Конспект урока литературного чтения Н.А. Рубцов «Моя малая Родина»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! «Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили из покон веку отцы и деды наши» К.Д. Ушинский
Иконка файла материала Конспект урока Здебская М.В..docx
Тема: Н.А. Рубцов «Моя малая Родина» Тип урока: урок изучающего чтения Учебная задача: Отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения, учить читать  выразительно, продолжать работу по развитию речи, пробудить интерес к творчеству  Н.Рубцова Планируемые предметные результаты (ПР):        1)Умение анализировать лирическое произведение. Планируемые личностные результаты (Л): Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; Планируемые метапредметные результаты: Регулятивные УУД (Р): 1.Самостоятельно выполнять задания на нетбуках; 2.Оценивать свою работу; Познавательные УУД (П): 1)Ориентироваться в учебнике (на развороте,  в условных обозначениях); в словаре,  интернет – словаре. 2)Находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД (К): 1) Умение взаимодействовать в парах.. 2) Слушать и понимать речь других. 3) Формировать навык выразительного чтения. 4) Уметь работать на нетбуках, самостоятельно, по инструкции учителя.Ход урока 1)Мотивация, актуализация знаний ­ Сегодня наш урок литературного чтения мы начнём с речевой разминки 2)Речевая разминка  Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.   Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! ­ Прочитайте,  разделяя  на слоги. ­ Прочитайте с ускорением, с замедлением. ­ Прочитаем  выразительно, с интонацией восхищения. 3) Проверка домашнего задания ­ С творчеством, какого  поэта мы вчера познакомились?  Какое домашнее задание было  задано? (2­3 чел.) ­ Давайте вернёмся к речевой разминке, о чем шла речь в стихотворении?  4)Работа по теме урока ­ Что такое родина? ­ Подберите родственные, близкие по значению слова к слову «Родина». «Наше отечество, наша родина­матушка Россия.  Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили из покон веку отцы и деды наши» К.Д. Ушинский 5) Работа по новой теме: ­ Откройте учебник на стр.109 . ­ Мы продолжаем знакомство с творчеством Рубцова. ­ Прочитайте  название стихотворения. ­ Предположите, о чем пойдет речь в стихотворении?­ Прочитайте стихотворение (жужжащим чтением) и ответьте на вопрос: ­ Почему поэт так назвал стихотворение?  (ответы на вопрос) 6) Опрос после чтения. ­   А как бы вы назвали это стихотворение? Почему? а) Работа над лексическим значением: ­ Поработаем над значением слов, найдите в стихотворении устаревшие  слова,  не  понятные вам по значению. (ПОГОСТ, ОБОЗ, ОБИТЕЛЬ) ­ Давайте объясним значение этих слов, обратимся к словарю Ожегова. (работа с  нетбуком), пополните свой словарик. ­ Послушайте стихотворение (читает учитель) б) Работа над содержанием стихотворения: ­ Понравилось ли вам стихотворение, какое настроение оно у вас вызывает? ­Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу, который тоже писал о Родине, родных  местах Василию Белову. Каждый из них хотел провести диалог между читателем и  писателем и донести до нас свое видение и понимание слова «Родина» ­ Какие картины вы представили? Автор делится своими воспоминаниями о доме , о  родных местах с другом, с вами читатели, ему хочется передать свою нежность и печаль о  прошлом, он хочет довести до вас что воспоминания эти были светлыми и радостными. ­Подготовимся к работе с нетбуками – выполним модель обложки (сам­но) 7) Работа над выразительностью стихотворения: ­ Научимся читать стихотворение выразительно, проникнем в настроение автора, в чем его  замысел? ­ Какие строфы использует автор? (четверостишье) ­ Обратите внимание на 1 строку, какой знак стоит в конце строки, как её нужно  прочитать?  ­В конце 2 строки стоит многоточие­ этот приём называют ­ умолчание, зачем автор  использует этот прием? ( заставляет  задуматься). ­ Прочитайте следующее предложения, объясните какую интонацию надо выбрать и  почему? ­ Прочитайте рифму в стихотворении, какая это рифма? (перекрестная) ­ Прочитайте 1 строку во 2 строфе, на что обратим внимание? Как будем читать? ­ Выберите интонацию для диалога. ­ Выразительное чтение детей …  а) Слушание стихотворение в исполнении автора. ­ А вы испытывали чувство тоски по дому, по родине , по родным? Когда это было? ­ Какие чувства испытывали, когда возвращались домой? ­  А что для вас является малой родиной? ­ В чем главная мысль стихотворения?  (надо любить свою Родину, своих родных )8) Рефлексия :  ­ Оцените свою работу на уроке, с помощью оценок­ настроений:  Смайлик: кр­ Работал отлично, зел­ работал хорошо, жел – еще нужно постараться (работа  с нетбуками) 9) Домашнее задание: 1. Научиться читать стих выразительно (наизусть) 2. Нарисовать свою малую родину 3. Подобрать пословицы на тему «Родина» или составить ребус­пословицу о  родине.