Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
12.01.2017
Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова
Цель первого этапа «Самоопределение к деятельности»: включить в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «Я хочу!». Так как тема урока связана с работой над стихотворениями, то начинаю его с прослушивания музыки. Как же посредством музыки композитор передаёт изменения в природе. Продолжаю урок выразительным чтением текста. Дети высказывают своё мнение относительно услышанного ,мнения детей могут быть весьма разнообразны. Цель второго этапа «Актуализация знаний»: готовность мышления, осознание потребности к новым действиям. Воспроизведение знаний, умений, навыков достаточных для построения нового способа действий. Активизация соответствующих мыслительных операций. Обратная связь с классом осуществляется при помощи слайдов. (Повторение жанров произведения, с целью определения жанра данного произведения). Цель третьего этапа обучение детей выразительному чтению. Работа проводиться в парах. Учащиеся слушают друг друга, исправляют, советуются с учителем. Цель следующего этапа диагностика понимания и вторичное закрепление (чтение и рассуждение). Цель пятого этапа ( «Минутка творчества.») развитие творческого потенциала учащихся. Работа в группах. Работа над проектом «Ковёр из осенних листьев» Цель шестого этапа. Контроль усвоения материала урока. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Итог урока- это рассуждение о том, что все времена года по своему хороши. Седьмой этап «Рефлексия деятельности. Итог урока»: соотнесение цели урока и результата. Возвращаю ребят к вопросам, которые были поставлены в начале урока. Отвечаем на них. Практика показывает, что проведённый таким образом урок легко достигает поставленной триединой задачи. На уроке использовались различные формы обучения: фронтальная, индивидуаль- ная, работа в парах. Согласно технологии урока - исследования главный акцент был сделан на третий и четвёртый этапы урока. Большое внимание следует уделить грамотной речи , различным видам чтения . Были использованы словесные, наглядные, практические методы, а так же проблемно – поисковый метод. Предметные задачи: -развивать умение выразительно читать и воспринимать поэтический текст; -развивать умение выделять средства выразительности поэтического текста ; -совершенствовать умение выражать своё впечатление, идею, обосновывать свою точку зрения; -развивать умение слушать других, воспринимать отличные от собственной точки зрения как верные. Метапредметные задачи: - развивать внимание, память, наблюдательность, речь; - развивать умения работать с информацией в разных формах, с информацией, передаваемой средствами разных видов искусства; -воспитывать толерантность, интерес к разным способам создания индивидуальных образов. Формирование УУД: Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Регулятивные – умение определять тему урока с помощью учителя. Коммуникативные – слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме, строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; Познавательные – уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию
сценарий урока.docx
Тема урока: «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». Цель: создать целостное эмоциональное впечатление об осени на примере  поэтических произведений А. Пушкина, К. Бальмонта и хокку Сико. Предметные задачи: ­развивать умение выразительно читать и воспринимать поэтический текст; ­развивать умение выделять средства выразительности поэтического текста ; ­совершенствовать умение выражать своё впечатление, идею, обосновывать свою  точку зрения; ­развивать умение слушать других, воспринимать отличные от собственной точки  зрения как верные. Метапредметные задачи: ­ развивать внимание, память, наблюдательность, речь; ­ развивать умения работать с информацией в разных формах, с информацией,  передаваемой средствами разных видов искусства; ­воспитывать толерантность, интерес к разным способам создания индивидуальных образов. Место данного урока в системе уроков по данной теме: 6 урок по теме « Сады  поэзии: из чего растут стихи». Оборудование и обеспечение: учебник «Литературное чтение» 1 класс (автор: В.  Ю. Свиридова);  мультимидийный проектор; презентация к уроку из 11 слайдов;  карточки со словами;  шаблоны кленовых листьев; цветная бумага;  ножницы; клей; ватман. Сценарий урока I. Организационный момент Мы сегодня продолжаем наше исследование в садах поэзии. Я предлагаю вам  расположиться по группам.  1 группа – мастера; 2 группа ­  художники; 3 группа – артисты.                 ( дети  располагаются по группам) II. Подготовка к восприятию 1. Определение темы урока. Ребята, попробуйте определить тему нашего урока Звучит аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года» ­ «Октябрь». Учитель: Ребята, как вы думаете о чём мы с вами сегодня будем говорить на  уроке? Даша: Музыка такая – на осень похоже. Грустно и будто дождик идёт. Марсель: Я согласен с Дашей , наверное, про осень. Учитель: Вы правы, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с  произведениями об осени. Эти произведения написали разные авторы, а мы  знаем, что у всех людей разные мнения об одном и том же предмете. Как вы  думаете чем мы сегодня будем заниматься? Эльвина: Мы всегда наблюдаем. Наверное, сегодня будем наблюдать какой  автор, и как себе осень представляет. Даша: Может писателей и музыкантов сравним? Учитель: Сегодня мы отправимся в мир поэзии и даже побываем в мире  зарубежной поэзии (за границей). Мы с вами исследуем что можно увидеть в  этом мире только сердцем. Под фонограмму учитель читает стихотворение А. С. Пушкина «Унылая  пора! Очей очарованье!» Учитель:  Какие картины вы себе представили? Айдар: Я представил лес, много красивых листьев. Настя: А я как мы с папой ездили за грибами, а собрали маме букет из  разноцветных листьев. Учитель: Какова же тема нашего урока? Кристина: Говорить будем про осень. Эльвина: Нет. Не говорить, а читать стихотворения про осень. Учитель: Да. Сегодня у нас стихотворения об осени, но не только об этом мы  будем говорить. Мы уже исследовали и знаем, что поэт ­ человек необычный и  видит он по другому. Оказывается, ребята, он видит не только глазами, а ещё и  сердцем. Как это бывает, вы расскажите в конце урока, после наших исследований. 2. Словесное рисование картин. Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске. Выберите, какие слова и  выражения подойдут для устного рисования картины «Осень». Золотая листва, почерневшие голые ветви, осеннее убранство, надоевшая  слякоть, озорной луч, тихий шелест под ногами, грязные ботинки, рябиновые  бусы, прощальный крик журавлей, печальный лес, волшебная красота,  унылая сырость. Учитель: Попробуйте нарисовать картину осени такой, какой сейчас себе  представили, используя эти выражения. III. Работа над  произведением А.С. Пушкина. Учитель: А сейчас вернемся к той картине, которую нарисовал А.С. Пушкин в стихотворении (с.64). Учитель: Прочитайте ещё раз (жужжащее чтение) и выберите непонятные  слова. На партах у вас лежат карточки. Прочитайте, что означают эти слова.  Пора – период времени, срок Очей – очи – глаза. Очарованье – чарующая сила, прелесть чего­нибудь. Увяданье – вянуть. Багрец – красный цвет густого темного оттенка. Сень – лиственный покров. Мгла – темнота. – Очень много встретилось старинных слов. Когда разобрали слова, всё ли  стало понятно? Старинные слова помешали вникнуть в стихотворение? – Нравится ли поэту осень? – Почему вам так кажется? (Очей очарованье, приятна мне твоя  прощальная краса, люблю я пышное природы увяданье.) Подтвердите словами текста. – Какие основные приметы осени интересны автору?  Ангелина: Пышное природы увяданье. Я думаю , что Пушкин любил осень. – Как вы думаете, поэт любуется осенью? Марсель: Я думаю, что очень любуется. Он пишет: очей очарование. – Как надо прочитать стихотворение – грустно или весело? Даша: Я считаю ­ читать надо торжественно. Это как бы праздник осени. Эльвина: А я думаю – весело. Пушкин любит осень и рад, что она, наконец  наступила. – Быстро или весело? Алан: надо читать весело. Сказали, что Пушкин был рад. Сабрина: Я думаю нельзя быстро, мы же любуемся осенью. – Громко или тихо? Наташа: Я бы громко читала, чтобы все знали какая осень красивая Амаль: Я бы лучше тихо, потому что скоро зима. (Расстановка пауз, интонация, выразительное чтение.) IV. Стихотворение К. Бальмонта «Осень» (с.65) Читает учитель. Важно, чтобы стихотворение воспринималось как  поэтическое целое. – А  К. Бальмонту нравится ли  осень? Сабрина: Я думаю ­ нет. ­Почему? Сабрина: Потому что лето кончилось и стало холодно. – Какое настроение вызвало у вас стихотворение?  Алан: Грустное, потому что улетают птицы, солнце реже смеется. – Как вы думаете, автор грустит в связи с приходом осени или восторгается  осенью, как Пушкин?  Катя: Грустит. Он даже пишет: В сердце стало грустнее. – Какое явление природы «очеловечил» поэт?  Эльвина: Солнце, Осень. Автор даже пишет эти слова с большой буквы: Солнце реже смеётся. Осень проснется и заплачет спросонья. Каждому поэту осень открывает свои секреты по­особому. Каждый поэт  замечает в осени что­то своё, видит и чувствует осень по­своему. – С каким настроением надо прочитать стихотворение К. Бальмонта «Осень».  Павел: Грустно. Выразительное чтение. V. Знакомство с поэтическим текстом – хокку Путешествие в страну восходящего солнца. К карте прикреплён флаг  Японии. – Кто­нибудь догадался, что это за страна? Посмотрите на флаг Японии, на что  похоже. Кристина: На солнце. Учитель: Это страна глубоких древних традиций, так как японцы ограничены  территорией, живут на островах, численность населения большая, всё, что их  окружает, маленькое:  Бонсай (маленькое дерево);  Сад камней; И такое произведение, с которым мы сегодня познакомимся, тоже необычное. Его название хокку или хайку. И написание необычное. – Посмотрите и найдите, что необычного.  Дима: Да там всего три строчки. Учитель: Это трехстишие. Я буду читать, а вы закройте глаза и представьте, что вы в японском саду  осенью. (Чтение учителем хокку.) – Что вы себе представили? Это произведение написал древний японский поэт Сико.  Учитель: Ребята, а кто из вас видел листья клёна осенью? Гусейн: Я видел. Они красивые: красные, жёлтые. – Важно ли, что листья кленовые?  Даша: Да, похожи на огонь, который обжигает. Учитель: Листья похожи цветом на огонь, а кленовые листья по своей  форме напоминают языки пламени. – Прочитайте вторую строчку. Как вы понимаете смысл?  Эльвина: Я думаю жалко, когда такие красивые листья падают на землю. Учитель: «Обжигаете» – это боль, боль осеннего прощания, щемящая  красота осени, прощальная красота, горький запах костра, в котором жгут  осенние листья. – Что поэт увидел глазами, а что мог увидеть только сердцем? Егор: Глазами он увидел, как птицы улетают. Милана: А ещё он глазами увидел красивые листья клёна. Даниил: А сердцем, наверное, он увидел, как больно улетать птицам из дома в  чужую страну.  Учитель: Поэт особенно остро переживает за всё происходящее вокруг,  помогает увидеть то, что нельзя увидеть глазами, только можно  почувствовать – Это стихотворение? А это поэзия? Егор: Я думаю –да, только не в рифму. Милана: А я думаю­ нет. Как то мало, без рифмы.  Учитель:  А оно воздействует на чувства?  Эльвина: Очень воздействует. Даша: Я целую картину представила. – Прочитайте еще раз и ответьте, что же такое хокку. Вывод: Хокку – маленькое стихотворение из трех строк, нерифмованное. VI. Творческая работа в группе.  А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Мы сейчас выполним  иллюстрацию к хокку с мастерами и художниками. Мастера изготовят при  помощи аппликации фон к хокку, художники распишут кленовые листья, а  артисты приготовятся к конкурсу чтецов.  VII. Подведение итогов урока. Поэзия – это мир чувств. Стихотворение – картина души поэта, его чувств, переживаний. – Понравилась ли вам осень, созданная поэтами в своих произведениях?  Даша. Очень понравилось хокку и наша иллюстрация. Я раньше не видела  листья клёна. – Какое произведение понравилось больше? Почему? Алан: Мне хокку понравилось, и я его уже выучил. Подготовьтесь его выразительно прочитать.

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова

Конспект урока литературного чтения «Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем». 1 класс, система Л.В.Занкова