Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"
Оценка 4.6

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
чтение
4 кл
10.02.2017
Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением", в программе-пояснительная записка, общая характеристика курса, цель программы, задачи, а также личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса "Чтение с увлечением", планируемые результаты, подробное календарно-тематическое планирование с описанием видов деятельности.
Чтение с увлечением.doc
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» 4 класс 2016­2017 учебный год 1 Пояснительная записка Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на  основе Программы «Вдумчивое чтение», автор Е.В.Посашкова. Актуальность   программы  обусловлена   тем,  что  способствует   расширению   читательского   пространства,  реализации дифференцированного   обучения   и   развитию  индивидуальных  возможностей   каждого   обучающегося,   воспитанию   ученика­читателя. Введение курса «Чтение с увлечением» поможет   решать задачи эмоционального,  творческого, литературного, интеллектуального развития   детей,  а   также   проблемы   нравственно­этического   воспитания.  Программа   ориентирована   на   совершенствование   всех   видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы. Общая характеристика курса Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно­педагогических принципов:      ориентация на читательские интересы ребенка;  разнообразие тематики и жанров литературных текстов;  разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения; важнейшим   принципом,   определяющим   содержание   программы,   является   принцип   художественной   значимости   изучаемого произведения. В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако,   учитывая   инновации   в   системе   литературного   образования   младших   школьников,   методические   подходы   расширены   и дополнены.   Акцент   сделан   на   эстетическом   воспитании   обучающихся,   на   формировании   читательской   культуры   младших   школьников, углублении   их   первичных   представлений   об   особенностях   произведений   писателей­классиков   детской   литературы.   Особое   внимание   в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности.  Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников. 2 Задачи:  совершенствование навыка чтения обучающихся;  развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;  знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;   формирование  первичных представлений  об особенностях произведений  и  творчества  известных русских  и зарубежных  детских писателей;  формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;  формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;  выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения; развитие воображения, литературно­творческих способностей и речи обучающихся.  Практическая значимость курса заключается в умении:      находить книгу в открытом библиотечном фонде; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. Курс   «Чтение   с   увлечением»   имеет   тесные   межпредметные   связи   с   уроками   литературного   чтения,   окружающего   мира, изобразительного искусства, музыки. Программа предназначена для обучающихся 9­11 лет. Чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Формы  организации  внеурочных  занятий   могут   быть   различными:   литературные  игры,   конкурсы­кроссворды,  библиотечные   уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки­спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования   детского   художественного   творчества   –   сочинительства,   коллективного   обсуждения   творческих   работ,   графического иллюстрирования, инсценирования.  Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие,  предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно­познавательные, так и санитарно­гигиенические требования к чтению.  Режим занятий обусловлен нормативно­ правовой  общеобразовательной базой, ориентированной на обучение детей  младшего школьного возраста. Место проведения занятий ­ в классной комнате во внеурочное время и в городской детской библиотеке.  3 Программа курса «Чтение с увлечением»  1 год. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (4 класс – 34 часа в год) Описание места курса  Описание ценностных ориентиров содержания программы Содержание программы занятий курса «Чтение с увлечением» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик­читатель  овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание,  воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной  речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Чтение с увлечением» 4 класс Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: – устойчивое положительное отношение к литературному чтению; ­  интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, инсценировка); ­ осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей; – этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения; Обучающийся получит возможность для формирования: – устойчивого интереса к литературе, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания; – внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений; – осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни; – умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения; – произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному; – оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения; – строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии. Познавательные универсальные учебные действия 4 Обучающийся научится: – строить сообщения в устной и письменной форме; – понимать смысл художественных и научно­популярных текстов; ­ отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;   ­ ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);  ­  составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;  Обучающийся получит возможность научиться: – проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства; – принимать участие в коллективных делах и инсценировках; – контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе; ­ пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале. Обучающийся получит возможность научиться: – проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; – воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении; – выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях; – сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах; В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие предметные умения, соответствующие  требованиям ФГОС НОО:  – ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной  отечественной и зарубежной литературы; – выбирать книги для самостоятельного внеклассного чтения, определяя предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и  познавательных потребностей; – писать отзыв и аннотации о прочитанной книге; вести читательский дневник; – составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники; – пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Предметные знания: 1 уровень Планируемые результаты 5 ­ иметь представления о творчестве конкретного писателя, его биографии.; ­знать названия книг, представленных на выставке. 2 уровень ­ знать литературные жанры повесть, роман; ­ знать некоторые мифы, легенды, предания; ­ знать названия некоторых произведений  конкретного автора и главных героев. 3 уровень ­ знать биографии авторов изучаемых произведений. Предметные умения: 1 уровень ­ характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; ­ уметь восстанавливать последовательность событий., кратко  и  подробно пересказывать. 2 уровень ­ уметь работать над текстом с карандашом; ­ составлять характеристику образа главного героя по его характеру, внешнему виду, поступкам; ­ уметь составлять рассказ от лица героя; ­ сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ­ пользоваться аппаратом книги. 3 уровень ­ уметь вести диалог при обсуждении проблемного вопроса; ­ уметь соотносить фрагмент фильма и отрывок из художественного произведения.; ­ выполнять сопоставительный анализ главных героев; ­ уметь защищать творческие работы, принимать участие в обсуждении  и оценивании работ по заданным критериям; ­ выбирать книги для самостоятельного чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;  ­ писать отзыв и аннотации о прочитанной книге;  ­ составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники; ­ пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой; ­ уметь обобщать и делать выводы. Календарно­тематическое планирование «Чтение с увлечением» 4в  класс 6 № урока Тема занятия Количество часов Виды деятельности Дата проведения 7 1. «Все мы родом из детства» (10 ч.)           Вводное занятие 2. Мечты моего детства. А. де Сент­ Экзюпери  «Маленький принц» 3. Мечты моего детства. А. де Сент­ Экзюпери  «Маленький принц» 4. Мечты моего детства. А. де Сент­ Экзюпери  «Маленький принц» 5. Мечты моего детства. А. де Сент­ Экзюпери  «Маленький принц» 6. 7. 8. Приключения моего детства. М. Твен.  «Приключения Тома Сойера» Приключения моего детства. М. Твен.  «Приключения Тома Сойера» Приключения моего детства. М. Твен.  «Приключения Тома Сойера» Повторяют  заповеди читателя и основных  элементов книги. Заполняют  читательскую  анкету (читательский дневник) . Рассказ учителя о судьбе писателя и об истории  создания сказки. Литературный диктант для  знатоков сказки. Работа над главными  персонажами сказки. Литературная игра.  Краткий пересказ истории встречи принца и  Лиса.  Обсуждение проблемного вопроса: Какие  открытия совершил Маленький принц на планете Земля? Выразительное чтение диалога между  Лисом и принцем.  Обобщающее задание: Что  объединяет Летчика и Маленького принца и чем  они отличаются от «взрослых» людей? Сообщения учащихся об американском  писателе. Выставка его книг. Обмен  читательскими впечатлениями. . Литературная  викторина «Узнайте героев по портретным  характеристикам». Литературная игра «Внимательный читатель».   Просмотр фрагментов одноименного фильма С.  Говорухина (1981г.). Выразительное чтение по  ролям Литературный диктант для знатоков повести.  Творческое иллюстрирование. Литературный  конкурс «Угадай­ка!». Командная игра:  «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера.  8 9. Сказки моего детства.  Д. Барри. «Питер Пэн» 10. Сказки моего детства.  Д. Барри. «Питер Пэн» Конкурс на тему «Кем собирался стать Том,  когда вырастет?» Выставка разных изданий сказки Д. Барри.  Рассказ учителя об истории создания книги, о  знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотр  эпизодов  фильма «Волшебная страна» (2004 г.),  снятого по материалам жизни Д. Барри. Литературная игра «Угадай героя из сказки  Джеймса Барри».  Просмотр фрагментов фильма «Капитан Крюк»  (режиссер С.Спилберг, 1991г.). Обмен  читательскими и зрительскими впечатлениями.  Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Барри. Сопоставительный анализ главных героев сказки. 11. «Моя малая Родина» (6 ч.)                       Суровая  природа Урала. Д. Мамин­ Сибиряк «Емеля­охотник»,  «Зимовье на Студёной»,                      12. Суровая  природа Урала. Д. Мамин­ Сибиряк «Емеля­охотник»,  «Зимовье на Студёной», 13. Суровая  природа Урала. Д. Мамин­ Сибиряк «Емеля­охотник»,  «Зимовье на Студёной», 14. Суровая  природа Урала. Д. Мамин­ Сибиряк «Приёмыш», «Богач и Ерёмка» 15. Уральские мастера. П. Бажов.  Сказы о Хозяйке Медной горы  Знакомство с биографией и творчеством  писателя. Выставка детских рассказов и сказок  Мамина­Сибиряка. Литературная игра «В каком рассказе живут герои Мамина­Сибиряка?». Литературная викторина  по рассказам  писателя. Групповая работа по созданию  обобщенной характеристики главных героев  рассказов Мамина­Сибиряка. Литературная игра «Хорошо ли ты знаешь сказы  Бажова?». Работа над особенностями жанра  сказа. Характеристика Хозяйки Медной горы.  9 16. Уральские мастера. П. Бажов.  Сказы о Хозяйке Медной горы 17. «Мир удивительных путешествий и  приключений» (11 ч.)                               Сказочное путешествие по Швеции.  С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие  Нильса с гусями».  18. Сказочное путешествие по Швеции.  С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие  Нильса с гусями».  19. Удивительный мир растений и насекомых.  Я. Ларри «Приключения Карика и Вали» 20. Удивительный мир растений и насекомых.  Я. Ларри «Приключения Карика и Вали» 21. Удивительный мир растений и насекомых.  Я. Ларри «Приключения Карика и Вали» 22. Приключение длиною в жизнь. Д. Дефо.  «Приключения  Робинзона Крузо» 23. Приключение длиною в жизнь. Д. Дефо.  Выставка детских рисунков. Игровое задание:  «Где происходит действие в сказах?». Групповая работа по созданию обобщенной характеристики главных героев сказов Бажова. Выставка книг Лагерлеф. Литературный отзыв о  сказке. Рассказ учителя об истории создания  повести.  Краткий пересказ наиболее  запомнившегося эпизода Просмотр фрагментов мультфильма  «Заколдованный мальчик». Литературная игра  «Восстанови правильную нумерацию глав  повести». Кроссворд для знатоков сказки   Лагерлеф. Краткий пересказ наиболее  запомнившегося эпизода. Работа над образом  главного героя.  Занятие­путешествие в страну биологических  знаний. Выставка книг.  Просмотр эпизодов фильма­сказки  «Необыкновенные приключения Карика и  Вали». Конкурс на лучшего знатока жизни  насекомых. Комбинированное чтение вслух  главы 9. Краткий пересказ. Работа над образами  главных героев сказки.   Защита творческих работ.   Просмотр фрагментов фильма «Робинзон  Крузо» (1996 г). Выставка разных изданий книг  Д. Дефо.  Обсуждение названия книги. Рассказ  учителя об истории создания книги. Знакомство  с биографией писателя. Обмен  читательскими  впечатлениями.  Обсуждение содержания начальных глав романа. 10 «Приключения  Робинзона Крузо» 24. Приключение длиною в жизнь. Д. Дефо.  «Приключения  Робинзона Крузо» 25. Отважные капитаны. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» 26. Отважные капитаны. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» 27. Отважные капитаны. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» 28. «Страна Фантазия» ( 7ч.)                          «Музыканты и вовсе не музыканты…» Самая романтическая сказка.  Э. Гофман «Щелкунчик   и мышиный  король» Ведение записей в «Дневнике жизни Робинзона  Крузо на острове». Пересказ наиболее важных  событий в жизни героя.  Литературная викторина. Творческое задание  «Нарисуй план острова».  Литературная игра  «Чему научился Робинзон во время жизни на  острове?». Работа над образом главного героя  романа. Составление его развернутой  характеристики. Просмотр фрагментов  фильма «Дети капитана  Гранта» (СССР, 1986 г.) Выставка книг  Ж.Верна, обмен читательскими впечатлениями.  Знакомство с творчеством писателя. Рассказ  учителя об истории создания книги.   «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля  Верна?». Литературная викторина. Составление  «Путевого дневника» шхуны «Дункан».  Творческое задание «Обозначь на карте мира  маршрут путешественников по 37 параллели».  Краткий пересказ наиболее важных и  интересных событий романа. Творческая работа  «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по  заданному началу: «Если бы…». Обмен читательскими впечатлениями.  Знакомство с биографией и творчеством  писателя. Литературный диктант для знатоков  сказки Гофмана. Выборочное чтение и пересказ   ключевых глав сказки. Обсуждение  проблемного вопроса: «Кто в сказке является  «музыкантами»? Литературная викторина: «Кто из персонажей принадлежит волшебному, а кто  11 29. Самая  необычная сказка. Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес» 30. Самая  необычная сказка. Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес» 31. Неведомое Средиземье…Самая  героическая сказка. Д. Толкиен.  «Хоббит, или  Туда и обратно». 32. Неведомое Средиземье…Самая  героическая сказка. Д. Толкиен.  «Хоббит, или  Туда и обратно». 33. Сказка о дружбе и верности. В. Крапивин  «Дети синего фламинго». – реальному миру?».  Просмотр фрагментов российского  мультфильма «Алиса в Стране Чудес» (1981г.).  Обмен читательскими и зрительскими  впечатлениями. Знакомство с биографией и  творчеством писателя. Выставка разных изданий сказок Кэрролла.  Литературная викторина «Превращения Алисы  в Стране Чудес». Выборочное  чтение и пересказ начальных глав  сказки. Литературная игра «Знаешь ли ты  жителей Страны Чудес?» Игровой диктант «С  какими чудесами встретилась Алиса?».  Индивидуальное выполнение творческого  задания. Анализ  «Главы никакой». Работа над  характеристикой главной героини Алисы. Выставка книг Д. Толкиена. Обмен  читательскими впечатлениями.  Рассказ учителя об истории создания и опубликования книги.  Литературная викторина «Знаешь ли ты героев  Толкиена?». Литературная игра «Кто из  персонажей носит эти имена?»  Творческое задание: «Обозначь на карте  Средиземья маршрут путешественников».  Графическое иллюстрирование. Восстановление  последовательности событий в сказке. Краткий  пересказ наиболее увлекательных событий.  Работа над образом главного героя сказки –  Бильбо Бэггинса Обсуждение нравственных  уроков сказки.  Выставка книг писателя. Составление  аннотаций. Обмен читательскими  впечатлениями. Знакомство с биографией и  12 творчеством писателя. Литературный тест  «Знаешь ли ты сказку Владислава Крапивина?».  Групповая работа: характеристика сказочного  острова Двид. Творческое задание: «Нарисуй  карту острова Двид». Анализ образа жизни  детей на острове Двид. Характеристика  главного героя сказки. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с осмыслением главных  идей книги Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?»  Итоговая читательская конференция 34. Заключительное занятие Описание необходимого учебно­методического и материально ­ технического обеспечения курса 1.Учебно­методическое обеспечение: Материалы для учителя:  Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009  Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста, «Оникс21 век», 2007 Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980 Узорова О.В. Тексты для проверки техники чтения М: АСТ Астрель, 2000 Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.­ Москва, «ВАКО», 2006 Материалы для учащихся:  Чтение. Работа с текстом: 1­4 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011  2.Наглядные пособия: ­ демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;  ­ репродукции картин в соответствии с содержанием программы;  ­ художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;  ­ иллюстрации к литературным произведениям. 3.Технические средства: ­ компьютер; ­ мультимедийный проектор и экран. 13 14

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"

Внеурочная деятельность "Чтение с увлечением"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017