Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс
Оценка 5

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
07.11.2019
Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс
Тема: «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого и произведением «Детство». Задачи: Обучающие: -уметь пересказывать текст; - уметь рассказывать о жизни и творчестве Л.Н.Толстого; - уметь выразительно читать; - уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросам; -знать содержание произведения «Детство»; -знать Развивающие: -развивать устную речь обучающихся,память,мышление -развивать мыслительные операции: анализ и синтез, обобщение, Воспитательные: -воспитывать дисциплинированность; -воспитывать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.
конспект по лч 2.docx
Класс:4В Тема: «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» Тип урока: изучение нового материала  Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого и произведением «Детство». Задачи: Обучающие: ­уметь пересказывать текст; ­ уметь рассказывать о жизни и творчестве Л.Н.Толстого; ­ уметь выразительно читать; ­ уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросам; ­знать содержание произведения «Детство»; ­знать  Развивающие: ­развивать устную речь обучающихся,память,мышление ­развивать мыслительные операции: анализ и синтез, обобщение,  Воспитательные: ­воспитывать дисциплинированность; ­воспитывать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям. Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечани я  Ход урока ­Приветствует учителя Проверяют свою готовность к уроку 1Орг. Момент 2.Постановка  целей и задач  урока Здравствуйте, ребята. Урок чтения  проведу у вас я.  ­ Проверьте готовность к уроку: учебник, дневник, тетрадь,  пенал.  ­ Сегодня мы с вами совершим путешествие в увлекательный мир литературы, и наш урок я хотела бы начать со слов:  «Каждый день нужно встречать с чистой душой, с добрым  сердцем». Вот и сейчас я хочу, чтобы вы прислушались к  голосу своего сердца.  ­ Конечно, оценить себя, быть честным с самим собой очень  нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок, на  котором мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и  доказывать свою точку зрения.  Слушают стихотворение  и одновременно следят за  чтением  ­Послушайте стихотворение и назовите мне тему  стихотворения: Как хочется вернуться в детство,  Где уйма неотложных дел,  Где я – принцесса в королевстве,  И, кажется, обычный мел  В моих руках – почти бесценный,  Я рисовала им мечты –  Красивый дом и сад отменный,  Где ароматные цветы  Повсюду… Я, в них утопая,  Купалась в счастье мимолетном…  Спасибо, мама, дорогая, За мое детство золотое! ­ Тема стихотворения : детство Открывают учебники на странице 112­113. Рассматривают  изображения ­ Да, это Толстой Лев Николаевич ­ Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Детство. ­ Узнаем больше о жизни и творчестве Л.Н.Толстого,  познакомимся с произведением «Детство» Обучающиеся следят за рассказом о жизни Толстого по  тексту на слайде.  3. Изучение  нового  материала ­ Хорошо. Мы будем размышлять о том, зачем человеку дано детство. Но я вам открою секрет, что о детстве думаем не  только мы с вами, но и многие великие русские писатели. ­ Откройте учебники на странице 112­113. Рассмотрите  изображения.  – Знаком ли вам человек, изображённый на с. 112 учебника?  ­ Правильно. Сформулируйте тему урока.  ­ Посмотрите на экран. Тема урока: Жизнь и творчество»  Л.Н. Толстого. «Детство». Сегодня будем читать отрывок из повести «Детство» ­ Какую цель поставим на урок? Что узнаем? ­ Верно.  ­ Сейчас я вам расскажу немного о жизни Толстого. Потом я  проверю насколько внимательно вы слушали эту  информацию и вы попытаетесь ее изложить. Поэтому будьте  внимательны.  1. Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины,  в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому  Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай,  Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала  детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой  очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий,  любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил  развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу).  Он  был поразительно способен к иностранным языкам,  занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими  науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. 2.В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для  крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения  крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни,  сказки, научно­популярные статьи и поместил их в одну  большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку,  арифметику (математику), произведения для чтения. Лев  Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве,  поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются  добротой и мы их с удовольствием читаем.  ­ Посмотрите на выставку. Какие из этих книг вы читали?  Что понравилось? Произведения Л. Н. Толстого для взрослых знают не только  у нас в стране, но и во многих зарубежных странах, они  переведены на разные языки. Со всего мира приезжали ко Льву Николаевичу писатели,  художники, музыканты. Приходили к нему за советом и  простые люди, чаще всего крестьяне. И всем Толстой  помогал, а ещё учил добру, состраданию. ­ Вы прослушали и прочитали небольшую биографию о  жизни  Толстого. Сейчас вам нужно будет поработать в  парах и составить рассказ о прочитанном. На листочках есть  начало предложений, ваша задача их дополнить правильным  ответом.  Проверка ­ Сейчас мы прочитаем воспоминания о Льве Николаевиче  его внука, Сергея Толстого на с.114. Непонятные слова представлены на экране.  Особняк – большой, богатый дом. Кухарка – женщина, которая готовит еду. Профессор – учёный в определённой области науки. Ученики при помощи составленного текста рассказывают  биографию Л.Н.Толстого Лев Николаевич Толстой родился … (в 1828 г. в Ясной  Поляне) Всю свою жизнь он посвятил … (литературе). Там он открыл … (школу для крестьянских детей). Он сам написал для них … (учебник). Лев Николаевич рано остался без … (родителей). Его интересы были самыми разносторонними. Он был  поразительно способен к … (иностранным языкам),  занимался … (историей, музыкой, рисованием,  юридическими науками, медициной, сельским хозяйством,  много и серьезно читал). Учащиеся читают статью «Лев Николаевич Толстой» (из  воспоминаний С. Толстого, внука писателя (с. 114) ­Сколько было лет мальчику, когда он первый раз увидел  Льва Николаевича? ­ Где произошла встреча? ­ Кем был дед Серёжи по материнской линии? ­ В каком доме он проживал? Прочитайте отрывок. ­ Почему Лев Николаевич не сразу отправился наверх к  Рачинскому? ­ Что особенно поразило мальчика в поведении деда  Л.Н.Толстого? Что взволновало? ­ Какие уроки преподал писатель своему внуку? – Почему они запомнились мальчику на всю жизнь? ­ Молодцы.  4.Физминутка Раз – подняться, потянуться. Два – согнутся, разогнутся. Три –в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Беседа по прочитанной  статье.  Отвечают на вопросы.  ­ 5 лет ­ в особняке, на кухне ­ директором сельскохозяйственной академии ­ Лев Николаевич беседовал с кухаркой Его уважение к бедным людям ­ Показал, что прислуги это такие же люди как и все  остальные.  Выполняют упражнения физминутки 5.Продолжение  работы по теме ­ Продолжаем работать. ­ Давайте вспомним, какие рассказы Л.Н.Толстого вы  знаете?  ­ Ваша задача соединить названия произведений с их  Соединяют названия произведений с отрывками отрывками.  “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой.  Была тихая погода, весь день народ был на палубе. Посреди  народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех…”  “На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые  попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…”  “Мальчик осмелился и сказал: “Костюшка. Я бедовый ,я  сразу все понял. Я страсть какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: “Ты погоди хвалиться, а поучись…”  “Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил  на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили  смотреть, собачонку взяли и бросили ко льву на  съедение….” “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой.  Была тихая погода, весь день народ был на палубе.  Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла  всех…” (“Прыжок”). “На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые  попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они  вздумали плавать наперегонки в открытом море…”  (“Акула”). “Мальчик осмелился и сказал: “Костюшка. Я бедовый ,я  сразу все понял. Я страсть какой ловкий! Учитель  остановил его и сказал: “Ты погоди хвалиться, а  поучись…” (“Филипок”). “Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили  смотреть, собачонку взяли и бросили ко льву на  съедение….”(“Лев и собачка”). ­ Толстой рассказывает в повести о своем детстве, своих  приятных воспоминаниях.  Проверка Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести  “Детство”. Как вы думаете, о чем оно? Почему Толстой  написал повесть «Детство»? Толстой будет рассказывать о себе, только в  художественной форме, в форме рассказа, повествование в  котором ведется от лица главного героя Николеньки  Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого.  Главная мысль повести Льва Толстого состоит в том, что  детство ­ это не только беззаботное времяпровождение, но и  время формирования характера человека. Детство всегда  будет в нас жить, несмотря на то, что мы становимся  другими. Автор учит нас сохранять не только добрые  воспоминания о детстве, но и чистоту, любовь и счастье,  которое мы тогда ощущали. Глава «Детство» из автобиографической трилогии  Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия – это три произведения одного автора, где второе  и третье являются продолжением первого. В тексте нам встретятся слова, попробуйте  объяснить их значение. Лелеять  Наслаждение  Добродетели  Умиление                     Работа с текстом повести “Детство”. Анализ текста. Какие события описывает автор в этой главе? Как вы думаете, что важнее в этом рассказе – описание  событий или описание переживаний мальчика? Чем делится с нами автор? Почему взрослому писателю так дороги эти детские  воспоминания? Каким взрослым станет Николенька? Лелеять – нежить, заботливо ухаживать за кем­, чем­ нибудь. Наслаждение – высшая степень удовольствия. Добродетели – положительное, нравственное качество,  высокая нравственность. Умиление – нежное чувство, возбуждаемое чем­нибудь  трогательным. Чтение нескольких абзацев из текста хорошо читающими  детьми. Продолжение чтения детьми по цепочке. Отвечают на вопросы 6.Подведение  итогов.  Рефлексия Молодцы! Работали хорошо, дружно.  Наш урок подошел к концу и подведем итог урока.  ­ Сегодня на уроке мы говорили о писателе, который прожил долгую удивительную жизнь. Назовите его. ­ Что удивило вас в его биографии, его творчестве?  ­ Кому захотелось почитать о дальнейшей жизни  Николеньки? Оценивают свою деятельность на уроке.  Отвечают на вопросы МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)                                                                                        Тема. «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» Конспект урока литературного чтения. Наименование образовательной организации: ФИО студента: Гималитдинова Д.Д. МБОУ «Школа №75» ФИО учителя: Коврякова Е. С. ФИО методиста: Бобылева Н.В. Допуск к проведению: ______________________________________ Класс: 4 Д Дата проведения: 15.10.19 подпись методиста / учителя «______» ____________________ 20___ г. Отметка: ____________________ Подпись методиста / учителя:____________________                                                                                                                                 Рязань, 2019

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс

Конспект урока литературного чтения «Жизнь и творчество» Л.Н. Толстого. «Детство» 4 класс