Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Перемена"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Замечательное произведение Б. Заходера о такой интересной, увлекательной и такой нужной части школьной жизни - перемене и об ученике, который есть в каждом классе. Именно поэтому оно так интересно детям, так легко читается, так легко понимается. И конечно же Б. Заходер – любитель играть в слова, что очень нравится детям. Плюс - его неповторимый юмор. Это - слагаемые успеха этого произведения и этого урока.Конспект урока литературного чтения по произведению Б. Заходера "Перемена"
Иконка файла материала Б. Заходер Перемена.doc
Конспект урока литературного чтения Б. Заходер «Перемена» Цель: продолжение знакомства с творчеством Б. Заходера.  Задачи:   Образовательные:  ­ учить выделять основную мысль произведения;   ­  формировать навыки анализировать язык автора, особенность письма;   ­ расширять кругозор детей через работу над содержанием произведения.   Воспитательные:   ­ воспитывать интерес к чтению,  ­ формировать уважительное отношение к чужому мнению через проведение устной работы на уроке;   ­   формировать   эстетические   чувства   посредством   работы   над   содержанием произведения. Развивающие:   ­ способствовать формированию и развитию навыков выражать свое мнение в устной беседе, понимать речь других, четко излагать свои мысли при устном ответе;  ­ развивать речь учащихся посредством проведения устной работы на уроке; ∙ развивать чувство юмора, воображение, память, связную речь учащихся. Познавательные УУД:  1) извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;  2) выявлять сущность, особенности объектов;  3) на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД:  1) слушать и понимать других;  2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  3) оформлять свои мысли в устной форме;  Регулятивные УУД:  1)  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;  2)  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.   Личностные УУД:  1) выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;  2) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;  3)оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Ход урока 1. Речевая разминка.  Шел прогульщик на прогулку, Шел и песенку свистел, Захотел прогульщик булку,  И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов,Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов, И прогуливал киномеханик,  Не показывал кино, Футболисты и артисты, Прогуляли заодно. И обиделся прогульщик! И прогульщик не смолчал! И прогульщикам прогульщик "Вы прогульщики!" кричал.  Вопросы после чтения. ­ Кто такой прогульщик?  ­ Почему слово прогульщик написано с большой буквы? (Он так часто прогуливает уроки, что все забыли как его зовут. Это теперь новое  имя мальчика – прозвище. Имя не важно – важен поступок.) ­ Что же возмутило Прогульщика? ­ Какой урок получил Прогульщик во время прогулки? ­ Каким тоном будем читать это стихотворение? ­ Прочитайте стихотворение хором, выделяя голосом слова­действия. Особое  внимание обратите на восклицательные предложения. 2. Сообщение темы урока. Формулирование целей урока. У. ­ Двоечники, лентяи, озорники… ­А как ещё их называют? Вспомните эти слова, далеко не самые приятные. (Лодырь, оболтус, разгильдяй, шалопай, хулиган, балбес…) ­ А знаете ли вы, что слово «лодырь» пришло к нам из немецкого языка? Занесли его к нам немцы, которые учили русских подмастерьев. В старых немецких говорах слово «лоддэр» означало «бездельник». Это слово прижилось у нас на Руси и стало совсем родным.  А вот ещё всем знакомое слово «балбес».  В старой русской гимназии, ученика, который не выучил урок и читал с запинками, насмешливо называли «заика». А по­латыни «заика»   ­ балбус. Отсюда и обрусевшее «балбес» – неуч, лентяй. ­ Сегодня мы будем изучать стихотворение Б. Заходера «Перемена».  ­ Какие цели урока поставим? 1) Узнать новое о Б. Заходере и его творчестве. 2) Проанализировать новое произведение. 3) Сделать выводы о том, для чего было написано это произведение. 3.   Просмотр   видеоролика   о   Б.   Заходере   и   его   творчестве.   Прогнозирование содержания. О   чём   оно   может   быть?   Пофантазируйте,   воспользовавшись   иллюстрацией   к стихотворению. Можно ли причислить мальчика с иллюстрации к компании двоечников и лодырей? Почему? ­ Что означает слово «перемена»? ­ Какое ещё значение может иметь это слово?У.  –  Действительно,   перемена   –   увлекательное,   интересное   и   очень   нужное   время   в течение школьного трудового дня. Почему школьники так любят перемены? 4. Мотивация чтения. ­   Кто   же   герой   стихотворения   Б.   Заходера   «Пермена»?   Правы   ли   мы   в   своих предположениях? Узнаем об этом, когда прочитаем стихотворение. 5. Самостоятельное чтение стихотворения. Вопросы после чтения: ­ Какие из наших предположений подтвердились? ­ О чём это стихотворение? У.  ­ Б. Заходер – любитель играть в слова. Какой же смысл он вложил в слово «перемена» в тексте? А в заглавии? ­ С кем же происходит перемена на перемене? ­ Сумели ли мы определить тему и настроение стихотворения? ­ Что необычного вы заметили в построении стихотворения, в его композиции? Сколько в нём строф? (Оно не разделено на строфы. Это рассказ в стихах.) 6. Постановка учебной задачи. ­   Прочитаем   стихотворение   вслух,   проследим,   как   развивается   действие,   чтобы попробовать нарисовать словесно диафильм к стихотворению Б. Заходера. 7. Чтение стихотворения по фрагментам, работа с текстом во время чтения. После прочтения 1, 2 строк: ­ С каким настроением следует читать эти строки? Почему вы так решили? ­ Чьё настроение передаётся в них?  ­ Кому принадлежат слова «Перемена! Перемена!»? (Дети ждут перемену. Звонок заливается, а не дребезжит.) ­ Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся ученики… Какие они? Читаем дальше. После 3­6 строк: ­ Кого же мы видим? Каким предстаёт перед нами Вова? ­ Его поведение на перемене – случайность? Как Б. Заходер говорит об этом? (Он так ведёт себя всегда: первый непременно вылетает, т. е. всегда, постоянно.) После 7­12 строк: ­ Какие предложения по интонации мы прочитали?  ­ Каким тоном следует их читать? (Изумление, удивлении, не верим тому, что видим.) ­ Отчего же такое удивление? ­ Что автор имел ввиду под выражением «продремавший весь урок»? (Не работал на уроке, был пассивным) ­ Как вы думаете, кто мог наблюдать за Вовой, а потом так удивиться его поведению? (Учитель, который вёл урок; одноклассники Вовы; сам автор.) ­ Что значит «несомненно»? (Действительно, в самом деле.)­ Расставим логическое ударение в восклицательном предложении. Попробуем  прочитать с верной интонацией. Если он, / То несомненно, / С ним б­о­о­льшая перемена! ­ В чём же она заключается, эта « б­о­о­льшая перемена»? Будем читать дальше. 14­15 строки: ­ Как следует прочитать эти предложения?  (С восторгом, восхищением …) ­ Какое слово вам показалось непонятным?  (Бедовый) ­ Попробуйте объяснить его значение. Подберите однокоренные слова. ­ Откроем словарь Ожегова С. И., отыщем слово «бедовый». Бедовый – (разг.) шустрый, смелый. ­   Какое   же   определение   больше   подходит   к   Вове?   Что   имел   ввиду   Б.   Заходер? Попробуем догадаться, читая дальше. 16­27 строки: ­ В каком же значении употребил автор слово «бедовый»?  (Шустрый) ­ В каком темпе надо читать это предложение? Почему? (Достаточно быстро, в ускоренном темпе. Ведь он всего за пять минут «переделал  кучу дел».) ­ О чём можно судить по фразе «Лихо шлёпнулся с перил…»? (Он упал, но сделал вид, что так и нужно было; молодецки, с удалью…) ­ Как вы думаете, доволен собой Вова? Докажите это словами поэта. (Предложение восклицательное: «Сделал всё, что мог!») У.   ­ Казалось бы такому удальцу награда полагается, а тут… Чтение 28 строчки … «Ну а тут – опять звонок…» ­ На что указывают знаки препинания: тире, многоточие? (Длительная пауза, резкая смена действия, настроения. Всё пропало.) ­ Как же реагирует Вова? Почему теперь звонок не «заливается»? Дочитываем до конца. ­ Подберите синонимы к слову «плетётся». (Медленно идёт, тащится, идёт нога за ногу…) ­ Прочитайте фразеологический оборот. Как понимаете его смысл? («Нет лица на нём!» ­ расстроен, очень устал.) ­ Как следует прочитать предпоследнее предложение? (С жалостью, медленно, с сочувствием.) ­ Но Вова – оптимист. Какое решение он находит? («На уроке отдохнём!») ­ Для чего же ходит в школу герой стихотворения Б. Заходера?  ­ Где он по­настоящему трудится?8. Физкультминутка. 9.   Повторное   чтение   стихотворения   с   выделением   глаголов,   наблюдение   за динамикой. Вопросы перед чтением: ­   Какой   части   речи   отдаёт   предпочтение   Б.   Заходер,   чтобы   показать   перемену   в состоянии главного героя? (Много глаголов.) У.  ­ Можно сказать, что стихотворение очень динамичное, действие развивается очень быстро.  Перечитаем   ещё   раз   стихотворение   «Перемена»,  голосом   выделяя   глаголы. Проследим, отчего же наступила такая усталость. Чтение стихотворения детьми.  ­ Почему, на ваш взгляд, с Вовой происходит перемена на перемене? Почему ему не интересно на уроках? 10. Работа со стихотворением после чтения. ­ Как, по­вашему, автор относится к герою своего стихотворения? (Снисходительно. Он посмеивается над ним, иронизирует, но сочувствует ему…) У. – Вы заметили, что рассказчик всё время присутствует в стихотворении, наблюдает  за Вовой, даёт комментарий его поступкам на перемене.  ­ Как вы думаете, мог ли Борис Заходер встретиться с таким Вовой в жизни или он выдумал своего героя и сюжет стихотворения?  (Автор   мог   наблюдать   такого   Вову   в   школе.   Такие   мальчишки   есть   во   многих школах, они среди нас …)  ­ Какое необыкновенное оружие он использует? (Юмор, смех.) ­ Что хочется сказать о поэте Б. Заходере как о человеке? (Он человек мудрый, с юмором.) ­   Как   вы   думаете,   для   кого   было   написано   это   стихотворение   и   какие проблемы попытался решить автор? (Б.   Заходер   с   помощью   юмора,   смеха   хочет   повлиять   на   нерадивых   учеников, сделать так, чтобы они посмотрели на себя со стороны, читая это произведение. Пишет ещё и для взрослых, учителей,  чтобы они стремились  сделать обучение детей интересным, увлекательным.) 11. Защита проектов «Школа будущего», «В какой школе я хотел бы учиться», «Школа моей мечты». ­ Какой же, по­вашему, должна быть школа, чтобы в ней не было прогульщиков и дети будут отдыхать не на уроках, а на перемене? (Ответы детей.) 12. Выразительное чтение стихотворения. ­ Какой бы совет вы дали Вове, будь он вашим одноклассником? ­ Захотелось бы вам ему помочь? Как именно? 13. Итог урока.  ­ Какие цели мы ставили в начале урока? ­ Какие из них достигнуты?14. Рефлексия. ­ С каким настроением вы уходите с урока? ­ Выберите и дополните одно из предложений: Мне на уроке было… Урок заставил меня задуматься о… 15. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. Литература. 1. Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. Методическое пособие «Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве»» 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2­ е. М.: «Баласс», 2004. – Серия «Свободный ум». 2. Волина В. «Занимательный этимологический словарь» 3. Диск «Видеоуроки. Детям о писателях»  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.

Посмотрите также