Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
04.05.2017
Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб" разработан по программе "Перспективная начальная школа". Задачи урока:
• учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.
Урок предполагает использование разных форм работы: индивидуальной и групповой.
К уроку прилагается презентация.Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб" разработан по программе "Перспективная начальная школа".
урок чтения 4 класс_Паустовский_Тёплый хлеб.doc
Литературное чтение К.Паустовский "Теплый хлеб" 4й класс
Оборудование:
Хрестоматия О.В.Малаховская «Литературное чтение», 4 класс
Выставка книг К.Паустовского.
Цитаты К.Г. Паустовского о любви к чтению.
Карточки с заданиями для работы в группах.
Задачи урока:
Предметноинформационная:
учить анализировать художественный текст, совершенствовать
развитие устной речи, расширять кругозор.
Деятельностнокоммуникативная:
развивать умения работы с текстом, формировать умения
осмысленного восприятия текста, работать с книгой и
дополнительными источниками информации, совершенствовать навык
правильного выразительного чтения;
развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской
активизировать и развивать творческое воображение, мышление,
литературы, знакомя с новыми авторами.
Ценностноориентационная:
совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению,
воспитывать качества личности: умение слушать и слышать
собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать
оценку своим действиям;
воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок
Ход урока:
Начинается урок,
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Мы сегодня с вами будем
Наши знанья расширять.
2. Сообщение темы урока.
Наш урок начнём с загадки:
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат в огненной пещере, Режут ножом, за что меня так губят?
За то, что любят! (Хлеб).
Какой бывает хлеб? (Слайд) (Душистый, свежий, мягкий, пышный, вкусный,
теплый).
Как вы думаете, случайно ли мы завели речь о хлебе? Может, тема нашего урока
тоже будет иметь отношение к хлебу?
Давайте откроем Хрестоматию на стр.156 и узнаем, над каким произведение мы
будем работать сегодня на уроке? («Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского)
Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением К.Г. Паустовского «Тёплый
хлеб». (Слайд)
Давайте вспомним, знакомы ли мы с этим писателем? Какие произведения
Паустовского мы уже читали?
Показать произведения К.Паустовского (слайд)
О чём писал свои произведения К.Паустовский? (о природе, животных, растениях,
об отношениях человека и мира природы)
Сообщение о К.Г. Паустовском (Слайд)
К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного
служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Его окружали
в детстве и юности добрые, талантливые люди.
В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году
Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию.
Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. Окончив
гимназию в 1912 году, он поступил в Киевский университет на историко
филологический факультет, где проучился два года. С началом Первой мировой
войны К. Паустовский переехал в Москву и перевёлся в Московский университет,
но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал
кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на
тыловом и полевом санитарных поездах.
С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным
корреспондентом, служил на Южном фронте.
В середине 1950х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив
возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии,
Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году
в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж,
Роттердам, Стокгольм. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри.
Своё творчество начинал как поэт, прославился как певец родной природы. Родина,
её природа и человек постоянная тема его творчества. Сказки Паустовского
пленяют свежестью и меткостью языка, он умеет разглядеть поэзию даже там, где
мы её не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветры прошуметь, все
птичьи голоса прозвучать. Произведение «Тёплый хлеб» было написано в 1954 году и впервые напечатано в
детском журнале «Мурзилка». О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет
после победы в Великой Отечественной войне)
Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: «Что хотел сказать
Паустовский детям в трудное послевоенное время?»
3. Работа по теме урока.
1) целеполагание совместно с учащимися.
Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь с
произведением Паустовского «Тёплый хлеб?».
Попробуйте определить для себя цели урока по этой теме, обсудив её в
парах.
( Варианты детей. …) (слайд с целями)
2) словарная работа (на листочках на каждой парте)
Кавалерист – военный, служащий в кавалерии (конной армии)
Околица – окраина села
Вороной конь – чёрный
Удила – часть конской сбруи, приспособление из железных стержней,
прикреплённых к ремням узды и вкладываемых в рот лошади
Картуз – фуражка с козырьком
Ватник стёганая ватная куртка
Баталия сражение, битва
Камердинер – комнатный слуга при господине в богатом доме
Христарадник – человек, который просит милостыню: «Подайте Христа ради»
Тулуп – длинная меховая шуба с высоким воротником
3) работа по учебнику. Чтение сказки с. 156161.
Мы прочитали первую часть произведения «Тёплый хлеб», прочитайте на слайде
пословицы о хлебе. Нам надо будет определить, какая пословица подходит к
первой части произведения? (Слайд)
Пословицы: Ржаной хлебушко калачу дедушка.
Без хлеба и воды жить худо.
Снег на полях хлеб в закромах.
(Ответ на поставленный вопрос, выбор пословицы)
4) беседа по прочитанному материалу.
В какое историческое время происходят события? Подтверди свой ответ
цитатами из текста.
Назовите героев произведения, с которыми мы познакомились в первой части
(Филька, конь, Панкрат, бабка) Физкультурная пауза на уроке
Раз подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать и как птицы полетать.
А на шесть – шесть раз присесть.
А на семь – тихонько сесть.
5) работа в группах по теме «Герои произведения и их характеристика».
Первая группа:
Работа над образом главного героя. Дайте характеристику Фильке.
Что вы узнали о жизни Фильки из первой части произведения? Кто такой Филька?
С кем он живёт? Предположи, где могут быть его родители? Почему у Фильки
такое обидное прозвище? Какой Филька по характеру?
Вторая группа:
Образ Панкрата. Что вы узнали о Панкрате? Кто такой Панкрат? Как он выглядит
внешне? Где он живёт? Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют
сказочные черты? Найдите эти черты. С какими сказочными героями
ассоциируется этот образ?
(Внешний вид Панкрата примечателен: въелась в мельника мучная пыль,
сердитый, глаза быстрые, скорый на работу. Ребята считали его колдуном.
Мельницаместо, где могут происходить чудеса. У него живёт сорока. Приютил
раненого коня. Напоминает образы Бабы Яги, колдуна. Ближе к природе, чем
другие персонажи. Мудрый, не зря в деревне считали, что он может знать больше,
чем другие).
Третья группа
Образ коня. Что вы узнали о коне из первой части? Почему конь остался в
деревне? Где он живёт? Чем занимается? Кто о нём заботится? Как жители деревни
относятся к раненому коню? Почему все считают своим долгом покормить его?
Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами (оставлен в
деревне, как раненый солдат. Его как раненого приютил мельник. Ходит по
дворам, «побирается).
А что вы можете сказать о Филькиной бабке?
6) беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей
к моральным ценностям
Как вы оцениваете поступок главного героя? Почему Филька так поступил с
конём? Какие качества героя он обнаруживает?
Какое ещё моральное преступление совершил герой? (осквернение хлеба).
К каким последствиям привёл этот поступок?
Найдите описание метели. (Слайд)
Как вы считаете, резкое изменение погоды связано с тем, что Филька обидел коня?
Из каких строчек это понятно? Имеет ли значение, что конь живёт у Панкрата?
7) выразительное чтение по ролям эпизода об истории с солдатом.
Чего испугался Филька, услышав бабкин рассказ? Догадалась ли бабка, что
Филька чувствует себя виноватым?
Как понимать выражение «охлаждение сердца»? (Злой человек, бесчувственный,
жестокий)
В какой авторской сказке доброе сердце мальчика стало жестоким?
(Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева».)
Кто помог Каю стать добрым?
Проведите параллель между персонажами эпизодов (Филька злой мужик; старый
солдатраненый конь).
Вывод: Как когдато мужик совершил зло, так и Филька совершает зло,
оступается и сходит с дороги добра.
Мог ли Филька умереть от «охлаждения сердца»? В каком случае? (рассуждение
детей)
4. Итог урока.
Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал?
Сможет ли исправить свою страшную ошибку, или же его родная земля
превратится в пустыню, и мальчик умрёт от охлаждения сердца, то есть от
бессердечия?
Какие строчки подсказывают, что Филька переживает за содеянное.
Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? Почему?
Рефлексия в конце урока (оценивание смайликами)
5. Домашнее задание. Так ли всё произойдет, вы узнаете дома, дочитав сказку К.Г. Паустовского
«Тёплый хлеб» до конца.
1 вариант найти в произведении всё реальное (героев, события, поступки), 2
вариант – найти всё сказочное (герои, события, поступки и т.д.)
Благодарю всех за сотрудничество и работу на уроке.
Первая группа
Работа над образом главного героя.
Дайте характеристику Фильке.
Что вы узнали о жизни Фильки из первой части произведения?
Кто такой Филька?
С кем он живёт?
Предположи, где могут быть его родители?
Почему у Фильки такое обидное прозвище? Заслужил ли он его?
Какой Филька по характеру?
Вторая группа
Работа над образом Панкрата.
Что вы узнали о Панкрате из первой части произведения?
Кто такой Панкрат?
Как он выглядит внешне?
Где он живёт? Чём занимается?
Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты?
Найдите эти черты.
На какого сказочного героя похож Панкрат? Третья группа
Работа над образом коня.
Что вы узнали о коне из первой части?
Почему конь остался в деревне?
Где он живёт?
Чем занимается?
Кто о нём заботится?
Как жители деревни относятся к раненому коню?
Почему все считают своим долгом покормить его?
Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.