственных силах?) -Какое из этих чувств самое главное? -Прочитайте диалог Пети и Евдокии Васильевны. -Какова же сила красоты? Какие строчки можно назвать главными в этой сказке? Прочитайте. ИТОГ работы над произведением: Воздействие красоты заключается в её способности вдохновлять и придавать уверенность в собственных силах, вселять веру в себя. г)чтение сказки «Давно бы так, заяц.»по ролям -Просмотрите текст и скажите, сколько здесь действующих лиц. д)работа по содержанию (чтение вопросов с.35) -Как вы думаете, это тот же Заяц, что из предыдущей сказки? (Заяц напуган, и поэтому суетлив, не может сосредоточиться на красоте окружающего мира, т.е. это тот же суетливый Заяц, только другой повод для суеты) -Что мешает Зайцу любоваться закатом? -Его отвлекают внешние события или собственные мысли? Прочитай строчки, из которых это понятно. -Какое чувство, овладевшее Зайцем, неприятно ему самому? -Что же изменилось, когда ему удалось справиться с этим чувством? (Заяц преобразился, «похорошел», как выразилась белка) -Как ты думаешь, благодаря чему заяц похорошел? (У него полностью изменилось ощущение себя в мире.) -Прочитайте строки, иллюстрирующие это. (с. 35) Итог работы над произведением: -Чем эта сказка похожа на предыдущую ? В чём в данном случае сила красоты? (Заяц, как и Поросёнок почувствовал себя свободным и ощутил веру в собственные силы под воздействием красоты. В данном случае сила красоты помогла Зайцу избавиться от страха, который мешал ему сосредоточиться. РАБОТА В ПАРАХ -Найдите в обеих сказках строки, подтверждающие, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой. -Договоритесь, в какой сказке сосед, а в какой ты найдёшь эти строки и прочитаете их друг другу. Проверка: -Какая пара удовлетворена работой друг друга? -У кого были разногласия, но сосед сумел убедить в правильности своего мнения? -Кто не доволен работой с соседом? В чём заключается недовольство? -Прочитаем строки, которые подтверждают, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой. И даже внешне пребражает героя.
|
|
|
V. Физминутка Цель для учителя: Дать детям возможность получить заряд бодрости для дальнейшей работы. Цель для учащихся: Получить удовольствие от движения и переключиться на новую работу.
|
|
|
|
VI.Поход в Музейный дом Цель для учителя: Помочь детям увидеть в художественном произведении движение и звучание жизни. Цель для учащихся: Используя инструменты (рамка), выделять фрагменты, показывающие движение и звук в картине. Уметь работать в группе.
|
ПОХОД В МУЗЕЙНЫЙ ДОМ а) Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца» -Евдокия Васильевна задала детям вопрос, прочитайте его.(Чувствует ли художник красоту мира?) -Как вы ответите на этот вопрос? -А теперь прочитайте, какие впечатления произвели картины на Таню и Костю. -Вам нравятся наблюдения ребят? -Как художнику удаётся изобразить движение? ( жёлто-лимонные прерывисто-мозаичные мазки, которыми испещрено поле, создают оптический эффект движения) -Рассмотрите их через лупу. -Где хранится эта картина? А где «Звёздная ночь»? б) Ван Гог «Звёздная ночь» -Вам нравится, как художник предаёт своё впечатление от звёздной ночи? -Выделите рамкой самые красивые фрагменты (горизонтальный и вертикальный) со звёздными спиралями, поделитесь своим впечатлением. -А теперь выделите два фрагмента (горизонтальный и вертикальный) с церковкой. -Какая композиция тебе кажется самой выразительной? -Прочитайте разговор ребят (с. 36) -Мог ли Костя, рассматривая картину, слышать музыку, которая звучала на дне рождения Гены? На слайде У КРАСОТЫ нет точного определения, КРАСОТА может быть разной. Под воздействием красоты человек:
|
4. |
Итог урока Рефлексия Самооценка Взаимооценка
|
VII.Итог урока Цель для учителя: Помочь детям проанализировать проделанную работу и сформулировать выводы. Провести релаксацию. Цель для учащихся: Проследить достижение целей на всех этапах урока. Дать эмоциональную окраску проделанной работе. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. - Какие новые произведения мы изучали сегодня? - Для чего мы их изучали? - На каких этапах урока мы с вами пытались понять, как воздействует на человека красота? - Какой этап урока для вас был самым интересным? Почему? На слайде: Дополни высказывания: Я- понял, удивился, хочу поделиться и т.д. - Оцените друг друга. Кому удавалось наиболее ярко выражать свою точку зрения?
|
5.
|
Домашнее задание
|
VIII. Работа на дом Цель для учителя: Закрепить полученные знания на практике путем передачи своих впечатлений членам семьи. Цель для учащихся: Усвоить полученные знания и применить их в ходе общения
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. -В какой области у вас остался интерес после сегодняшнего урока? (Возможно, выяснить точнее, где хранятся картины Ван Гога; возможно, поискать произведение, в котором показано такое воздействие красоты, которое мы не встретили в рассматриваемых нами произведениях.) -Подберите произведение, в котором красота воздействует на нас. Попытайтесь понять, как мы ее воспринимаем. Поделитесь с нами красотой увиденного и прочитанного. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.