Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
11.06.2017
Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"
Замечательное произведение Б. Заходера о такой интересной, увлекательной и такой нужной части школьной жизни - перемене и об ученике, который есть в каждом классе. Именно поэтому оно так интересно детям, так легко читается, так легко понимается. И конечно же Б. Заходер – любитель играть в слова, что очень нравится детям. Плюс - его неповторимый юмор. Это - слагаемые успеха этого произведения и этого урока.Конспект урока литературного чтения по произведению Б. Заходера "Перемена"
Б. Заходер Перемена.doc
Конспект урока литературного чтения Б. Заходер «Перемена» Цель: продолжение знакомства с творчеством Б. Заходера.  Задачи:   Образовательные:  ­ учить выделять основную мысль произведения;   ­  формировать навыки анализировать язык автора, особенность письма;   ­ расширять кругозор детей через работу над содержанием произведения.   Воспитательные:   ­ воспитывать интерес к чтению,  ­ формировать уважительное отношение к чужому мнению через проведение устной работы на уроке;   ­   формировать   эстетические   чувства   посредством   работы   над   содержанием произведения. Развивающие:   ­ способствовать формированию и развитию навыков выражать свое мнение в устной беседе, понимать речь других, четко излагать свои мысли при устном ответе;  ­ развивать речь учащихся посредством проведения устной работы на уроке; ∙ развивать чувство юмора, воображение, память, связную речь учащихся. Познавательные УУД:  1) извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;  2) выявлять сущность, особенности объектов;  3) на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД:  1) слушать и понимать других;  2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  3) оформлять свои мысли в устной форме;  Регулятивные УУД:  1)  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;  2)  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.   Личностные УУД:  1) выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;  2) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;  3)оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Ход урока 1. Речевая разминка.  Шел прогульщик на прогулку, Шел и песенку свистел, Захотел прогульщик булку,  И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов, Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов, И прогуливал киномеханик,  Не показывал кино, Футболисты и артисты, Прогуляли заодно. И обиделся прогульщик! И прогульщик не смолчал! И прогульщикам прогульщик "Вы прогульщики!" кричал.  Вопросы после чтения. ­ Кто такой прогульщик?  ­ Почему слово прогульщик написано с большой буквы? (Он так часто прогуливает уроки, что все забыли как его зовут. Это теперь новое  имя мальчика – прозвище. Имя не важно – важен поступок.) ­ Что же возмутило Прогульщика? ­ Какой урок получил Прогульщик во время прогулки? ­ Каким тоном будем читать это стихотворение? ­ Прочитайте стихотворение хором, выделяя голосом слова­действия. Особое  внимание обратите на восклицательные предложения. 2. Сообщение темы урока. Формулирование целей урока. У. ­ Двоечники, лентяи, озорники… ­А как ещё их называют? Вспомните эти слова, далеко не самые приятные. (Лодырь, оболтус, разгильдяй, шалопай, хулиган, балбес…) ­ А знаете ли вы, что слово «лодырь» пришло к нам из немецкого языка? Занесли его к нам немцы, которые учили русских подмастерьев. В старых немецких говорах слово «лоддэр» означало «бездельник». Это слово прижилось у нас на Руси и стало совсем родным.  А вот ещё всем знакомое слово «балбес».  В старой русской гимназии, ученика, который не выучил урок и читал с запинками, насмешливо называли «заика». А по­латыни «заика»   ­ балбус. Отсюда и обрусевшее «балбес» – неуч, лентяй. ­ Сегодня мы будем изучать стихотворение Б. Заходера «Перемена».  ­ Какие цели урока поставим? 1) Узнать новое о Б. Заходере и его творчестве. 2) Проанализировать новое произведение. 3) Сделать выводы о том, для чего было написано это произведение. 3.   Просмотр   видеоролика   о   Б.   Заходере   и   его   творчестве.   Прогнозирование содержания. О   чём   оно   может   быть?   Пофантазируйте,   воспользовавшись   иллюстрацией   к стихотворению. Можно ли причислить мальчика с иллюстрации к компании двоечников и лодырей? Почему? ­ Что означает слово «перемена»? ­ Какое ещё значение может иметь это слово? У.  –  Действительно,   перемена   –   увлекательное,   интересное   и   очень   нужное   время   в течение школьного трудового дня. Почему школьники так любят перемены? 4. Мотивация чтения. ­   Кто   же   герой   стихотворения   Б.   Заходера   «Пермена»?   Правы   ли   мы   в   своих предположениях? Узнаем об этом, когда прочитаем стихотворение. 5. Самостоятельное чтение стихотворения. Вопросы после чтения: ­ Какие из наших предположений подтвердились? ­ О чём это стихотворение? У.  ­ Б. Заходер – любитель играть в слова. Какой же смысл он вложил в слово «перемена» в тексте? А в заглавии? ­ С кем же происходит перемена на перемене? ­ Сумели ли мы определить тему и настроение стихотворения? ­ Что необычного вы заметили в построении стихотворения, в его композиции? Сколько в нём строф? (Оно не разделено на строфы. Это рассказ в стихах.) 6. Постановка учебной задачи. ­   Прочитаем   стихотворение   вслух,   проследим,   как   развивается   действие,   чтобы попробовать нарисовать словесно диафильм к стихотворению Б. Заходера. 7. Чтение стихотворения по фрагментам, работа с текстом во время чтения. После прочтения 1, 2 строк: ­ С каким настроением следует читать эти строки? Почему вы так решили? ­ Чьё настроение передаётся в них?  ­ Кому принадлежат слова «Перемена! Перемена!»? (Дети ждут перемену. Звонок заливается, а не дребезжит.) ­ Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся ученики… Какие они? Читаем дальше. После 3­6 строк: ­ Кого же мы видим? Каким предстаёт перед нами Вова? ­ Его поведение на перемене – случайность? Как Б. Заходер говорит об этом? (Он так ведёт себя всегда: первый непременно вылетает, т. е. всегда, постоянно.) После 7­12 строк: ­ Какие предложения по интонации мы прочитали?  ­ Каким тоном следует их читать? (Изумление, удивлении, не верим тому, что видим.) ­ Отчего же такое удивление? ­ Что автор имел ввиду под выражением «продремавший весь урок»? (Не работал на уроке, был пассивным) ­ Как вы думаете, кто мог наблюдать за Вовой, а потом так удивиться его поведению? (Учитель, который вёл урок; одноклассники Вовы; сам автор.) ­ Что значит «несомненно»? (Действительно, в самом деле.) ­ Расставим логическое ударение в восклицательном предложении. Попробуем  прочитать с верной интонацией. Если он, / То несомненно, / С ним б­о­о­льшая перемена! ­ В чём же она заключается, эта « б­о­о­льшая перемена»? Будем читать дальше. 14­15 строки: ­ Как следует прочитать эти предложения?  (С восторгом, восхищением …) ­ Какое слово вам показалось непонятным?  (Бедовый) ­ Попробуйте объяснить его значение. Подберите однокоренные слова. ­ Откроем словарь Ожегова С. И., отыщем слово «бедовый». Бедовый – (разг.) шустрый, смелый. ­   Какое   же   определение   больше   подходит   к   Вове?   Что   имел   ввиду   Б.   Заходер? Попробуем догадаться, читая дальше. 16­27 строки: ­ В каком же значении употребил автор слово «бедовый»?  (Шустрый) ­ В каком темпе надо читать это предложение? Почему? (Достаточно быстро, в ускоренном темпе. Ведь он всего за пять минут «переделал  кучу дел».) ­ О чём можно судить по фразе «Лихо шлёпнулся с перил…»? (Он упал, но сделал вид, что так и нужно было; молодецки, с удалью…) ­ Как вы думаете, доволен собой Вова? Докажите это словами поэта. (Предложение восклицательное: «Сделал всё, что мог!») У.   ­ Казалось бы такому удальцу награда полагается, а тут… Чтение 28 строчки … «Ну а тут – опять звонок…» ­ На что указывают знаки препинания: тире, многоточие? (Длительная пауза, резкая смена действия, настроения. Всё пропало.) ­ Как же реагирует Вова? Почему теперь звонок не «заливается»? Дочитываем до конца. ­ Подберите синонимы к слову «плетётся». (Медленно идёт, тащится, идёт нога за ногу…) ­ Прочитайте фразеологический оборот. Как понимаете его смысл? («Нет лица на нём!» ­ расстроен, очень устал.) ­ Как следует прочитать предпоследнее предложение? (С жалостью, медленно, с сочувствием.) ­ Но Вова – оптимист. Какое решение он находит? («На уроке отдохнём!») ­ Для чего же ходит в школу герой стихотворения Б. Заходера?  ­ Где он по­настоящему трудится? 8. Физкультминутка. 9.   Повторное   чтение   стихотворения   с   выделением   глаголов,   наблюдение   за динамикой. Вопросы перед чтением: ­   Какой   части   речи   отдаёт   предпочтение   Б.   Заходер,   чтобы   показать   перемену   в состоянии главного героя? (Много глаголов.) У.  ­ Можно сказать, что стихотворение очень динамичное, действие развивается очень быстро.  Перечитаем   ещё   раз   стихотворение   «Перемена»,  голосом   выделяя   глаголы. Проследим, отчего же наступила такая усталость. Чтение стихотворения детьми.  ­ Почему, на ваш взгляд, с Вовой происходит перемена на перемене? Почему ему не интересно на уроках? 10. Работа со стихотворением после чтения. ­ Как, по­вашему, автор относится к герою своего стихотворения? (Снисходительно. Он посмеивается над ним, иронизирует, но сочувствует ему…) У. – Вы заметили, что рассказчик всё время присутствует в стихотворении, наблюдает  за Вовой, даёт комментарий его поступкам на перемене.  ­ Как вы думаете, мог ли Борис Заходер встретиться с таким Вовой в жизни или он выдумал своего героя и сюжет стихотворения?  (Автор   мог   наблюдать   такого   Вову   в   школе.   Такие   мальчишки   есть   во   многих школах, они среди нас …)  ­ Какое необыкновенное оружие он использует? (Юмор, смех.) ­ Что хочется сказать о поэте Б. Заходере как о человеке? (Он человек мудрый, с юмором.) ­   Как   вы   думаете,   для   кого   было   написано   это   стихотворение   и   какие проблемы попытался решить автор? (Б.   Заходер   с   помощью   юмора,   смеха   хочет   повлиять   на   нерадивых   учеников, сделать так, чтобы они посмотрели на себя со стороны, читая это произведение. Пишет ещё и для взрослых, учителей,  чтобы они стремились  сделать обучение детей интересным, увлекательным.) 11. Защита проектов «Школа будущего», «В какой школе я хотел бы учиться», «Школа моей мечты». ­ Какой же, по­вашему, должна быть школа, чтобы в ней не было прогульщиков и дети будут отдыхать не на уроках, а на перемене? (Ответы детей.) 12. Выразительное чтение стихотворения. ­ Какой бы совет вы дали Вове, будь он вашим одноклассником? ­ Захотелось бы вам ему помочь? Как именно? 13. Итог урока.  ­ Какие цели мы ставили в начале урока? ­ Какие из них достигнуты? 14. Рефлексия. ­ С каким настроением вы уходите с урока? ­ Выберите и дополните одно из предложений: Мне на уроке было… Урок заставил меня задуматься о… 15. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. Литература. 1. Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. Методическое пособие «Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве»» 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2­ е. М.: «Баласс», 2004. – Серия «Свободный ум». 2. Волина В. «Занимательный этимологический словарь» 3. Диск «Видеоуроки. Детям о писателях»  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017