Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"
Оценка 4.6

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
15.02.2018
Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"
• Цель:раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»; • учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение); • воспитывать любовь к родной природе;
конспект урока литературы 5 класс Ф.Тютчев Зима недаром злится.docx
Тема урока:  Стихотворение Ф.И.Тютчева  «Зима недаром злится…»       Цель урока: Оборудование  урока: раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения;  продолжить  работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»; учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анализа  поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства  художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении,  определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение); воспитывать любовь к родной природе;  альбом П.И.Чайковского «Времена года»; Вивальди «Зима» презентация,  репродукции картин Тип урока Открытие нового  знания  Ход урока.  1. Организационный момент   2. Основная часть. 1. Установка на художественное восприятие произведения. Эксперимент  «Образы  природы в русской поэзии»  (Составление ассоциативного ряда, музыкальное оформление) Презентация ассоциации  Пейзажи , художник­ пейзажист  (В это время звучит тихо музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского)  2. Работа со статьёй учебника к разделу  «Русские поэты о Родине, родной природе и о  себе».  ­ Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению  ассоциаций. Запишем эти предложения в тетрадь В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы,  связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и  печали. Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и  деятельность человека, но частью его души…  Просмотры презентаций, найденных обучающимися. 3. Сообщение темы и цели  урока.­ Сегодня мы постараемся «разглядеть» образы весны,  зимы, созданные  Ф.И. Тютчевым  в стихотворении «Зима недаром злится…», Презентация «Биография Ф,И.Тютчева» 4. Прочтение  художественного произведения.  ­ Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое впечатление оставило?  (Доброе, радостное впечатление) ­ Какие картины вы представили? (Устное словесное рисование) ­ А вот перед вами репродукции картин известных художников. Какая из них  более соответствует стихотворению Ф.И.Тютчева? б)  Повторное чтение  или Прослушивание аудиозаписи Понравилось вам это стих.? Какие  чувства оно вызывает? На что похоже это стихотворение?  Прочитайте стихотворение самостоятельно( тихое чтение)  Какие образы рисует поэт? Почему эти слова написаны  в стихотвор  с  заглавной буквы? Поэт ­волшебник  совершил чудо и времена года превратил в людей,  поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. Они ведут себя как  люди. Перечитайте стих и  докажите это их действиями.  1гр Читает всё, что говорится о действиях Зимы. 2 гр. Всё, что говорится о действиях Весны. Что он таким образом делает? ( одушевляет,  делает их живыми) Как называется этот прием ? ( олицетворение) Динамическая пауза. Играем в снежки.  5. Анализ художественного текста. а) Экскурс в историю. Слово учителя.­ Зима – это время года, которое в представлении древних  славян, как и других народов, было одушевлённым. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку,  приезжает на пегой кобыле. Она дышит на всё встречное леденящим дыханием. Слуги Зимы – метели, вьюги,  позёмки тянутся по следу госпожи.  А когда Зима даёт им работу, крутятся над землёй снежные вихри, метут метели, бушуют бураны. Со временем Зима стареет, и к марту, накануне прихода Весны – Красной девицы,  Зима, по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно  скорее спровадить туда, откуда пришла,  в снеговые  хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела. б) Определение темы стихотворения. ­ Что такое тема художественного произведения?  (Тема – это предмет изображаемого в произведении)    ­ Как бы вы определили тему  стихотворения «Зима недаром злится…»? (Тема природы, смена времён года…) в)  Особенности лирического героя. ­ Вспомните, кто такой лирический герой? (Это образ того героя в лирическом  произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём) ­ Лирический герой и автор – это одно лицо? (Нет, хотя и отражает его личные  переживания, связанные с теми или событиями его жизни, с его отношением к природе и  т.д.) Передаёт ли стихотворение Тютчева чувства и эмоции лирического героя? ­  ­ Можем ли мы предположить, как относится автор к родной природе? (С любовью) ­  В чём это проявляется? г) Художественно­выразительные средства.­ Какие слова  наиболее ярко  передают  эмоции лирического героя? Запись в тетради, доске. Зима:                                                       Весна: злится                                                     стучится                                                                               ещё хлопочет                                         хохочет ворчит;                                                   умылася,       взбесилась ведьма злая,                        румяней стала       пустила, убегая;  ­  C какой целью поэт использует в стихотворении олицетворение?  Контраст  д) Лексические средства, используемые в стихотворении. ­ Какие слова  привлекли ваше  внимание или оказались вам непонятны? Нудит – от глагола нудеть, т е говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего­нибудь. больше, сильнее. какому пласту лексики относятся эти слова? (Устаревшие) Пуще –  ­ К  6.  Способ рифмовки. ­ Вспомните виды рифмовки. (Парная, перекрёстная, опоясывающая). ­ Определите способ рифмовки в данном стихотворении. (Перекрёстная) 7. Работа над выразительным чтением. ­ Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? ( Весна – это  образ праздничный, молодой, нежный, радостный). ­ С каким настроением будем читать стихотворение? ­ Какие чувства важно передать при чтении? (Любовь к родной природе) Выразительное чтение стихотворения. 8. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.  Интервью. ­ Что нового вы сегодня узнали на уроке? ­  Что было особенно интересно? Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть по желанию, научиться выразительно читать. 9.  Антонио Лучиано Вивальди – итальянский композитор, дирижер, педагог,  скрипач­виртуоз, автор 500 концертов для соло инструментов и оркестра, 90  опер ( 17 век) Приложение 1  Допишите предложения. Я прочитала стихотворение  … В этом стихотворении автор показал  …   Поэт сумел передать       …                               настроение. Это стихотворение вызывает во мне   …                                  чувство, потому  что    …                      Мне понравилось ( не понравилось) это стихотворение тем, что  …                     Я прочитала стихотворение  … В этом стихотворении автор показал  …   Поэт сумел передать       …                               настроение. Это стихотворение вызывает во мне   …                                  чувство, потому  что    …                      Мне понравилось ( не понравилось) это стихотворение тем, что  … Я прочитала стихотворение  … В этом стихотворении автор показал  …   Поэт сумел передать       …                               настроение. Это стихотворение вызывает во мне   …                                  чувство, потому  что    …                      Мне понравилось ( не понравилось) это стихотворение тем, что  …                                                                                                Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету осознавать его значение;  развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в  конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск  необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), , находить рациональные пути  решения. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем,  осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать  учиться работать в парах и группе. Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,  развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;, проверять задание и вносить  корректировку. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать  последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения  действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, используя термины, учиться оформлять свои мысли в  устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"

Конспект урока литературы 5 класс Тема .Ф.Тютчев "Стихотворение "Зима недаром злится"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018