Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
15.05.2017
Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс
1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями о войне из раздела “Земля у нас на всех одна” на примере рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”. 2. Способствовать развитию речи, творческого воображения учащихся, умение анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои мысли. 3. Содействовать воспитанию патриотизма; культуры общения при работе в парах и группах.1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями о войне из раздела “Земля у нас на всех одна” на примере рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”. 2. Способствовать развитию речи, творческого воображения учащихся, умение анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои мысли. 3. Содействовать воспитанию патриотизма; культуры общения при работе в парах и группах.
литература 29.04.docx
Дата: Литературное чтение 3 класс  Тема: Н. Богданов "Солдатская каша" Цели: 1. 2. Продолжить знакомство учащихся с произведениями о войне из раздела “Земля у  нас на всех одна” на примере рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”. Способствовать развитию речи, творческого воображения учащихся, умение  анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои  мысли. 3. Содействовать воспитанию патриотизма; культуры общения при работе в парах и  группах. I. Организационный момент. У. Какое у вас сейчас настроение? Почему? Д. Ответы детей. У. Повернитесь друг к другу и поделитесь своим настроением с товарищем. Д. Поворачиваются и улыбаются друг другу. II. Мотивационно­целевой этап. Актуализация знаний. У. Дома вы писали пятистишья, используя слова солдат, враг, голод. Я прошу вас сейчас  прочитать их. Д. Читают пятистишья, составленные дома. Солдат. Смелый, мужественный. Защищает, воюет, погибает. Спасает свою Родину. Воин. Голод. Жестокий, мучительный. Истощает, мучает, убивает. Может довести человека до  смерти. Муки. Враг. Безжалостный, сильный. Убивает, воюет, пытает. Губит невинных людей. Противник. У. Какая тема объединяет все эти слова? Д. Тема войны. У. Для чего нужно изучать произведения о войне? Д. Чтобы больше знать о событиях тех дней, о подвигах и героях войны. III. Операционно­исполнительский этап. У. Прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать. Д. Солдатская каша. У. Кто автор рассказа? Д. Н. Богданов. 5 марта 1906, город Кадома Темниковского уезда Тамбовской губернии — 21 ноября 1989. Писатель, прозаик, сценарист, режиссёр. Участник Великой Отечественной войны. Учился в Елатомской гимназии, а потом семья переехала в районный центр Сасово, где он  продолжил обучение в Сасовской школе второй ступени. В 1920 году вступил в комсомол.  Вёл активную комсомольскую работу: был волостным инструктором по Глядковской  волости, организовал комсомольские ячейки в селах Глядково, Фроловское, Гавриловское,  Темченево (ныне Сасовский район), участвовал в движении за ликвидацию неграмотности.  В 1923 году по путёвке Рязанского губкома комсомола поступает в Московский высший  литературно–художественный институт имени В.Я. Брюсова. Учился вместе с Михаилом  Голодным, Львом Шведовым, Михаилом Светловым.  В студенческие годы он стал пионервожатым. Николай Владимирович любил детей не по  должности, он был воспитателем по природе, добрым и волевым старшим товарищем. Николай Богданов работал в журнале «Пионер», общался с Н.К. Крупской —  способствовал её переписке с пионерами, написал предисловие к её книге «Письма  пионерам». Дружба между А.П. Гайдаром и Н.В. Богдановым подтолкнула последнего к мысли самому написать книгу о пионерской жизни. И такая книга вышла под названием «Один из  первых». Это было первое художественное произведение, написанное о пионерах. Далее  последовали другие книги: «Партия свободных ребят», «Чудесники», «Когда я был  вожатым» и др.  Когда началась война с белофиннами, Н.В. Богданов стал корреспондентом армейской  газеты «Ленинский путь». В снегах Финляндии он получил боевое крещение и в полной  мере узнал тяготы войны. В газете Богданов писал о доблести и мужестве советских  солдат. Военные очерки его легли позднее в основу нескольких книг. Специально для детей он написал две книжки рассказов: «Боевые друзья» и «Рассказы о войне».  Всю войну, с первого до последнего дня, Николай Богданов провёл на фронте. Был  отмечен медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону  Сталинграда», «За штурм Кенигсберга», «За победу над Японией» и др. У. О чем может быть рассказ с таким названием? Д. Дети высказывают свои предположения. У. Вы хотите узнать, что написал в своем рассказе Н. Богданов? Д. Да. У. В процессе чтения нам встретятся слова: штурм, Берлин, жутковато, половник,  горстка, муттер, рейхстаг. Сейчас ребята прочитают объяснение лексических значений  этих слов из словаря С. И. Ожегова и из словаря в вашем учебнике. Давайте послушаем. Д. Несколько детей объясняют значения слов: Штурм. Приступ, решительная атака укрепленной позиции, крепости. Берлин. Город. Столица Германии. Жутковато, жутко. То же, что и страшно. Половник. Большая разливательная ложка. Горстка, горсть. Ладонь и пальцы, сложенные так, чтобы ими можно было что­нибудь  зачерпнуть. Муттер. В переводе с немецкого языка означает “мать”. Рейхстаг. Здание, где заседал парламент Германии до 1945 года. У. Сейчас мы прочитаем текст. Вы сравните его со своими рассказами, а потом обсудим,  чьи же версии совпали и в чём. Чтение текста. У. Итак, кто же был близок к тексту писателя? Д. Ответы детей. У. В чем основная идея этого рассказа? Д. Показать, что советский солдат добр, даже по отношению к детям своих врагов. У. Найдите и прочитайте диалог солдата и немецкого гражданина. Ответьте на вопрос,  почему солдат совершил такой поступок? Д. В тексте: “Сердце приказывает, ­ вздохнул солдат. – У меня дома тоже остались  мал мала меньше…” Д. Ответы детей. У. Как вы понимаете его слова: “Сердце приказывает”. Д. Ответы детей. У. Сейчас в группах вы составите литературный портрет солдата – кашевара. Д. Работа в группах. Дети составляют словесный портрет солдата. Слушание ответов. У. Как вы считаете, автор Н. Богданов описал реальные события военных лет? Д. Да. У. Посмотрите на снимок. На нем изображено как советские солдаты раздают обед  мирному населению города Берлина. Найдите в тексте строки, которыми можно описать  этот снимок. Д. “И тут подвал словно прорвало…”. У. Рассмотрите рисунок. Мог ли этот малыш быть тогда в подвале? Д. Да. У. Загляните в его глаза. Как вы думаете, что чувствует этот ребенок? Д. Дети делятся своими ощущениями. У. Найдите в тексте строки, описывающие глаза детей. Д. “За его мирной работой наблюдает множество детских глаз…” У. Ребята, знаете ли вы еще истории о том, как советские солдаты помогали немецким  детям или спасали их? Д. Дети рассказывают то, что знают по данному вопросу. Затем, один ученик  рассказывает доп. информацию, а второй читает заранее приготовленное стихотворение Г. Рублева “Памятник” или стихотворение С. Смирнова “Советский  воин”. Саша Ч.: В Берлине, в Трептов­парке, установлен памятник советскому воину –  освободителю. Его создатель – скульптор Е. В. Вучетич. Сюжет памятника не придуман. Во время штурма Берлина на ничейной полосе возле груды  кирпичей девочка трех­четырех лет, плача, ползала вокруг убитой матери. В редкие  мгновения тишины с обеих сторон был отчетливо слышен жалобный детский плач. Солдата – белоруса Трифона Андреевича Лукьяновича никто не посылал под пули. Он дополз до  девочки, взял ее на руки, но обратно ползти по­пластунски уже не мог. На некоторое время выстрелы прекратились. Пуля вражеского снайпера настигла солдата, когда тот передавал  ребенка в протянутые руки и через силу сказал: “Возьмите ребенка, а я, кажись, готов”. У. Посмотрите на этот рисунок. Что символизирует меч в руке солдата? Д. Солдат готов дать отпор любому, кто посмеет обидеть слабого и беззащитного. У. Прочитайте последнее предложение рассказа. Д. В тексте: “Дети ели кашу и, поглядывая на солдата, удивлялись: разве солдаты плачут?” У. Как вы ответите на этот вопрос: “Разве солдаты плачут?” Д. Дети высказывают свои мнения. Составление письма. ­ Давайте с вами напишем письма 1 группа – благодарность ветеранам 2 группа – письмо всем детям мира 3 группа – письмо террористам.   IV. Рефлексивно­оценочный этап. ­ Вам понравился сегодняшний урок? ­ Чем понравился? ­ Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке и почему? ­ Какие еще произведения о войне вы хотели бы прочитать? ­ К сожалению, мы не смогли выслушать всех сегодня, но после проверки ваших тетрадей  мы устроим выставку лучших сочинений. Домашнее задание. 1 задание для всех учащихся. 1. Прочитать и пересказать текст. 2 и 3 задания на выбор. 2. Нарисовать портрет солдата – кашевара. 3. Найти произведения о подвигах русских солдат и принести на следующий урок.

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему Н. Богданов "Солдатская каша" (3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017