Конспект урока литературы по теме: К.Г.Паустовский. Телеграмма
Оценка 4.8

Конспект урока литературы по теме: К.Г.Паустовский. Телеграмма

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
21.01.2018
Конспект урока литературы по теме: К.Г.Паустовский. Телеграмма
Целью урока являлись совершенствование знаний, умений, навыков учебной деятельности, формирование умения наблюдать за развитием сюжета, развитие речи через умение аргументировать свою точку зрения, умение рассуждать, воспитывать нравственные качества: любовь и внимание родным и близким, умение сопереживать. использованы различные методы и приемы, ведущим является словесный метод.
Конспект урока литературы в 6 классе . К.Г.Паустовский. Телеграмма.doc
Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма»  Цель: совершенствование знаний, умений, навыков учебной деятельности, формирование умения наблюдать за развитием сюжета, развитие  речи через умение аргументировать свою точку зрения, умение рассуждать, воспитывать нравственные качества: любовь и внимание родным и  близким, умение сопереживать. Методы, приемы Беседа Дополнительная информация Словесный Наглядность  Применение музыки Работа с текстом Наглядный Ход урока Этапы урока, деятельность учителя и учащихся 1. Орг. момент 2. Повторение изученного материала ­ С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились? (К.Г.Паустовского)  Где родился К.Г.Паустовский? (В Москве)  В какой   семье   он   рос?   (В   большой,   где   пели,   играли   на   рояле,   любили   театр)     Какие   учебные   заведения   закончил К.Г.Паустовский?   (гимназия, университет)   Что для Паустовского Мещера?   (его вторая родина)   Что он говорит об этом? (чтение абзаца с.194) Что особенно привлекает нас в произведениях К.Паустовского? (душевное внимание, доброта, любовь к родине) 3. Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя.  ­ Мы с вами прочитали много очень интересных произведений, которые пробуждают в нас красоту души человека, учат ценить жизнь. ­ К.Г.Паустовский всегда знал, для кого будет писать. Он писал для родных, для близких и   совсем незнакомых людей, а значит писал и для меня, и для вас ­ для нас всех. Его произведения заставляют нас видеть мир как­то по­другому. И сегодня я вас приглашаю вас в мир Паустовского. Он не будет, как обычно, залит солнцем и усажен цветами; мы увидим безотрадную картину осени, когда само время словно замедлило свое течение.   (вывешиваются  картины поздней осени) ­ Что происходит в природе с приходом осени?  (все вянет, желтеет)  4. Звучит музыка П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» На фоне музыки чтение начальных строк рассказа  (до слова «…стадо») ­ Каким настроением проникнут этот отрывок? Эта музыка? (осенним, грустным) Почему?  ­С приходом осени природа увядает, умирает.  Для чего автор начинает рассказ с осенней зарисовки?  (настраивает на  определенный лад) 5. Чтение 1 части до конца Анализ прочитанного. ­Какое чувство вызвало у вас описание жизни Катерины Петровны? Мы сказали, что с приходом осени природа увядает, а можем ли мы сказать о человеческом увядании? Почему? В описании природы говорится о маленьком подсолнечнике, который все доцветал и никак   не   мог   доцвести   и   осыпаться.   Так   же   долго,   незаметно   и   тихо   «доцветает»   жизнь   Катерина   Петровна.   Кто   виноват   в одиночестве Катерины Петровны? Найдите слова и выражения, которые подчеркивают ее одиночество. (…)  Работа по иллюстрации (с.196) ­Как это одиночество выражено в иллюстрации? Как выглядит Катерина Петровна?  (сгорбленная, маленькая) ­Что написала Катерина Петровна в письме дочери? (чтение письма в учебнике) Как вы думаете, писала ли раньше К.П. такие письма Насте? Какие слова говорят о материнской любви? (ненаглядная моя) Как бы вы откликнулись на такое письмо?  Когда в последний раз виделись мать и дочь?   (три года назад)   Кто отнесет письмо К.П. на почту? (Манюшка, дочь соседа)   Как относятся к К.П. окружающие?  (с уважением, заботятся о ней, оказывают посильную помощь)  ­ Как можно озаглавить эту часть?  («Мать») Словесный  Работа с текстом Беседа  6. Чтение 2 части Анализ прочитанного. ­  Где мы мысленно оказались?  (в большом шумном городе) Кем работала Настя?  (секретарем в Союзе художников) Где она получила письмо? (на службе) Как дочь отреагировала на письмо матери?  ( Чтение ответа: «Она спрятала письмо в сумочку, не читая, ­ решила прочесть после работы»)  Какие чувства вызывали у Насти письма матери?  Почему они были «безмолвным укором»?  Какие неотложные дела помешали Насте поехать к матери?  Когда Настя прочитала письмо? (когда вернулась домой) Решилась ли она поехать? Почему?   (чтение отрывка «она подумала о переполненных поездах»…до «положила письмо в ящик письменного стола»)  Здесь автор предостерегает нас, читателей, от беспамятства и нелюбви, когда мы в суете забываем о самом главном. ­ Что произошло на выставке?  ( Даша подала Насте телеграмму)   Как повела себя Настя?  (спокойно, даже не поняла о какой Кате идет речь )   (чтение отрывка)    Как отозвался в своей речи Першин о Насте?  (он назвал ее милой Анастасией Семеновной) Можно ли назвать «милую Анастасию Семеновну»  по­настоящему чутким, заботливым человеком?  ­  Почему Настя не открыла старому художнику правду?   (ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда ее хвалят, у нее умирает мать)  Почему Настя «скомкала телеграмму и нахмурилась»?  (неприятное известие, не во время, это нарушило ее планы)   Что произошло дальше? Ее слезы – это слезы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти письмо матери. ­ Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать?  (она поняла, что никто ее так не любит, как эта  дряхлая, брошенная всеми старушка) ­ Как можно озаглавить 2 часть?   («Опоздала») 7. Беседа. Уточнение названия рассказа.  ­ Ребята, мы с вами в суете жизни иногда забываем о главном. Задумаемся: достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам? Помним ли мы о том, что мама – самый близкий нам человек? Бережем ли ее? Так уж устроена жизнь, что только взрослея, человек начинает осознавать, какое это счастье, когда мама рядом. Мы взрослеем, а наши мамы стареют. Они не вечны и уходят от нас. Мы в неоплатном долгу перед матерью.  Родители наши – это наша опора. Известный поэт Валентин Берестов так написал об этом, послушайте: Любили тебя без особых причин За то, что ты ­ внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Толковый словарь  Применение пословиц  Останется тайной опорой твоей. ­ Вот эту­то опору и потеряла Настя. От чего? Почему так произошло?  (она выбрала работу, карьеру) Вам понравилась Настя? Почему?    (неприязнь к Насте родилась сама по себе, можно было этого не допускать) ­ Вернемся к рассказу. Почему он назван «Телеграмма»? Что такое телеграмма? (работа с толковым словарем) Когда обычно отправляют телеграмму?  Телеграммы отправляют в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. Вывод: сам рассказ и есть телеграмма, посланная нам, читателям. Чему учит нас этот рассказ? Она напоминает, как важно не забывать самых близких людей, быть внимательными к ним. Еще мы должны быть милосерднее, ответственнее за свои поступки. ­Между стихотворением В.Берестова  и рассказом К.Паустовского есть некая параллель, которая подводит к такому заключению: Пока у вас есть мамы – Приезжайте к ним без телеграммы! 8. Итог урока. ­ Дождалась ли К.П. приезда дочери? Сможет ли кто­нибудь снять с нее «непоправимую вину, невыносимую тяжесть»?   ­ Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» ­  говорит К.Паустовский. «За добро плати добром!» Чтение пословиц о матери. ­ Прочитайте внимательно пословицы и скажите,  какая пословица относится к 1 части, какая ­ ко 2 части? Почему? Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада. – Все мысли матери ­ о детях, все мысли детей – об играх. Ағайын алтау, ана біреу.  – Родни много, а мать – одна. 9. Оценивание. 10. Дом. задание. Написать небольшое сочинение «Моя мама». 11. Рефлексия. Сегодня на уроке….

Конспект урока литературы по теме: К.Г.Паустовский. Телеграмма

Конспект урока литературы по теме: К.Г.Паустовский. Телеграмма

Конспект урока литературы по теме: К.Г.Паустовский. Телеграмма

Конспект урока литературы по теме: К.Г.Паустовский. Телеграмма

Конспект урока литературы по теме: К.Г.Паустовский. Телеграмма

Конспект урока литературы по теме: К.Г.Паустовский. Телеграмма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018