Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
28.03.2017
Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• создание условий для воспитания культуры речевого общения, интереса к творчеству писателя и миру природы.
В.Бианки По следам.doc
Литературное чтение
Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии
автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• создание условий для воспитания культуры речевого общения, интереса к творчеству
писателя и миру природы.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология
оценивания
учебных успехов)
Ι.
Актуализац
ия знаний.
1.Проверка подготовки к уроку. -Я рада всех вас видеть!
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь
вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы
сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили
удовольствие от работы друг с другом и стали немножко
добрее. Садитесь.
2. Речевая разминка: Сегодня у нас будет урок-беседа, а
Познавательные
УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
подробно
пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в
результате
совместной работы
1 класса и учителя.
3. Ориентироваться
на развороте
учебника.
чтобы наша звучащая речь была четкой, громкой, чистой,
выразительной, мы должны учиться правильному речевому
дыханию. Итак, приступим: спина прямая, плавный, неглубокий
вдох,
резкий выдох. (несколько раз).Работа с полосками
бумаги.
3-Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
–Давайте посмотрим что мы будем делать на уроке
литературного чтения?
узнавать новое,
читать,
наблюдать,
думать,
вспоминать.
Верно, ребята, а ещё мы будем радоваться успехам, а с
неудачами будем справляться вместе.
3.Погружение в тему.
Звучит музыка
2 -Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и
снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и
хранит в себе множество тайн и секретов.
Снег летает и сверкает
Словно пухом устилает
Все долины и поля ...
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
-Как вы думаете ,ребята, в лесу зимой интересно? Ну как же
не интересно? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы
надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И
поможет нам в этом писатель, который сказал , “что самое
интересное, самое увлекательное занятие - открывать
неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня,
надо мной и подо мной”.). Родился писатель в городе
Петербурге, где все каменное, кирпичное. Дома у него от пола
до потолка были клетки с птицами, аквариумы с рыбами, а в
террариумах – змеи, черепахи, ящерицы. Отец Виталия был
зоологом, любил лес, животных, приучил к этому и детей.
«От своего отца я получил большое наследство, которого
мне хватит на всю жизнь. Это наследство – любовь к
природе»
- Догадались, о ком идет речь. Давайте проверим себя.
3 II. Развитие
умений.
Откройте учебники на с.66.
Работа с текстом рассказа В. Бианки.
– О чём пишет В. Бианки?
-Какие его произведения вы читали?
-Какой идеей проникнуты они? (Человек должен знать и
любить природу.)
– Как называется произведение?
Кто его герои? (Дети предполагают по иллюстрации.)
Где будут происходить события? Как догадались?
А хотите совершить путешествие по следам?
(дополнительные листочки с текстом из произведения
В.Бианки)
- читаем в режиме изучающего чтения;
- по ходу чтения карандашом подчеркиваем непонятные
слова;
(читаем одну минуту)
- повторное чтение: жужжащее; с постукиванием; спотыкаясь
4. Находить ответы
на вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать
поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией.
3. Формируем
мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на
4 о «камушки» (каждый вид по 1 минуте, каждый раз
возвращаясь к началу
Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много
следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут
был?
(Зайцы.)
Идём дальше по белой равнине. Вот попалась какая-то стёжка
– мелкие-мелкие следы. Стёжка вела к корням непролазного
тальника. Кто же здесь скрывается? (Горностай, маленький
продолговатый зверёк с дорогим белым мехом.)
Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны
широкие, большие следы. Это пожаловал... (Лось.) »
– А какой след в лесу может оставить человек?
– По чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В.
Бианки?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (комбинированное).
Часть 1 учащиеся читают про себя.
Задание. Найти в тексте предложение, которым можно было
бы озаглавить 1-ю часть.
Вопрос после чтения части 1:
– Что узнали о героях? (Собираем всю фактуальную
информацию, которую вычитали из этой части: Егорка – сын
уроке с помощью
учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться
высказывать своё
предположение на
основе работы с
иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать
по предложенному
учителем плану.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
речь других.
2. Выразительно
читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.
5 лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец
воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать
следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит
охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…)
Словарная работа.
– Объясните следующие слова и выражения:
• стадо куропачей (стая куропаток);
• сапоги валеные (валенки);
• без дела валандался (бездельничал);
• охота пуще неволи (очень желать чего-то);
• фузея, бердана (объяснения в тексте).
– Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?
1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»
Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем
план потом целиком в тетради.
Часть 2 читаем вслух (учитель или дети по цепочке). Приёмы
анализа – диалог с автором и комментированное чтение.
2
Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани
починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)
Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё
время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе,
6 зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где
запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же
Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)
Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите
внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.)
Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не
треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца
нарастает.)
– Воууу-уу!
Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?)
Из лесу опять:
– Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая!
Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!
– Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка.
Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
(Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник
действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще.
Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…?
Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник
сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в
темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
– Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части?
2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»
Части 3–6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких
особых комментариев: сюжет развивается динамично,
7 читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему.
По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова.
Мышковать – охотиться на мышей.
Пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет
порох в патроне от пули, дроби.
Натропили – наделали тропинок из следов.
Предложения для озаглавливания.
3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».
4. «Читает по снегу, как по книге <…> что с Егоркой
приключилось за ночь».
5. «…подранка разве охотник бросит?»
6. «…Волки! Настигли, проклятые!»
Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором,
комментированное чтение.
При чтении учитель выделяет голосом подчёркнутые слова,
чтобы передать состояние отца, напряжённость момента.
7
Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах
звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный
Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы
поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.
– Тять!.. – так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.
– Егорушка! – простонал лесник.
– Сними, тять!
Лесник испуганно вскочил, обернулся...
На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол,
сидел живой Егорка.
8 – Сынок! – вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.
Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом
домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз
пришлось ему остановиться – Егорка пристал, лепечет одно:
– Тять, бердану мою подбери, бердану... (Егорка чуть живой,
окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника
отец вырастил!)
Часть 8 читают дети.
Словарная работа.
– Объясните, как вы понимаете следующее выражение:
• мне невдомёк – не могу догадаться, сообразить.
Предложения для озаглавливания:
7. «Сними, тять!»
8. «Здоровый барсучище…»
2. Обобщающая беседа.
а) – Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить
смысл названия.
б) – Попробуйте назвать по памяти всех птиц и зверей, которые
упоминаются в этом рассказе. Каких из них вы видели? О каких
читали?
в) – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым
законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать
(Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать»
следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть
терпеливым, смелым…)
г) – Помог ли вам в чём-то этот рассказ? Что каждый из вас
узнал нового о себе, прочитав рассказ «По следам»? (Какой я?
Я знаю…, не знаю…, умею…, не умею…)
9 Синквейн на тему “Книга В.Бианки”
Книга
Интересная, познавательная
Учит наблюдать, понимать, любить
Радость общения с природой
Друг человека
ΙΙΙ.
Рефлексия
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по
тексту, выказывали своё отношение к героям.)
Зажмите руку в кулачок и...
- кому было интересно – разожмите мизинец;
- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
-кто на уроке работал – средний;
- кому урок понравился – указательный;
-у кого на уроке было хорошее поведение– большой.
Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою
отметку за урок.
ΙV.
Домашнее
задание.
Подготовить выразительное чтение части, которая
Записать заголовки частей рассказа (выписать
1.
понравилась.
2.
подчёркнутые предложения).
1 1
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.