Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Оценка 5

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
28.03.2017
Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам») Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • создание условий для воспитания культуры речевого общения, интереса к творчеству писателя и миру природы.
В.Бианки По следам.doc
Литературное чтение Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам») Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • создание условий для воспитания культуры речевого общения, интереса к творчеству писателя и миру природы. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι. Актуализац ия знаний. 1.Проверка подготовки к уроку. -Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. 2. Речевая разминка: Сегодня у нас будет урок-беседа, а Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы 1 класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. чтобы наша звучащая речь была четкой, громкой, чистой, выразительной, мы должны учиться правильному речевому дыханию. Итак, приступим: спина прямая, плавный, неглубокий вдох, резкий выдох. (несколько раз).Работа с полосками бумаги. 3-Литература – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Сказка это или рассказ, Вы учите их – они учат вас. –Давайте посмотрим что мы будем делать на уроке литературного чтения? узнавать новое, читать, наблюдать, думать, вспоминать. Верно, ребята, а ещё мы будем радоваться успехам, а с неудачами будем справляться вместе. 3.Погружение в тему. Звучит музыка 2 -Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов. Снег летает и сверкает Словно пухом устилает Все долины и поля ... Все в природе замирает: И поля, и темный лес. Снег летает и сверкает, Тихо падая с небес. -Как вы думаете ,ребята, в лесу зимой интересно? Ну как же не интересно? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал , “что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня, надо мной и подо мной”.). Родился писатель в городе Петербурге, где все каменное, кирпичное. Дома у него от пола до потолка были клетки с птицами, аквариумы с рыбами, а в террариумах – змеи, черепахи, ящерицы. Отец Виталия был зоологом, любил лес, животных, приучил к этому и детей. «От своего отца я получил большое наследство, которого мне хватит на всю жизнь. Это наследство – любовь к природе» - Догадались, о ком идет речь. Давайте проверим себя. 3 II. Развитие умений. Откройте учебники на с.66. Работа с текстом рассказа В. Бианки. – О чём пишет В. Бианки? -Какие его произведения вы читали? -Какой идеей проникнуты они? (Человек должен знать и любить природу.) – Как называется произведение? Кто его герои? (Дети предполагают по иллюстрации.) Где будут происходить события? Как догадались? А хотите совершить путешествие по следам? (дополнительные листочки с текстом из произведения В.Бианки) - читаем в режиме изучающего чтения; - по ходу чтения карандашом подчеркиваем непонятные слова; (читаем одну минуту) - повторное чтение: жужжащее; с постукиванием; спотыкаясь 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на 4 о «камушки» (каждый вид по 1 минуте, каждый раз возвращаясь к началу Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был? (Зайцы.) Идём дальше по белой равнине. Вот попалась какая-то стёжка – мелкие-мелкие следы. Стёжка вела к корням непролазного тальника. Кто же здесь скрывается? (Горностай, маленький продолговатый зверёк с дорогим белым мехом.) Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал... (Лось.) » – А какой след в лесу может оставить человек? – По чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (комбинированное). Часть 1 учащиеся читают про себя. Задание. Найти в тексте предложение, которым можно было бы озаглавить 1-ю часть. Вопрос после чтения части 1: – Что узнали о героях? (Собираем всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части: Егорка – сын уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. 5 лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…) Словарная работа. – Объясните следующие слова и выражения: • стадо куропачей (стая куропаток); • сапоги валеные (валенки); • без дела валандался (бездельничал); • охота пуще неволи (очень желать чего-то); • фузея, бердана (объяснения в тексте). – Какими словами из текста можно озаглавить первую часть? 1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!» Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем план потом целиком в тетради. Часть 2 читаем вслух (учитель или дети по цепочке). Приёмы анализа – диалог с автором и комментированное чтение. 2 Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.) Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать. Время ужинать, а парнишки нет. Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, 6 зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?) Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.) Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.) – Воууу-уу! Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?) Из лесу опять: – Воуу-уу!.. Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери! – Вуу-вооу-уу!.. Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка? И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел. – Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части? 2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?» Части 3–6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, 7 читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему. По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова. Мышковать – охотиться на мышей. Пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби. Натропили – наделали тропинок из следов. Предложения для озаглавливания. 3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу». 4. «Читает по снегу, как по книге <…> что с Егоркой приключилось за ночь». 5. «…подранка разве охотник бросит?» 6. «…Волки! Настигли, проклятые!» Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором, комментированное чтение. При чтении учитель выделяет голосом подчёркнутые слова, чтобы передать состояние отца, напряжённость момента. 7 Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть. – Тять!.. – так внятно опять почудился тихий Егоркин голос. – Егорушка! – простонал лесник. – Сними, тять! Лесник испуганно вскочил, обернулся... На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка. 8 – Сынок! – вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву. Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться – Егорка пристал, лепечет одно: – Тять, бердану мою подбери, бердану... (Егорка чуть живой, окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника отец вырастил!) Часть 8 читают дети. Словарная работа. – Объясните, как вы понимаете следующее выражение: • мне невдомёк – не могу догадаться, сообразить. Предложения для озаглавливания: 7. «Сними, тять!» 8. «Здоровый барсучище…» 2. Обобщающая беседа. а) – Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить смысл названия. б) – Попробуйте назвать по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Каких из них вы видели? О каких читали? в) – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…) г) – Помог ли вам в чём-то этот рассказ? Что каждый из вас узнал нового о себе, прочитав рассказ «По следам»? (Какой я? Я знаю…, не знаю…, умею…, не умею…) 9 Синквейн на тему “Книга В.Бианки” Книга Интересная, познавательная Учит наблюдать, понимать, любить Радость общения с природой Друг человека ΙΙΙ. Рефлексия – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) Зажмите руку в кулачок и... - кому было интересно – разожмите мизинец; - кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный -кто на уроке работал – средний; - кому урок понравился – указательный; -у кого на уроке было хорошее поведение– большой. Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок. ΙV. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение части, которая Записать заголовки частей рассказа (выписать 1. понравилась. 2. подчёркнутые предложения). 1 1

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"

Конспект урока литературного чтения 4 класс В.Бианки "По следам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017