Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
29.03.2017
ТЕМА: Н.Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА».
2 КЛАСС
Форма проведения: урок
Цель: обучение беглому, осознанному, выразительному чтению на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи:
-учить структурному анализу художественного произведения, по средствам определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев; анализу и синтезу произведения;
- развивать устную речь.
- воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Половинко Носов урок.docx
ГКОУ РО «Зерноградская специальная школаинтернат»
Конспект урока литературного чтения
на тему:
«Н.Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов, логопед
Половинко О.К. 17.03.2017 г.
г. Зерноград
ТЕМА: Н.Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА».
выразительному чтению на примере
2 КЛАСС
Форма проведения: урок
Цель: обучение беглому, осознанному,
произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи:
учить структурному анализу
художественного произведения, по средствам
определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев; анализу и
синтезу произведения;
развивать устную речь.
воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения; осуществлять первоначальный контроль своих действий; принимать
позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимать
важность планирования своей деятельности;
коммуникативные: научиться выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать
свою точку зрения; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания;
проявлять интерес к общению на уроке; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
познавательные:
выполнять несложные логические действия (сравнение,
видеть их последовательность в
сопоставление); выделять события,
произведении; выделять в тексте основные части; структурировать знания.
Личностные результаты: проявлять положительное отношение к учебной
деятельности на уроке литературного чтения;
осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать
поведение героев произведения;
проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Педагогические технологии:
объяснительно – иллюстративного обучения;
словесной продуктивной и творческой деятельности;
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
информационнокоммуникативная технология. Учебнометодическое обеспечение: Учебник «Литературное чтение» для 2
класса автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий («Школа России»)
Время реализации урока: 40 мин
12. вид медиа продукта:
1
2
3
наглядная презентация учебного материала,
интерактивное задание
интерактивная игра
Необходимое оборудование и материалы для уроказанятия: мультимедийный
проектор, интерактивная доска, Microsoft Power Point, конспект урока, тест в
Microsoft Word, презентация в Microsoft PowerPoint2007, карточки с пословицами,
разрезные картинки, карточки с заданием.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Книги – верные друзья
И без них никак нельзя.
Пишут их писатели,
А мы с вами – читатели.
Скажите, ребята, чему надо научиться, чтобы стать настоящим читателем?
(Научиться грамотно читать).
Что необходимо, чтобы научиться грамотно читать? (читать правильно, без
ошибок, соблюдать интонацию)
Верно, ребята.
Выполнив задание, вы узнаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке.
работа с карточками
Возьмите карточку №1 и зачеркните одинаковые буквы.
ПППНППоППсППоПППвП
Прочитайте (Носов)
О ком пойдет речь сегодня на уроке? (о Николае Носове)
Скажите, кто это? (писатель)
Носов – детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать он нам хотел!
2. Актуализация знаний
Вспомните, с каким рассказом Носова мы познакомились на прошлом уроке?
(Затейники)
Подберите синонимы к слову «Затейники» (фантазеры, выдумщики,
организаторы, весельчаки) Для того чтобы проверить ваши знания по содержанию этого произведения,
ответим на вопросы.
1. В какую игру играли дети?
2. Кого они изображали?
3. Кто схватил Петьку за ногу?
4. Почему игра прервалась?
5. Кто оказался под одеялом?
Молодцы, ребята.
Скажите, ребята, что хотел автор показать в этом рассказе?
(Ребята затейники. Они могут организовывать свой досуг, но нельзя нагонять на
себя страх)
3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Н. Н. Носова.
4. Прогнозирование содержания.
Но для того, чтобы узнать, с каким произведением мы познакомимся, работая
в паре соберите картинку и скажите, что у вас получилось? (шляпа)
Что это такое? (головной убор)
Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе Носова сегодня на уроке? (о шляпе)
С чего мы начинаем работу над новым произведением?
(Читаем фамилию автора, заголовок, рассматриваем иллюстрацию, если она есть
и делаем предположение содержания произведения.)
Откройте учебник на стр.54
Прочитайте название рассказа. (Живая шляпа)
Ребята, как выдумаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (о шляпе)
4. Словарная работа.
Ребята, прежде чем познакомимся с рассказом, давайте уточним значение слов,
которые в нем встретятся.
Посмотрите на экран. Определите, что это?
(Дети сами дают определение. Учитель уточняет.)
«Комод» низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья.
«Кочерга» железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
«плюхнуться» упасть;
«треснуть» ударить с силой.
Верно, ребята. Прежде, чем перейти к знакомству, мы прочитаем слова сложной
слоговой структуры.
(чтение хором)
плюхнулось
со скользнула
посмотри
подпрыг нет
раскрашивали
приоткрыли
Молодцы, ребята. 5. Прослушивание записи с иллюстрациями.
Прослушайте ролик с чтением этого рассказа профессиональным артистом.
6. Беседа по первому восприятию.
Скажите, о ком речь в этом рассказе?
За кого вы волновались и почему?
Как звали мальчиков? (Вадик и Вовка)
8. Работа по содержанию рассказа
Как котёнок оказался под шляпой?
Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком?
(Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.)
Когда мальчики заметили шляпу?
(Услышали, как позади чтото плюхнулось.)
Как отреагировали мальчики, увидев шляпу? (испугались)
Что предприняли мальчики?
(Они убежали на кухню.)
Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик.)
Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга.)
Как меняется поведение мальчиков на кухне?
(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)
Какие действия осуществляли мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»?
(Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.)
Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?
Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?
(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;
стыд – что они испугались шляпы;
жалость – Ваське зря попало.)
Проверим, кто из вас был внимательным при прослушивании и разборе содержания
рассказа.
9. Физминутка
Вы справились с заданием, и ребята предлагают немного отдохнуть и провести
разминку.
10. Аналитическое чтение рассказа
Продолжим работу по произведению Носова «Живая шляпа».
Скажите, ребята, кем же были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами? (Высказывания детей)
Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героев, отношение к ним
автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он о
них рассказывает.
Для этого мы с вами прочитаем рассказ, и ответим на этот вопрос.
Откройте учебник на стр.54
А) Чтение 1й части по цепочке.
Начинаем читать рассказ по цепочке до слов «накрыла его сверху» (читает ученик)
2) Жужжащее чтение 2й части по цепочке.
Продолжим жужжащим чтением и узнаем, чем занимались мальчики.
3) чтение 3й части в лицах
А сейчас мы прочитаем 3 часть этого рассказа по ролям. (дети читают)
4) чтение 4й части в лицах
Закончим рассказ чтением 4 части «Буксиром». (дети читают)
11. Составление плана для пересказа
1 часть (Котенок Васька ловил мух.)
Мы с вами прочитали рассказ, а теперь составим план этого произведения.
Скажите, ребята, каким вы представили себе котёнка в начале рассказа?
Посмотрите на экран. Восстановите словадействия, которые вам помогли ярче
представить шалости котёнка, вставив пропущенные гласные.
Зачитайте их.
СДЛ ЛВЛ
ПДПРГНТ ЦПЛС
СРВЛС ПЛТТ
Продолжим. Теперь, чтобы уточнить, чем закончилась игра котенка, прочитайте
предложения на слайде, в которых слова написаны в обратном порядке.
апялШ алунзьлоксос с адомок , акьсаВ яславрос и как тителоп ан лоп!
А апялш – хуб! – и алыркан оге ухревс.
Озаглавьте эту часть словами из текста.
(Котенок Васька ловил мух.)
Верно, молодцы.
На доску вешается иллюстрация №1с названием.
2 часть ( Шляпа – живая?)
Как развивались события дальше?
Какие чувства испытывали мальчики?
Прочитайте слова на экране.
Расположите слова в порядке возрастания чувств.
паника
страх
испуг
ужас
Озаглавьте эту часть. ( Шляпа – живая?) Верно, молодцы.
На доску вешается иллюстрация №2с названием.
3 часть (Мальчики швыряют картошку в шляпу)
Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
Почему же они поступили так необдуманно? (испугались)
Возьмите карточку №3.
Работая в группах, найдите пословицу, которая подходит для описания поведения
мальчиков, и объясните почему.
1 группа
Кто смел, тот и съел.
Велика голова, да мозгу мало.
Трусливому зайке и пенёк волк.
2 группа
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Волков бояться – в лес не ходить.
У страха глаза велики – чего нет, и то видят.
Верно, ребята. Вы правильно определили пословицы.
Скажите, какой момент в рассказе является самым напряженным?
Озаглавьте эту часть. (Мальчики швыряют картошку в шляпу).
Верно, молодцы.
На доску вешается иллюстрация №3 с названием.
4 часть (Изпод шляпы высунулся серый хвост.)
Что за секрет хранила «живая» шляпа?
Какими мы их видим мальчиков в конце рассказа?
Прочитайте еще раз отрывок рассказа, в котором буквенный текст наполовину скрыт,
как обрадовались мальчики, узнав, что в шляпе был кот Васька.
(текст на экране)
( Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил. Он только фыркал и жмурился от света.)
Молодцы, ребята.
Озаглавьте эту последнюю часть. (Изпод шляпы высунулся серый хвост.)
Верно, молодцы.
На доску вешается иллюстрация №4 с названием.
12. Пересказ рассказа по иллюстрациям
Проверим, как хорошо вы знаете содержание рассказа «Живая шляпа».
Перед вами иллюстрации к рассказу «Живая шляпа», которые помогут пересказать
этот рассказ.
(Пересказ детей)
13. Итог урока.
Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?
А как бы вы поступили на месте мальчиков?
Скажите, ребята, чему учит нас рассказ Николая Носова? (быть смелыми)
14. Домашнее задание. Для того чтобы всем научиться пересказывать содержание рассказа по картинному
плану, дома еще раз прочитайте рассказ стр.5459
Нарисуйте рисунок к понравившемуся эпизоду из этого произведения и расскажите о
нем.
15. Рефлексия
В начале урока мы говорили с вами о том, как стать настоящим читателем.
Скажите, ребята, чему же вы научились, чтобы им стать?
Оценим работу на уроке.
Перед вами иллюстрация со шляпой. Если, по вашему мнению, вы научились быть
настоящим читателем, то выберете и поставьте смайлик со своим настроением в нее.
Если вы допускали ошибки при чтении и выполнении заданий, то поставьте его около
шляпы.
Если вы не справились ни с одним заданием на уроке, то оставьте смайлик у себя и
перечитайте внимательно рассказ, постарайтесь ответить на все вопросы.
Читайте книги Николая Носова. Они интересны, смешны и поучительны!
Молодцы, ребята! Спасибо за урок.
Самоанализ урока по литературному чтению
по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Форма проведения: урок ознакомления с новым материалом
Цель деятельности педагога: обучение вдумчивому чтению на примере произведения
Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи:
учить структурному анализу
определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев;
развивать устную речь, учить анализу, синтезу;
воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:
художественного произведения, по средствам
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу
обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий; принимают
позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимают
важность планирования своей деятельности; коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать
свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания;
проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное
поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение,
видят их последовательность в
сопоставление); выделяют события,
произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.
проявляют положительное отношение к учебной
Личностные результаты:
деятельности на уроке литературного чтения; осуществляют эмоциональное
восприятие поступков героев; умеют оценивать поведение героев произведения;
проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
В классе 11 обучающихся. По уровню познавательной деятельности класс
средний. На уроке применяла следующие педагогические технологии:
объяснительно – иллюстративного обучения;
словесной продуктивной и творческой деятельности;
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
информационнокоммуникативная технология.
Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с
учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг». Изучили
произведение Н.Н.Носова «Затейники», следующее произведение «Фантазеры».
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного
типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий
для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой
взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
В своей деятельности применяю различные формы организации учебной
деятельности, в том числе и групповые.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной
мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,
индивидуальные,
групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности, применение
словесных, визуальных методов, работа с учебником способствовали достижению
образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы обучащихся.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для
целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда
воспринимаемого.
На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей
познавательной деятельности учеников.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я
думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательнойдеятельности, как
на уроке, так и во внеурочное время.
Положительные результаты урока
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии
проблемнодиалогического обучения с использованием приемов развития критического
мышления учащихся. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики
сотрудничества»: ученикучительученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы
все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных
учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,
эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего
класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их
мышление.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю,
что выбранная форма организации учебной деятельности детей была достаточно
эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта,
культура общения «учитель ученик», и рефлексия урока показала яркое
эмоциональное восприятие нового материала. Урок прошёл в темпе, необходимом для
оптимальной организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью,
оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между обучающимися и
учителем.
Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный
материал урока учащимися усвоен.
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Конспект урока литературного чтения на тему: «Н. Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.