Конспект урока чтения в 8 классе «Чтение и анализ басни «Муха и Пчела» И.А. Крылова»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по чтению на тему_ И.А. Крылов _Муха и Пчела_ (8 класс, школа VIII вида).doc

Конспект урока чтения в 8 классе.

Тема. Работа с басней «Муха и Пчела» И.А. Крылова.

 

Цель: создание условий для осознания и осмысления главной мысли басни И.А.Крылова «Муха и Пчела».

 

Тип урока: комбинированный.

 

Задачи:

образовательные:

- учить выделять главную мысль в прочитанном тексте;

- систематизировать полученные знания при изучении творчества И.А.Крылова.

коррекционно-развивающие:

- корригировать навык выразительного чтения, развивать связную речь;

- корригировать логическое мышление путем выполнения литературного кроссворда.

воспитательные:

- воспитывать нравственные качества.

 

Методы обучения: беседа; работа с книгой; репродуктивный; частично-поисковый.

 

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

 

Используемые технологии: информационно-компьютерные технологии, индивидуально-дифференцированный подход.

 

Ход  урока.

I.  Организационный момент.

II.  Подготовка к восприятию нового материала.

Послушайте и по отрывку попробуйте узнать, из какого произведения строки.

«С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой». «Волк на псарне».

«Лето красное пропела;

Оглянуться, не успела,

Как зима катит в глаза». «Стрекоза и Муравей».

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с неё он глаз не сводит». «Ворона и Лисица»

III.   Проверка домашнего задания 

Беседа по вопросам:

1.     Кто такой Иван Андреевич Крылов? русский писатель, баснописец

2.     Что такое басня? стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.

3.     Что такое мораль басни? вывод или поучение, это главная мысль басни

4.     Кого изображал И.А.Крылов  в своих баснях? людей в виде животных

5.   Что высмеивал в баснях писатель? В баснях Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности.

6.     Как в народе прозвали Крылова? Дедушка Крылов

     Выразительное чтение или чтение наизусть отрывка из басни «Осёл и Соловей».

Кого описывает автор в данной басне? Автор описывает высокопоставленного чиновника – осёл  и артиста – соловей.

Какова мораль этой басни? В басне мы видим пример того, как высокопоставленный чиновник, ничего не понимающий в искусстве, судит о нем и навязывает свое мнение.

IV. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. Познакомимся с басней «Муха и Пчела».

V. Объяснение нового материала

Аудиозапись. Басня «Муха и Пчела».

Кто главные герои этой басни?

Что вы можете сказать о Мухе? О Пчеле? (показ картинки на доску)

Словарная работа.

В басне есть незнакомые слова и выражения. Давайте посмотрим на них и подумаем, что они могут означать.

Спесиво́- держаться высокомерно, надменно

Захире́ть - стать совсем хворым, хилым, слабым

Вельмо́жа – богатый, важный, знатный человек.

Лакомый - очень вкусный

Артикуляционная разминка:

Упражнение «Задуйте свечу».

 Представьте, что в руке одна большая свеча и задуйте ее одним выдохом. А теперь у вас  в руке три маленькие свечи. Делают глубокий вдох и выдыхают тремя порциями, задувая свечу. Далее представьте , что перед вами  большой именинный пирог, с множеством свечей, делают глубокий вдох и стараются задуть как можно больше маленьких свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Речевая разминка.

Скороговорка:

У пчелы, у пчелки

Почему нет челки?

Отвечаю почему:

- Челка пчелке ни к чему.

Задание. Прочитать:

- про себя;

- в полголоса;

- громко, медленно;

- громко, быстро (2 раза).

Первичное чтение басни обучающимися.

Учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 81 и прочитать текст басни.

(жужжащее чтение).

- Вы прочитали басню «Муха и Пчела».

Кто главные герои этой басни?

Чтение басни обучающимися по цепочке.

Работа по содержанию  прочитанного текста. ВОПРОСЫ ИЗ КОРОБОЧКИ.

- В какое время года Муха увидела Пчелу?

- Где  Муха увидела Пчелу?

- Что делала Муха в саду?

- Какой образ жизни ведёт Муха?

- О каком житье стала рассказывать Муха Пчеле?

- Опишите Муху, какая она? (Ленивая, хвастливая, нахальная, глупая).

- Что делала Пчела в саду?

- Опишите пчелу. (Трудолюбивая, умная, добрая).

- Кого имел в виду И.А. Крылов, говоря о Мухе?

- Кого имел в виду И.А. Крылов, говоря о Пчеле?

- Кто вам ближе Пчела или Муха?

Чтение басни обучающимися по ролям.

Перед чтением, вопросы.

- Каким тоном говорит Муха? (хвастливым, наглым) Каким голосом нужно читать слова Пчелы? (спокойным)

После чтения по ролям вопросы:

- Что осуждает И.А.Крылов в своей басне?

- Какова мораль этой басни?

VI. Закрепление и повторение изученного материала 

Чтобы узнать, кто был самым внимательным на уроке, я предлагаю разгадать кроссворд. Каждому обучающемуся я раздам карточку с кроссвордом,  и вы попробуете самостоятельно отгадать его. А самое главное узнаете о самом хорошем качестве человека.

1.                  Короткий стихотворный рассказ нравоучительного и сатирического характера, включающий в себя житейский смысл и поучения.

2.                  На каком растение Пчела сидела в саду?

3.                  Краткое нравоучительное заключение в конце басни.

4.                  Какое качество было присуще Мухе?

5.                  Назовите имя автора басни «Муха и Пчела».

6.                  Назовите фамилию  автора басни «Осел и Соловей».

7.                  Где встретились Муха и Пчела.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка кроссворда.

 

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

н

 

 

к

 

 

 

 

е

 

а

 

и

р

 

 

 

б

т

м

г

 

в

ы

 

 

 

а

о

о

л

 

а

л

 

 

 

с

к

р

о

м

н

о

с

т

ь

н

 

а

с

 

 

в

а

 

 

я

 

л

т

 

 

 

д

 

 

 

 

ь

ь

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас на экране появятся правильные ответы, проверьте правильность заполнения кроссворда.

Поднимите руку те, у кого нет ошибок; у кого одна ошибка; у кого две ошибки; у кого более двух. Скажите, какое самое хорошее качество человека? Скромность. А как оно проявляется в жизни, приведите примеры.

VII. Подведение итогов урока

- Кого описывает И.А.Крылов в своей басне?

- Какими должны быть люди,  по мнению И.А.Крылова?

- Кто вам ближе – Муха или Пчела?

Басня «Муха и Пчела» высмеивает паразитизм, тунеядство, наглость. Муха – это образец бесстыдства и наглости. Судить Муху может Пчела, известная своим трудолюбием и скромным, примерным поведением.

VIII. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок.

IX. Рефлексия.

- На уроке мы выяснили, что из себя  представляет Муха  и, что – Пчела.

- Ответьте на вопрос: Кто вы? Муха или Пчела. Урок закончен.

 

1.                 Короткий стихотворный рассказ нравоучительного и сатирического характера, включающий в себя житейский смысл и поучения.

2.                 На каком растение Пчела сидела в саду?

3.                 Краткое нравоучительное заключение в конце басни.

4.                 Какое качество было присуще Мухе?

5.                 Назовите имя автора басни «Муха и Пчела».

6.                 Назовите фамилию  автора басни «Осел и Соловей».

7.                 Где встретились Муха и Пчела.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Короткий стихотворный рассказ нравоучительного и сатирического характера, включающий в себя житейский смысл и поучения.

2.                 На каком растение Пчела сидела в саду?

3.                 Краткое нравоучительное заключение в конце басни.

4.                 Какое качество было присуще Мухе?

5.                 Назовите имя автора басни «Муха и Пчела».

6.                 Назовите фамилию  автора басни «Осел и Соловей».

7.                 Где встретились Муха и Пчела.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  В какое время года Муха увидела Пчелу?

 

2.  Где  Муха увидела Пчелу?

 

3.  Что делала Муха в саду?

 

4.  Какой образ жизни ведёт Муха?

 

5.  О каком житье стала рассказывать Муха Пчеле?

 

6.  Опишите Муху, какая она?

 

7. Что делала Пчела в саду?

 

8.  Опишите Пчелу, какая она?

 

9.  Кого имел в виду И.А. Крылов, говоря о Мухе?

 

10.       Кого имел в виду И.А. Крылов, говоря о Пчеле?

 

11. Кто вам ближе Пчела или Муха?