Конспект урока литературного чтения на тему Е. Пермяк "Пичугин мост"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок знакомит учащихся с произведением Е. Пермяка «Пичугин мост», формирует читательскую грамотность учащихся через использование приёмов критического мышления и АМО: "Бегущая строка", "Автор", "Ромашка", "Шифровальщики", "Дерево предсказаний ", "Чтение с остановками" и другие.Ожидаемый результат: • умеют определять тему и идею произведения; • умеют давать анализ художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка; • понимают, что очень важно уметь нести ответственность за свои поступки, умеют сопоставлять факты между прочитанным и реальной жизнью. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах. Используется формативное и критериальное оценивание знаний учащихся.
Иконка файла материала открытый урок.doc
Гриценко Галина Васильевна КГУ «Гимназия  №2» акимата города Рудного Урок литературного чтения  16. 02. 2017года Тема: Е. Пермяк «Пичугин мост» Тип урока: формирования навыков и умений  Вид урока: комбинированный Цель: ознакомление учащихся с произведением Е. Пермяка  «Пичугин мост»,  формирование читательской грамотности через использование приёмов критического  мышления и АМО. Ожидаемый результат:   умеют определять тему и идею произведения;    умеют давать анализ художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;   понимают, что очень важно уметь нести ответственность за свои поступки, умеют сопоставлять факты  между прочитанным и реальной жизнью,  Межпредметная связь: русский язык, познание  мира. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в  парах,  в группах. Ресурсы: учебник «Литературное чтение 3 класс» автор К.Х. Жаданова, Е.Д. Бражникова   Алматы, «Алматыкітап», 2014,    источники дополнительной информации (толковый  словарь),  раздаточный  дидактический  материал, оценочные листы, схемы­опоры, кубик  Блума, стикеры. Оборудование: презентация, видеоролик «Спешите делать добрые дела», раздаточный  материал, критерии оценивания, плакаты  на доску. Этапы урока I. Начало урока Ход урока 1.Психологический настрой. Просмотр  видеоролика «Спешите делать добрые  дела» ­Подарите свою улыбку мне и окружающим, а  я  улыбнусь вам. Подумайте о чём­то хорошем, приятном. Давайте в таком прекрасном настроении и проведём  сегодняшний урок. Но сначала давайте поздороваемся: (на казахском языке, английском языке, русском) ­ А теперь повернитесь к соседу, прикоснитесь по  очереди пальцами и повторяйте за мной слова: Я желаю успеха во всём  и всегда!  ­Здравствуйте! (ладони) Модули  Программы ИКТ: видеоролик Новые подходы в обучении 3­х язычие­А  как мы сегодня будем работать на уроке, вы  скажите  сами, расшифровав слово урок  У – учиться Р – рассуждать, рассказывать  О ­  обсуждать, отвечать, обобщать, отстаивать свою  точку зрения  К – комментировать, красиво читать  3. Девиз урока Внимательно слушай ­ и всё услышишь. Внимательно смотри ­ и всё увидишь. Думай ­ и всё поймёшь.  На доске  слово и  Слайд 2 Слайд 3 Критерии  оценивания 2. Учиться интересно тогда,  Когда виден результат труда! Группа будет оцениваться «Цветной дорожкой»  (цвета светофора) «5» ­ зелёный «4»­ жёлтый «3»­ красный А на индивидуальном  Листе успеха вы будете ставить  баллы. ФО КО АМО «Бегущая строка» АМО «Автор» 3. Ни минуты не теряем и урок наш продолжаем! Нет учения – без повторения!  Определение темы урока. ­ Расшифруйте текст «Бегущая строка»  (розовый  листочек) ВВВЗОЛОТАЯВВВДУВВВШАВВВВВ ­ Что  обозначают эти  слова? (это раздел  литературного чтения) 1. Работа в группах: 1гр. – Представьте, что вы – авторы учебника, как вы  объясните название темы. 2гр. – Художники – иллюстраторы: ­ Как бы вы  проиллюстрировали тему? Что бы вы там изобразили? 3гр.­ Ассоциативный круг (доброта, чуткость, внимательность, помощь, добрые  дела, ложь, хитрость, храбрость, доброжелательный…) 4гр. – Уч. стр. 46. ­Чтение наизусть стих Юнны Мориц  «Кто сильнее?» (индивид и хором) ­Согласны ли вы с этими словами? (оценивание: Красный стикер – ничего не поняли,  желтый – есть вопросы, зелёный – всё понятно) Слай 4 АМО Развитие  мотивации и  саморегуля ции, новые  подходы ФО «Цветные стикеры» 1.Определение ожиданий. АМО «Дерево  предсказаний» ­ Можете ли вы предсказать, о чём и ком мы будем  говорить на уроке? (не знаем автора и название  ИКТМотивацион ный этап II. Середи на урока произведения) Игра «Шифровальщики» ­ Как вы думаете, что нужно сделать в задании?  Выполните задание. Какие получились слова?  На доске: (Пичугин мост) Ребята, как вы думаете,  почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли  это, мы узнаем чуть позже. А кто его автор? Откуда вы  это знаете? (из учебника рус. языка) 1. Знакомство с автором (тексты) Что вы узнали о писателе? «РОМАШКА»: (по группам) 1. Где и когда родился Е. Пермяк? 2. Какую роль сыграл город, где родился писатель в его творческой биографии? 3.   Кто   воспитывал   писателя   в   детстве?  Где   учился писатель?  4.Думал ли Е. Пермяк, что станет писателем?   5.Что часто описывал в своих рассказах Е. Пермяк? Какие рассказы Е. Пермяка вы знаете ? (проверка по вопросам учителя) ­ У вас на партах листочки, на которых написаны  разные черты характера. Выберите и подчеркните  те черты, каким вы представляете себе этого  человека.      Добрый           Умный          Трудолюбивый      Мудрый          Фантазёр     Шутливый Слайд 5­6 АМО Слайд 7­8 название рассказа, автор КМ «Ромашка Блума» КО 1 балл –за ответ ИКТ Слайд 9 Работа в парах 2. АМО «Дерево предсказаний» ­ О  чем пойдёт речь в рассказе? (записываю на доске) ­ Что вы хотите узнать? Помощь­табл. 3. АМО «Рассыпанные события» ­ Прочитайте бегло отрывки из рассказа, подумайте,  что было сначала, что потом. ­ Наклейте на листы. После знакомства мы увидим, кто  был ближе к авторскому тексту. КМ Работа в группах Слайд 10 4. Первичное восприятие текста. Приём «Чтение   с остановками».  1 часть рассказа «Пичугин мост» ­ с. 46. ­   О   чем   любили   разговаривать   мальчики   по   пути   в школу? Какой из перечисленных поступков был для вас «подвигом»? А вы знаете, что такое подвиг?2часть. С. 47 ­ Какой дорогой они ходили в школу? ­ Почему эта дорога считалась опасной? ­ Что задумал Сема Пичугин? ­ Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе дальше? КМ 3 часть. С. 47 – 48 ­  О ком заботился Сема Пичугин, когда рубил старую иву? Кто ему помог? ­ Что из этого получилось? ­   Как   его   поступок   оценили   взрослые?   Что   было дальше? 3 часть рассказа – с. 48 Ваша   задача:   самостоятельно   прочесть   третью   часть, придумать вопросы и задать классу. ­ Какие вопросы придумали по содержанию этой части? ­ Почему новый мост все люди называли по­старому и не думали ему менять название? 5. Проверка восприятия. ­ Совпало ли ваше предположение о  последовательности событий? ­ Поделитесь своими впечатлениями от рассказа?  ­   Вернёмся   к  «Дереву   ожиданий».  Оправдались   ли ваши предположения? (убираю, если не оправдались)   6. «  Расширяем кругозор  » ­ Когда вы слушали рассказ, были ли слова, непонятные вам? ­   Я   нашла   толкование   этих   слов   в   словаре,   где   ещё можно найти? (в учебнике)   Ветла  –   дерево   семейства   ивовых   с   узкими листьями и цветами, собранными в серёжки.  За семь вёрст киселя хлебать – без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу.       Жерди – тонкий длинный ствол дерева, очищенный от ветвей и сучьев.   Колхоз –   сельскохозяйственная   организация, населенный пункт Подвиг   –  героический   поступок,   совершённый   в трудных условиях (на доске появляется). 6.Знаковый диктант (+, ­ ) 1. Три мальчика были родными братьями.  2. Первый мальчик мечтал о полёте на Луну. 3. Речка называлась Быстрянка. 4. Сёма Пичугин тоже думал о подвигах . 5. Перильца для мостика делали вместе с  ребятами. 6. Шоссейная дорога проходила по той самой  тропинке, по которой ребята бегали в школу. Чтение подгот.  уч­ся по ролям АМО  «Физминутка» Слайд 11­14 ИКТ, учебник, словари 2 чел. работают со словарём 1чел. – у доски КО «Лист самооценки» Слайд 15,16 самооценка7.Повторное чтение рассказа про себя. 8. АМО «Раскадровка». «Игра «Хорошо – плохо» ­ Кто главный герой произведения?  ­ Заполняя таблицу можно воспользоваться учебником. С. – ни о чём не думал (тихий) Ребята ­  мечтали (таблица заполняется на доске вместе с детьми) Трудно Дед _ ?подвиг Мечтатели Слайд 17 КМ, чит.  грамотность ­ Почему мосты менялись, а название оставалось  прежним? (люди помнят хорошие дела) ­ Посмотрите на таблицу, попробуйте подобрать  пословицы к рассказу. ­  О чем заставил задуматься вас рассказ? 7. Творческая работа. 1гр. : «Собери пословицы»  ­ Выберите ту, которая раскрывает основную мысль  или идею рассказа. Слайд 18­19 2гр. группа. Сделать обложку книги.  ­ Возьмите лист бумаги и положите перед собой  вертикально. ­ Кто написал этот интересный рассказ? Евгений Пермяк – это автор «Пичугин мост» ­ это название ­ Что мы читаем? (Рассказ, сказку, повесть,  стихотворение, басню?) ­Какова тема рассказа?    О добром деле. ­ О ком рассказывается в рассказе? О мальчике. «Главная мысль». Это наши пословицы. Выберите ту, которая выражает главную мысль рассказа. Слайд 20 Работа в  группах ТиО КМ ФО «Цветные  сердечки»  « Жизнь дана на добрые дела».                            Евгений Пермяк Рассказ Пичугин мост Доброе дело Мальчик 3 группа: «Портрет Сёмы» (в помощь – вопросы) 1. Каким вы увидели  Сёму в начале  рассказа? 2. Почему Сёма стал строить мост? (заботливый,  чуткий, думал о людях) 3. Как проявил себя в этой работе?  (трудолюбивый, старательный, настойчивый)  (выберите слова, наклейте их на листы: Тихий, мечтатели, любящие поговорить, грубые, На доскезаботливый,  невнимательный, чуткий, думал о людях,  фантазёры, обманщики, трудолюбивый, настойчивый,  хитрый, молчаливый) 4группа: «Восстановите модель рассказа» (на листе) ­ Защита групп. Слайд 21,22 (Книги  автора) Сема Пичугин Речка Быстрянка Мостишко Настоящий мосток Мечты о подвигах Большой мосток III. Рефлекс ия АМО ФО «Сердечки» 1. АМО «Сердце» Какой символ проходил через весь  урок? (слайд ­ сердце). Как вы думаете, почему  сердце? ( Добрые дела совершают люди от доброго  сердца). ­Ребята, как вы думаете, в каких случаях человек  становится известным? (Когда человек совершает  добрые поступки не для себя, я для других) Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас  совершил доброе дело уже сегодня. Ведь,  если люди  будут совершать добрые дела, то наш мир станет  добрее и лучше.  У вас на партах у каждого лежат сердечки трёх цветов.  Если вам было легко справляться с заданиями –  возьмите красное сердечко, если пришлось подумать –  розовое,  а если вызвало трудности – жёлтое. Давайте наклеим наши сердечки на наше большое  «Дерево добра». Посмотрим, какой цвет преобладает.  А мне бы хотелось подарить вам на память о  сегодняшнем уроке своё доброе сердце с  замечательным стихотворением Е.Михайличенко.  Откройте конверты. Сумей преодолеть преграды И боль, и призрачный успех. Живи, не требуя награды За свой поступок ради всех. Ещё печалью мир простужен, Исподтишка грозит беда, Ты должен быть кому­то нужен –Всегда – как хлеб или вода. Быть добрым надо по привычке, Не по расчёту. Пригодись, Хотя бы маленькой синичке, Пусти её из клетки ввысь... 2. Оценивание. IV. Д/З (по выбору):  Пересказ рассказа от своего лица  ** Составьте «Синквейн»  о Сёме  *** составьте  рассказ о добром поступке от  третьего лица Слайд 23 Лист  оценивания. Ф.И. _________________________________________ № задан ия 1 2 3 Название задания Баллы Заработал Должн о быть Дополни тельные баллы Биография писателя «Ромашка» Диктант «Плюс – минус» Творческая работа в группе  Участвовал в обсуждении  Вносил свои предложения  Отвечал от группы 1 6 1 2 1 Критерии  оценивания 10­11  баллов  – «5»             8 ­9  баллов   –  «4»         6 ­ 7 баллов   –  «3»