Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
«Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили из покон веку отцы и деды наши» К.Д. Ушинский
Тема: Н.А. Рубцов «Моя малая Родина»
Тип урока: урок изучающего чтения
Учебная задача: Отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения, учить читать
выразительно, продолжать работу по развитию речи, пробудить интерес к творчеству
Н.Рубцова
Планируемые предметные результаты (ПР):
1)Умение анализировать лирическое произведение.
Планируемые личностные результаты (Л):
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (Р):
1.Самостоятельно выполнять задания на нетбуках;
2.Оценивать свою работу;
Познавательные УУД (П):
1)Ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях); в словаре,
интернет – словаре.
2)Находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД (К):
1) Умение взаимодействовать в парах..
2) Слушать и понимать речь других.
3) Формировать навык выразительного чтения.
4) Уметь работать на нетбуках, самостоятельно, по инструкции учителя.Ход урока
1)Мотивация, актуализация знаний
Сегодня наш урок литературного чтения мы начнём с речевой разминки
2)Речевая разминка
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Прочитайте, разделяя на слоги.
Прочитайте с ускорением, с замедлением.
Прочитаем выразительно, с интонацией восхищения.
3) Проверка домашнего задания
С творчеством, какого поэта мы вчера познакомились? Какое домашнее задание было
задано? (23 чел.)
Давайте вернёмся к речевой разминке, о чем шла речь в стихотворении?
4)Работа по теме урока
Что такое родина?
Подберите родственные, близкие по значению слова к слову «Родина».
«Наше отечество, наша родинаматушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что
в ней жили из покон веку отцы и деды наши» К.Д. Ушинский
5) Работа по новой теме:
Откройте учебник на стр.109 .
Мы продолжаем знакомство с творчеством Рубцова.
Прочитайте название стихотворения.
Предположите, о чем пойдет речь в стихотворении? Прочитайте стихотворение (жужжащим чтением) и ответьте на вопрос:
Почему поэт так назвал стихотворение? (ответы на вопрос)
6) Опрос после чтения.
А как бы вы назвали это стихотворение? Почему?
а) Работа над лексическим значением:
Поработаем над значением слов, найдите в стихотворении устаревшие слова, не
понятные вам по значению. (ПОГОСТ, ОБОЗ, ОБИТЕЛЬ)
Давайте объясним значение этих слов, обратимся к словарю Ожегова. (работа с
нетбуком), пополните свой словарик.
Послушайте стихотворение (читает учитель)
б) Работа над содержанием стихотворения:
Понравилось ли вам стихотворение, какое настроение оно у вас вызывает?
Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу, который тоже писал о Родине, родных
местах Василию Белову. Каждый из них хотел провести диалог между читателем и
писателем и донести до нас свое видение и понимание слова «Родина»
Какие картины вы представили? Автор делится своими воспоминаниями о доме , о
родных местах с другом, с вами читатели, ему хочется передать свою нежность и печаль о
прошлом, он хочет довести до вас что воспоминания эти были светлыми и радостными.
Подготовимся к работе с нетбуками – выполним модель обложки (самно)
7) Работа над выразительностью стихотворения:
Научимся читать стихотворение выразительно, проникнем в настроение автора, в чем его
замысел?
Какие строфы использует автор? (четверостишье)
Обратите внимание на 1 строку, какой знак стоит в конце строки, как её нужно
прочитать?
В конце 2 строки стоит многоточие этот приём называют умолчание, зачем автор
использует этот прием? ( заставляет задуматься).
Прочитайте следующее предложения, объясните какую интонацию надо выбрать и
почему?
Прочитайте рифму в стихотворении, какая это рифма? (перекрестная)
Прочитайте 1 строку во 2 строфе, на что обратим внимание? Как будем читать?
Выберите интонацию для диалога.
Выразительное чтение детей …
а) Слушание стихотворение в исполнении автора.
А вы испытывали чувство тоски по дому, по родине , по родным? Когда это было?
Какие чувства испытывали, когда возвращались домой?
А что для вас является малой родиной?
В чем главная мысль стихотворения? (надо любить свою Родину, своих родных )8) Рефлексия :
Оцените свою работу на уроке, с помощью оценок настроений:
Смайлик: кр Работал отлично, зел работал хорошо, жел – еще нужно постараться (работа
с нетбуками)
9) Домашнее задание:
1. Научиться читать стих выразительно (наизусть)
2. Нарисовать свою малую родину
3. Подобрать пословицы на тему «Родина» или составить ребуспословицу о
родине.