Аннотация
Проблема современного общества в том, что нет постоянных ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. Поэтому большое значение в работе с детьми надо уделять формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире.
Цель проведённого мною урока литературного чтения: воспитание положительных качеств личности обучающихся на примере героя рассказа Е.Пермяка «Нелюдим».
Так как я работаю в гендерном классе мальчиков, то тема урока актуальна. По ходу урока анализируются поступки главного героя, его отношения с окружающими людьми, обсуждается вопрос о том, каким должен быть настоящим мужчиной. В результате мальчики приходят к выводу, что уже сейчас они могут совершать мужские поступки.
Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке литературного чтения и во внеклассной работе.
Тема урока: Евгений Пермяк «Нелюдим»
Цель урока: Воспитание положительных качеств личности обучающихся на примере героя рассказа Е.Пермяка «Нелюдим».
Задачи урока:
· познакомить учащихся с биографией писателя Е.Пермяка;
· дать определение понятиям «фамилия», «псевдоним», «прозвище», «нелюдим», «настоящий мужчина»;
· развивать умение работать с информацией, текстом;
· совершенствовать все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;
· учить анализировать и правильно оценивать нравственные поступки людей;
· воспитывать в детях положительные качества личности: чуткость, трудолюбие, уважительное отношение к старшим и сверстникам; интерес к чтению.
Урок выстроен в технологии развития критического мышления. Используемые приёмы: «Собери пословицы», «Знаете ли вы?», «Ассоциация», «Чтение с остановками», «Концептуальная таблица», «Логическая цепочка», «Концептуальное колесо», «Синквейн» и «Пропорции».
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, моделирование.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме урока, карточки, текст рассказа Е.Пермяка «Нелюдим», выставка книг Е.Пермяка.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах и группах, индивидуальная работа.
Формы организации работы: индивидуальная, в парах, групповая.
Планируемые результаты:
Личностные: выражать своё отношение к героям произведения, к их поступкам; формировать собственную позицию и уважительное отношение к окружающим людям; осознавать и определять свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; проявлять желание читать и перечитывать произведения Е. Пермяка.
Метапредметные:
регулятивные: развивать умение выявлять тему, формулировать цель урока, формировать умение планировать свою работу, подводить итоги, делать выводы;
познавательные: находить соответствующие эпизоды в произведении для аргументации своего ответа, анализировать текст, поступки героев, выделять основную мысль произведения и нравственный урок, формировать критическое мышление;
коммуникативные: участвовать в дискуссии, обсуждать различные идеи и мнения, выражать свободно своё мнение, толерантно относиться к мнению товарищей, проявлять уважение к различным точкам зрения.
Предметные: знать и называть фамилию, имя известного детского писателя Пермяка, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, характеризовать героев в соответствии с текстом.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. стадия урока - Вызов |
|
Прозвенел уже звонок, Он позвал нас на урок! - Начнём урок с работы в парах. Повторите правила работы в парах. Приём «Соберите пословицы» (Слайд №1), (Приложение №1) - Соберите пословицы и выберите ту, которая будет являться девизом урока. - Какие пословицы у вас получились? Прочитайте. - Какая из них будет девизом нашего урока? Обоснуйте свой ответ. Приём «Знаете ли вы?» - Знаете ли вы, что у людей есть фамилия? Какое значение имеет слово «фамилия»? - Знаете ли вы, что некоторые люди берут себе псевдоним? Какое значение имеет слово «псевдоним»? Кто из знакомых вам писателей имеет псевдоним? - Знаете ли вы, что некоторые люди имеют прозвище? Какое значение имеет слово «прозвище»? По какой причине могут давать прозвища людям? В ходе диалога на доску вывешиваются карточки со словами: фамилия, псевдоним, прозвище (Приложение №2) - Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с писателем Евгением Пермяком. (Слайд №2), (Приложение №4) Пермяк – это псевдоним писателя. Один из его рассказов называется «Нелюдим». Приём «Ассоциация» - Какие ассоциации вызывает у вас слово «Нелюдим»? - Определите, к какому из понятий (фамилия, псевдоним или прозвище) можно отнести это слово. - Кому и почему могли дать такое прозвище? - Как вы думаете, почему Пермяк так назвал свой рассказа? Кто будет главным героем? Что бы вы хотели узнать о нём? - Сформулируйте цель нашего урока.
- Назовите тему урока. |
Называют правила работы в парах.
Работают в парах по карточкам, составляют пословицы, выбирают девиз урока, обосновывают свой выбор. Делу - время, потехе – час.
Дети дают ответы, участвуя в диалоге, выводят значение понятий: Фамилия – это родовое имя … Псевдоним – это вымышленное имя … Прозвище – это дополнительное имя … (Приложение №3)
Слушают сообщение учителя о писателе Евгении Пермяке.
Высказывают свои ассоциации.
Приходят к выводу, что «Нелюдим» - это прозвище. Отвечают на вопросы, делают свои предположения.
Цель урока: выяснить, почему героя рассказа называют «Нелюдим» и какие поступки он совершает. Тема урока: Рассказ Евгения Пермяка «Нелюдим» |
II. стадия урока - Осмысление |
|
Приёмы «Чтение с остановками» и «Концептуальная таблица» (Приложение №5) - Сейчас мы будем читать рассказ по частям. Что бы вы хотели узнать сначала? Хоровое чтение текста по смысловым частям за учителем. - Мы прочитали первую часть текста. О каких героях рассказа вы уже узнали? Что о них известно? - Перечитайте слова Васи, почему он не навещал учительницу? Вы согласны с ним? Объясните почему? - Каким его считали ребята, почему?
- Вы узнали, кто является Нелюдимом? Почему его так называли дети?
- Какое отношение у вас к героям в начале рассказа? Отметьте в таблице. (Приложение №5), (Слайд №3) - Прокомментируйте свой выбор. - Как вы думаете, что будет в рассказе дальше?
Чтение второй смысловой части. - Что вас удивило?
- Перечитайте описание руки мальчика. Вы можете объяснить, почему она у него такие?
- Как назвала Васю учительница? - Какое теперь у вас отношение к ученикам и Васе? Заполните таблицу. - Какой знак вы поставили в таблице ученикам? А Васе? Почему поставили «-», «?». Объясните, почему, что повлияло, о чем вы задумались? - Что бы вы хотели узнать сейчас?
Чтение третьей смысловой части. - Теперь вы узнали, за что благодарила учительница Васю? Почему она назвала его настоящим мужчиной? - Перечитайте, какие слова сказала своим ученикам Мария Ивановна. Как вы их понимаете? - Какими были ребята в эту минуту? Почему? О чём они задумались? - Почему рука Васи была широкой, не по-мальчишески большой? - Вернитесь к таблице и поставьте условные знаки. - К кому из героев рассказа у вас изменилось отношение, почему?
(Слайд №4) - Посмотрите на обложку книги. Каким изобразил художник Васю? Какое событие рассказа на иллюстрации? - Как вы думаете, а у ребят в классе изменилось отношение к Васе? Могло ли прозвище Нелюдим обижать мальчика? Будут они его называть Нелюдимом? А как они будут к нему обращаться? Приём «Логическая цепочка» - Что вы узнали о главном герое рассказа Евгения Пермяка? (Приложение №2). На доске карточки со словами: Нелюдим, Вася Сапунов, настоящий мужчина - Какую из составленных пословиц в начале урока можно отнести к Васе Сапунову? Обоснуйте свой выбор. Физминутка (Приложение №6) Повторное чтение текста по цепочке. Приём «Концептуальное колесо» - В рассказе Мария Ивановна называют Васю настоящим мужчиной. А кто такой настоящий мужчина, какими качествами он должен обладать? (Приложение №8) - Давайте проверим, а какими из этих качеств обладает наш герой – Нелюдим.
- Какую из составленных пословиц в начале урока можно отнести к образу настоящего мужчины? Обоснуйте свой выбор. - А кто из вас считает себя настоящим мужчиной? Докажите. |
- Кто такой Нелюдим. Чтение первой смысловой части за учителем. - Учительница Мария Ивановна болела, ученики навещали, Вася Сапунов ни разу не навестил. Читают слова из текста. Высказывают свои мнения.
- Не очень чутким мальчишкой. Дают объяснения. - Нелюдим – это Вася Сапунов, потому что он был нечутким и необщительным. Заполняют таблицу.
Объясняют свой выбор. Прогнозируют дальнейшие события рассказа. Читают текст. - Почему Мария Ивановна пожала руку Васе. Зачитывают описание руки. Объяснения точного дать пока не могут. - Настоящий мужчина Заполняют таблицу.
Дают объяснения своему выбору
- Почему учительница считает Васю настоящим мужчиной? Читают. -Вася совершил поступок, как настоящий мужчина, помог старенькой маме учительницы. Объясняют смысл слов.
- Ребята притихшие, потупившиеся. - Он много трудился.
Заполняют таблицу.
Анализируют результаты в таблице, делают вывод, объясняют, почему изменилось отношение к Нелюдиму. Работают с иллюстрацией на слайде.
Отвечают на вопросы учителя, обосновывая свои ответы.
Выстраивают логическую цепочку. Нелюдим Вася Сапунов настоящий мужчина - Больше дела, меньше слов. Доброе дело само себя хвалит.
Выполняют разминку Читают по цепочке.
Называют качества настоящего мужчины, которые фиксируются на доске: смелый, сильный, помогает, защищает, совершает поступок… Называют качества, подтверждают свой выбор словами из текста. - Больше дела, меньше слов.
Объясняют, почему они считают себя настоящими мужчинами. |
III. стадия урока - Рефлексия |
|
- Какую цель мы ставили в начале урока? - Что вы выяснили?
- Дайте определение, слову «нелюдим».
- Как вы думаете, а легко жить нелюдимому человеку? - Вася действительно нелюдимый? А кто может помочь ему стать более общительным?
- Каким человеком является наш герой? Докажите. - Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе. Можно ли, работая в группе быть нелюдимом? Почему? Приём «Синквейн» - Составьте синквейн о главном герое рассказа Евгения Пермяка. (Слайд №5) - Давайте послушаем составленные синквейны и отметим лучшие. (Приложение №7) Приём «Пропорции» - Дополните пропорции, содержание которых относится к теме нашего урока. (Слайд №6) - Что вы не смогли добавить в пропорцию? Почему?
- Это ваше домашнее задание. Найдите информацию об Е.Пермяке, узнайте его настоящую фамилию, а также познакомьтесь с другими произведениями этого автора. - Где вы можете найти информацию для выполнения домашнего задания? - Обратите внимание на выставку книг Евгения Пермяка. Все эти книги из школьной библиотеки. Вы можете их использовать при подготовке домашнего задания. - Какую пословицу мы брали девизом нашего урока? - Дайте самооценку своей работе на уроке. - Спасибо всем за работу на уроке. Теперь можно отдохнуть. |
- Выяснить, почему героя рассказа называют «Нелюдим» и какие поступки он совершает. - Это малообщительный, избегающий общества других людей человек. Высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что ребята должны больше общаться с Васей и помочь ему стать общительным человеком. Доказывают, что Вася – хороший человек. Вспоминают правила работы в группе. - Работают все на общий результат.
С опорой на схему, работая в группах, составляют синквейн. Каждая группа представляет результат своей работы. Выбирается лучший синквейн.
Дополняют пропорции, обосновывая свои ответы.
Мы не смогли назвать фамилию Евгения Пермяка. У нас нет такой информации.
Пойдем в библиотеку, поработаем в Интернете.
Делу – время, потехе – час.
|
Приложение №1
Соберите пословицы
Делу - время, |
само себя хвалит. |
Больше дела, |
потехе – час. |
Доброе дело |
меньше слов. |
Соберите пословицы
Делу - время, |
само себя хвалит. |
Больше дела, |
потехе – час. |
Доброе дело |
меньше слов. |
Соберите пословицы
Делу - время, |
само себя хвалит. |
Больше дела, |
потехе – час. |
Доброе дело |
меньше слов. |
Соберите пословицы
Делу - время, |
само себя хвалит. |
Больше дела, |
потехе – час. |
Доброе дело |
меньше слов. |
Соберите пословицы
Делу - время, |
само себя хвалит. |
Больше дела, |
потехе – час. |
Доброе дело |
меньше слов. |
Соберите пословицы
Делу - время, |
само себя хвалит. |
Больше дела, |
потехе – час. |
Доброе дело |
меньше слов. |
Приложение №2
Приложение №3
Определения
Фами́лия — родовое имя указывающее на принадлежность человека к одному роду, к одной семье.
Псевдони́м — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего.
Про́звище — дополнительное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной чертой, сопутствующим его жизни обстоятельством и т.д.
Нелюдим – человек, который избегает общества других людей.
Приложение №4
Биография Евгения Пермяка
Евгений Андреевич (1902-1982) с самого рождения будущий мастер народного слова находился в окружении простых, но сердечных людей, ведущих незамысловатый образ жизни. Выразительный, яркий и живой народный язык, на котором разговаривали вокруг, Пермяк впитал с молоком матери. После смерти отца семья Пермяка была вынуждена ездить по разным сёлам и городам. В этих поездках Евгений познакомился поближе с мастеровыми людьми и образом их жизни. Он впитывал в себя всякий опыт и уже в довольно молодом возрасте стал мастером на все руки.
Мастерство ремесленника не исключало тяги к литературной деятельности, поэтому Пермяк в середине 30-х гг. переезжает в Москву и его произведения начинают издаваться. Писательская карьера Пермяка началась с драматургии. Его пьесы «Перекат» и «Лес шумит» были поставлены почти во всех театрах России и имели большой успех. Военные годы Евгений Пермяк вместе с коллегами по цеху провёл в Свердловске. Там он познакомился с Бажовым и по его книгам написал пьесы «Серебряное копытце» и «Ермаковы лебеди».
Уроженец самобытной уральской среды, Пермяк перенёс в свои произведения творческую самобытность, трудовую биографию и опыт. Рассказы Евгения Пермяка не нуждаются в вымышленных образах, в его книгах живут реальные персонажи, взятые из настоящей жизни. Им бывает больно и страшно, радостно и горестно, но ни при каких условиях они не ищут себе лёгкой доли и не кичатся достижениями.
Евгений Пермяк во всех своих произведениях воспевал величие труда. «Как Огонь Воду замуж взял», «Волшебные краски», «Маляр с золотой медалью», «Рукавицы и топор» - эти и многие другие рассказы Евгения Пермяка делают читателя счастливее и богаче духом.
Приложение №5
Евгений Пермяк
НЕЛЮДИМ
Учительница Мария Ивановна болела почти сорок дней. И все ученики ее навещали. Одни приносили цветы, другие развлекали Марию Ивановну смешными историями и забавными новостями. А Вася Сапунов ни разу не навестил свою учительницу. «Не умею я,─ говорит,─ веселить других, да и нельзя цветами вылечить воспаление легких».
Недаром Сапунов слыл в школе нелюдимым и не очень чутким мальчишкой.
Когда Мария Ивановна выздоровела и пришла в класс, она первым делом поблагодарила всех за внимание к ней во время долгой болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Подошла и пожала при всем классе его широкую, не по-мальчишески большую руку.
─ Спасибо тебе. Ты настоящий мужчина.
Ребята удивились ─ за что благодарить этого нелюдима?
Мария Ивановна ответила:
─ Вы правы, ребята, Вася ни разу не навестил меня и не подарил ни одного цветочка. Зато он каждый день приносил по два ведра воды и по две охапки дров, которые моей старенькой маме было очень трудно носить. Всякий заботится, как умеет, и тревожится по-своему. Разве это плохо? ─ улыбнулась она своим притихшим, потупившимся ученикам.
Ваше отношение к героям рассказа |
В начале рассказа |
В середине рассказа |
В конце рассказа |
Ученики |
|
|
|
Нелюдим |
|
|
|
+ положительно
- отрицательно
? не мог дать точного ответа
Приложение №6
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Приложение №7
Приём «Синквейн»
Название |
Кто? или что? 1 слово |
Описание |
Какой? Какая? Какое? 2 слова |
Действия |
Что делал? что делает? 3 слова |
Чувство |
Фраза из 4 слов
|
Повторение сути |
(синоним) 1 слово
|
Нелюдим
Малообщительный, нечуткий
Не приходил, думал, помог
Настоящий мужчина совершает поступки
Вася
Вася
Нелюдимый, нечуткий
Не верил, позаботился, помог
Больше дела – меньше слов
Мужчина
Приложение №8
Приём «Концептуальное колесо»
(Составляется на доске по ходу диалога)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.