Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
04.05.2017
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб" разработан по программе "Перспективная начальная школа". Задачи урока: • учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор. Урок предполагает использование разных форм работы: индивидуальной и групповой. К уроку прилагается презентация.Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб" разработан по программе "Перспективная начальная школа".
урок чтения 4 класс_Паустовский_Тёплый хлеб.doc
Литературное чтение К.Паустовский "Теплый хлеб" 4­й класс Оборудование:  Хрестоматия О.В.Малаховская «Литературное чтение», 4 класс  Выставка книг К.Паустовского.  Цитаты К.Г. Паустовского о любви к чтению.  Карточки с заданиями для работы в группах. Задачи урока:  Предметно­информационная:  учить анализировать художественный текст, совершенствовать  развитие устной речи, расширять кругозор.  Деятельностно­коммуникативная:  развивать умения работы с текстом, формировать умения  осмысленного восприятия текста, работать с книгой и  дополнительными источниками информации, совершенствовать навык  правильного выразительного чтения;   развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской  активизировать и развивать творческое воображение, мышление, литературы, знакомя с новыми авторами.  Ценностно­ориентационная:   совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению,  воспитывать качества личности: умение слушать и слышать  собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать  оценку своим действиям; воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.   1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.  ­Здравствуйте, ребята!      Прозвенел и смолк звонок ­  Ход урока: Начинается урок,  Урок литературный, А мы народ культурный. На уроке не лениться,  Всем работать, отвечать,  Мы сегодня с вами будем Наши знанья расширять. 2. Сообщение темы урока.                                  ­ Наш урок начнём с загадки:    Бьют меня палками,   Жмут меня камнями,   Держат в огненной пещере, Режут ножом, за что меня так губят?   За то, что любят!   (Хлеб). ­ Какой бывает хлеб? (Слайд) (Душистый, свежий, мягкий, пышный, вкусный,  теплый). ­Как вы думаете, случайно ли мы завели речь о хлебе? Может, тема нашего урока  тоже будет иметь отношение к хлебу?  ­Давайте откроем Хрестоматию на стр.156 и узнаем, над каким произведение мы  будем работать сегодня на уроке? («Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского) ­ Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением К.Г. Паустовского «Тёплый  хлеб». (Слайд) ­ Давайте вспомним, знакомы ли мы с этим писателем? Какие произведения  Паустовского мы уже читали?  Показать произведения К.Паустовского (слайд) ­О чём писал свои произведения К.Паустовский? (о природе, животных, растениях, об отношениях человека и мира природы) Сообщение о К.Г. Паустовском (Слайд) К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве.   Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди.  В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году  Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию.  Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. Окончив  гимназию в 1912 году, он поступил в Киевский университет на историко­ филологический факультет, где проучился два года. С началом Первой мировой  войны К. Паустовский переехал в Москву и перевёлся в Московский университет,  но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал  кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на  тыловом и полевом санитарных поездах. С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным  корреспондентом, служил на Южном фронте. В середине 1950­х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив  возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии,  Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж,  Роттердам, Стокгольм. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри. Своё творчество начинал как поэт, прославился как певец родной природы. Родина, её   природа   и   человек   ­   постоянная   тема   его   творчества.   Сказки   Паустовского пленяют свежестью и меткостью языка, он умеет разглядеть поэзию даже там, где мы её не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветры прошуметь, все птичьи голоса прозвучать. Произведение «Тёплый хлеб»  было написано в 1954 году и впервые напечатано в детском журнале «Мурзилка». О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне)  ­   Читая   сказку,   мы   должны   будем   ответить   на   вопрос:   «Что   хотел   сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?» 3. Работа по теме урока. 1)  целеполагание совместно с учащимися. ­Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь с  произведением  Паустовского «Тёплый хлеб?».  ­Попробуйте определить для себя   цели урока по этой теме, обсудив её  в  парах. ( Варианты детей.  …) (слайд с целями) 2) словарная работа (на листочках на каждой парте) Кавалерист – военный, служащий в кавалерии (конной армии) Околица – окраина села Вороной конь –  чёрный Удила – часть конской сбруи, приспособление из железных стержней,  прикреплённых к ремням узды и вкладываемых в рот лошади Картуз – фуражка с козырьком Ватник ­ стёганая ватная куртка Баталия ­ сражение, битва Камердинер – комнатный слуга при господине в богатом доме Христарадник – человек, который просит милостыню: «Подайте Христа ради» Тулуп – длинная меховая шуба с высоким воротником 3) работа по учебнику. Чтение сказки с. 156­161. ­ Мы прочитали первую часть произведения «Тёплый хлеб», прочитайте на слайде пословицы   о   хлебе.   Нам   надо   будет   определить,   какая   пословица   подходит   к первой части произведения? (Слайд)                                            Пословицы:  Ржаной хлебушко ­ калачу дедушка.                         Без хлеба и воды жить худо.                        Снег на полях ­ хлеб в закромах. (Ответ на поставленный вопрос, выбор пословицы)      4) беседа по прочитанному материалу. ­ В какое историческое время происходят события? Подтверди свой ответ  цитатами из текста. ­ Назовите героев произведения, с которыми мы познакомились в первой части  (Филька, конь, Панкрат, бабка) Физкультурная   пауза на уроке Раз ­ подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать и как птицы полетать. А на шесть – шесть раз присесть. А на семь – тихонько сесть. 5) работа в группах  по теме «Герои произведения и их характеристика». Первая группа: Работа над  образом главного героя.  Дайте характеристику Фильке.  Что вы узнали о жизни Фильки  из первой части произведения? Кто такой Филька?  С кем он живёт? Предположи, где могут быть его родители? Почему у Фильки  такое обидное прозвище?  Какой Филька по характеру? Вторая группа: Образ Панкрата. Что вы узнали о Панкрате? Кто такой Панкрат? Как он выглядит  внешне? Где он живёт? Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют  сказочные  черты? Найдите эти черты. С какими сказочными героями  ассоциируется этот образ? ­ (Внешний вид Панкрата примечателен: въелась в мельника мучная пыль,  сердитый, глаза быстрые, скорый на работу. Ребята считали его колдуном.  Мельница­место, где могут происходить чудеса. У него живёт сорока. Приютил  раненого коня. Напоминает образы Бабы Яги, колдуна. Ближе к природе, чем  другие персонажи. Мудрый, не зря в деревне считали, что он может знать больше,  чем другие). Третья группа  Образ коня. Что вы узнали о коне из первой части? Почему конь остался в  деревне? Где он живёт? Чем занимается? Кто о нём заботится? Как жители деревни относятся к раненому коню? Почему все считают своим долгом покормить его?   Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами  (оставлен в деревне, как раненый солдат.  Его как раненого  приютил мельник. Ходит по  дворам, «побирается). ­ А что вы можете сказать о Филькиной бабке?  6) беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей к моральным ценностям ­Как вы оцениваете  поступок главного героя? Почему Филька так поступил с  конём? ­Какие качества героя он обнаруживает? ­ Какое ещё моральное преступление совершил герой?  (осквернение хлеба). ­К каким последствиям привёл этот поступок? ­Найдите описание метели. (Слайд) ­Как вы считаете, резкое изменение погоды связано с тем, что Филька обидел коня? ­Из каких строчек это понятно? Имеет ли значение, что конь живёт у Панкрата? 7) выразительное чтение по ролям эпизода об истории с солдатом. ­Чего испугался Филька, услышав бабкин рассказ? Догадалась ли бабка, что  Филька чувствует себя виноватым? ­Как понимать выражение  «охлаждение сердца»? (Злой человек, бесчувственный,  жестокий) ­В какой авторской сказке доброе сердце мальчика стало жестоким?                   (Сказка Г.Х. Андерсена    «Снежная королева».)  ­Кто помог Каю стать добрым? ­Проведите параллель между персонажами эпизодов (Филька ­ злой мужик; старый  солдат­раненый конь). Вывод: Как когда­то мужик совершил зло, так и Филька   совершает зло,  оступается и сходит с дороги добра. ­Мог ли Филька умереть от «охлаждения сердца»?  В каком случае? (рассуждение  детей) 4. Итог урока. ­Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал? ­Сможет ли исправить свою страшную ошибку, или же его родная земля  превратится в пустыню, и мальчик умрёт от охлаждения сердца, то есть от  бессердечия? ­Какие строчки подсказывают, что Филька переживает за содеянное. ­ Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? Почему?  Рефлексия в конце урока (оценивание смайликами) 5. Домашнее задание. ­ Так ли всё произойдет, вы узнаете дома, дочитав сказку К.Г. Паустовского        «Тёплый хлеб» до конца.    1 вариант ­ найти в произведении всё реальное (героев, события, поступки), 2  вариант – найти всё сказочное (герои, события, поступки и т.д.) ­Благодарю всех за сотрудничество и работу на уроке. Первая группа Работа над  образом главного героя. Дайте характеристику Фильке.  Что вы узнали о жизни Фильки  из первой части произведения?  Кто такой Филька?  С кем он живёт?  Предположи, где могут быть его родители?  Почему у Фильки такое обидное прозвище? Заслужил ли он его?  Какой Филька по характеру? Вторая группа Работа над образом  Панкрата. Что вы узнали о Панкрате из первой части произведения? Кто такой Панкрат?  Как он выглядит внешне?  Где он живёт? Чём занимается? Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные  черты?  Найдите эти черты.  На какого сказочного героя похож Панкрат? Третья группа Работа над образом  коня. Что вы узнали о коне из первой части?  Почему конь остался в деревне? Где он живёт? Чем занимается?  Кто о нём заботится?  Как жители деревни относятся к раненому коню?  Почему все считают своим долгом покормить его?   Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017