Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А. Н. Плещеев «Весна»" (УМК "Гармония"). Тип урока: изучение нового материала
Цель: помочь детям понять идею стихотворения «Весна»: пробуждение природы от зимнего сна. Основная задача урока: закрепить умения и навыки комплексного анализа художественного текста: общий дух текста, поиск главного, тема и идея, язык с использованием опорных слов, опорного цитатного материала, как средства аргументации, выразительное чтение.
Конспект урока литературного чтения
Учителя начальных классов Софроновой Натальи Андреевны
Тема урока: А. Н. Плещеев «Весна»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: помочь детям понять идею стихотворения «Весна»: пробуждение природы от зимнего сна
Задачи: а) образовательные: 1) закрепить умения и навыки комплексного анализа художественного текста: общий дух
текста, поиск главного, тема и идея, язык с использованием опорных слов, опорного цитатного материала, как средства
аргументации, выразительное чтение;
2) развитие навыка правильного, выразительного чтения;
3) развитие речи учащихся;
4) развитие знаний о изобразительновыразительных средств
б) воспитательные: 1) развить любовь к родной природе;
2) расширение кругозора учащихся;
3) воспитывать интерес и любовь к поэзии
в) развивающие: 1) развитие памяти;
2) пополнение и обогащение словарного запаса учащихся
Оборудование: Учителя: учебник Литературное чтение 3 класс (часть 3) Кубасовой О. В..
Ученика: учебник Литературное чтение 3 класс (часть 3) Кубасовой О. В.
Список используемой литературы:
1. Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику Кубасовой О. В.;
2. http://teacheralmaty.clan.su/ Урок литературного чтения "Стихотворение «Весна» А.Н. Плещеева";
3. http://festival.1september.ru/Урок литературного чтения "Стихи о весне А.Н. Плещеева" Братченя З. М.;
4. http://nsportal.ru/ Михайлова С. В. Конспект урока «А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок)»Этап урока
I.Организационный момент
II.Подготовка к
первичному восприятию
III.Первичное восприятие
IV.Проверка первичного
восприятия
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята
Кто мне ответит, какой раздел мы
начали с вами изучать на последних
занятиях?
Верно. Сегодня мы с вами продолжаем
говорить о весне, о явлениях природы,
связанных с наступлением этого
времени года и познакомимся со
стихотворением А. Н. Плещеева
«Весна».
Мы с этим автором еще не
встречались. Давайте будем
знакомится: сообщение учителя о
Плещееве:
Плещеев Алексей Николаевич (1825
1893) – поэт, прозаик, драматург и
литературный критик. Детство поэта
прошло в Нижнем Новгороде.
Воспитанием занималась его мама,
Елена Александровна, которая сумела
дать сыну хорошее образование.
Алексей Николаевич написал
достаточно много произведений не
только для детей, но и для взрослых)
Я сейчас прочту вам стихотворение
этого поэта «Весна». А вы подумайте,
какие звуки вы услышали при
прослушивании этого стихотворения
(чтение наизусть)
О чем это стихотворение?
Какие звуки вы услышали?
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя, садятся
Весна идёт, весне дорогу!
Методическое обоснование
Слушают учителя
Беседа, оживляющая
впечатления детей
Беседа о писателе
Слушают учителя, учебники при
этом закрыты
Вопрос, направляющий
восприятие детей
Чтение учителя
Данное стихотворение о том, что
пришла весна и всё радо этому
Журчание ручья, стук сердца,
детский смех, пенье птиц
Л. Г.: ВеснаV.Анализ произведения
Молодцы, какие вы внимательные!
Подумайте, кто является лирическим
героем данного стихотворения?
Что помогает раскрыть образ весны?
А сейчас, давайте откроем учебники
на стр. 125.
Прочитайте стихотворение про себя и
отметьте незнакомые слова.
Повеяло дуть
Лазурь светлосиний цвет, синева
Миновала – прошла
Как вы считаете, почему автор
использовал именно эти слова, а не их
синонимы, всё ведь было бы понятнее?
Да, действительно, для того, чтобы
передать настроение стихотворения,
авторы используют особенный
поэтический язык
Скажите, а какое настроение в данном
стихотворении?
Молодцы
С помощью каких средств автору
удалось выразить это настроение?
Обратите внимание, с помощью, какой
части речи поэт сумел показать
читателю движение?
Образ весны помогают раскрыть:
образы неба, солнца, леса, ручья,
детей и птиц
Открывают учебники
Повеяло, лазурь, миновала,
Самостоятельное чтение детей
Пополнение и обогащение
словарного запаса учащихся
Автор использовал именно эти
слова, потому что так красивее;
потому что в стихотворениях язык
не такой, каким говорим мы в
повседневной жизни
Светлое, радостное, весеннее,
лёгкое (ктото скажет что грустное,
печальное)
Эпитеты: небесная лазурь;
Олицетворение: унесла зима
заботы, звонкий смех и птичек
пенье говорят
Поэт наполнил стихотворение
глаголами: тает, бегут, повеяло,
засвищут, оденется, стучит, унесла
Скорее всего, это конец марта
Проблемный вопрос,
сталкивающий разные мнения
учащихся
Анализ изобразительно
выразительных средств языкаВерно
Как вы думаете, какой месяц
изображает поэт? Что вам в этом
помогло?
Как вы понимаете строчку: «И лес
оденется листвою!»?
Верно. А фразу: «природы
обновленье»? Что происходит в
природе в это время года?
Правильно
Кто, по мнению поэта, больше других
любит природы обновленье?
А что людям приносит весна? Найди
ответ в стихотворении
Прочитав это стихотворение, мы
можем сказать, какое настроение было
у автора, когда он писал это
стихотворение? Любит ли поэт весну?
А теперь давайте попробуем прочитать
стихотворение так, чтобы у нас
получилось выразить такие чувства,
которые хотел передать Плещеев.
Как мы будем читать: быстро или
медленно? Грустно или весело?
Давайте расставим паузы и выделим
главные слова
начало апреля, потому что снег ещё
тает, соловьи ещё не поют, не
появились листья на деревьях
Это значит, что на деревьях в лесу
появятся литья
Природа какбы просыпается ото
сна, происходят изменения в
природе: становится теплее, птицы
прилетают, травка зеленеет и т.д.
Дети и птички
«И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чегото,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!»,
«Все лица весело глядят»
Да, автор любит весну и
настроение у него было
приподнятое, возвышенное, он тоже
рад тому, что природа
возвращается к жизни
Медленно, весело
(см. страницу)
Беседа по подготовке к
выразительному чтению
VI.ОбобщениеСейчас почитайте про себя, а
домашним заданием будет выучит это
стихотворение наизусть. Запишем это в
дневники
Давайте подведем итоги сегодняшнего
урока:
Что нового узнали?
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение?
Как вы поработали на уроке?
Всем спасибо за урок, мы с вами
хорошо поработали! Урок окончен
Записывают Д/з
Познакомились с новым автором,
открыли новые для себя слова
(лазурь, миновала, повеяло)
Урок был интересный,
стихотворение красивое
Не знали значения некоторых слов
ответы учащихся