Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Оценка 4.8

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.05.2017
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Урок литературы разработан по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Для проведения данного урока используется деятельностный подход обучения. На уроке обучающиеся формулируют сами тему, цель, задачи урока; проводят сравнительный анализ пословиц и поговорок; используются тестовые задания, презентация , задания в группах.Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
ПОСЛОВИЦЫ 6 КЛАСС.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское» Конспект урока  по русскому языку ( 6 класс) «Пословицы и поговорки русского народа» Подготовила:  Егорова Ольга Владимировна 2015 г Муницальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское» Конспект урока  литературы ( 6 класс) «Пословицы и поговорки русского народа» Подготовила:  Егорова Ольга Владимировна 2015 г Тема: «Пословицы и поговорки русского народа» Цели урока:  Обучающие:   Продолжить   знакомство   с   устным   народным   творчеством   –   «малыми»   жанрами фольклора.  Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.   Раскрыть   мудрость,   поучающий   смысл   и   совершенство   формы   пословиц   и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.  Способствовать формированию ценностей через национальные традиции. Развивающие:   Развивать   умение   критически   анализировать   информацию,   умение   рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;   Развивать навык самостоятельной и групповой работы. Воспитывающие:   Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.  Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного труда. Планируемый результат: Предметные:  знать пословицы и поговорки русского народа;  уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной  деятельности; (Л) Метапредметные:    уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; (Р)  уметь оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других;(К)  уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы,  используя полученные знания. (П) Ресурсы:   В.Я.Коровина . Литература. 6 класс  Доска  Рабочие тетради, ручки, карандаши Форма работы: фронтальная , индивидуальная, групповая Ход урока Этапы урока Деятельность учителя I. Мотивация к учебной  деятельности. ­   Друзья   мои!   Я   очень   рада   войти   в приветливый   ваш   класс.   И   для   меня   уже награда вниманье ваших умных глаз. Однажды человек захотел доказать мудрецу, что   тот   знает   не   всё.   Зажав   в   ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка   у   меня   в   руках:   мертвая   или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее   умертвлю,   скажет   мертвая   –   выпущу». Мудрец,   подумав,   ответил:   «Всё   в   твоих руках». Деятельность обучающихся 1. Встают из­за парт. ­Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным,   познавательным,   для   этого будьте внимательны   и доброжелательны друг к другу. активны,     II.Актуализация  знаний. ­   Начнём   работу.   Ребята,   а   что   такое фольклор? ­   Народная   мудрость, народное знание. ­   Проверим   ваши   знания,   полученные   в   5 классе, на конкретных примерах, попробуем определить,   к   какому   виду   малых   жанров фольклора   относятся   приведенные   тексты. (Слайд 2 ) Выходят   к   доске, зачитывают,   определяют малые жанры фольклора. 1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю. Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! 2 Спи, моя радость, усни!  В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, ­ Скороговорка. Рыбки уснули в пруду.  3 Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшкой, Собаки лают, А достать не могут.  4 Дожди, дождик, пуще лей! Чтобы было веселей! Дождик, дождик, лей, лей! На меня и на людей!  5 А у нас во дворе Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился.  6 Потягунчики, порастунчики! Роток – говорунюшка, Руки – хватунюшки, Ноги – ходунюшки.  7 На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной –  Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей! ­ Колыбельная песня. ­ Месяц, загадка. ­ Закличка. ­ Небылица. ­ Пестушка. ­ Отгадайте шарады: (Слайд 3) 1. Приставка из слова побежать,   ­ Считалка. корень из слова дословный,  суффикс из слова ученица,  окончание из слова рука. 2. Приставка из слова поехать;  корень из слова говорить;  суффикс из слова птичка; окончание из слова девочка. III.Формулирование темы  урока и постановка учебных задач. ­ Сформулируйте тему урока.   ­ Верно. Именно о них мы и будем говорить  (Слайд   4)Запишите, сегодня   на   уроке. пожалуйста,   тему   урока:   «Пословицы   и ­ Пословица. ­ Поговорка ­ Это пословицы и  поговорки. поговорки русского народа»  Эпиграф   урока:   «Поговорка   –   цветочек,   а пословица – ягодка» ( Слайд 5 ) ­ Какие цели перед собой поставим?               ( Слайд 6 ) ­ Повторить малые  жанры фольклора,  поговорить о сходстве и  различии пословиц и  поговорок, о их  мудрости и поучающем  смысле. IV.Открытие нового. ­   Ребята,   сегодня   на   уроке   мы   с   вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. ­ Скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете?  Отвечают на  поставленный вопрос. ­ А хотели бы узнать, когда они появились?  Сообщение ученицы. ­ Ребята, давайте с вами определим, есть ли сходство и различие между пословицами и поговорками. Внимание на доску (Слайд 7) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Гоняться за двумя зайцами. ­   Скажите,   в   каком   изречении   мысль закончена,   а   в   каком   нет?   Какое предложение можно заменить одним словом – синонимом, а какое нет? Выполняют задание.  Отвечают на вопросы.   Краткое   мудрое ­ изречение,   содержащее законченную мысль – это пословица.   Её   нельзя заменить   словом   – синонимом.    ­ Чёткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения   –   это поговорка.   Её   можно заменить синонимом. ­ Поговорка  Пословица                                        К раткость, меткость, мудрость     Поучительность,   содержит вывод Отношение  к  чему­либо, без вывода   Ритм, рифма Работа с учебником. А теперь давайте прочитаем определения в учебнике   на   стр.13   и   сравним   с   нашими выводами. Сравнительный анализ. Давайте   оформим   наши   знания   в   виде кластера, схемы. ­ Сходство. Отражение народной мудрости, краткость, рифмованность.   У   пословиц   это   целое ­   Разичие. предложение,   как   правило,   состоит   из   2­х частей. В первой части сообщается какя­то мысль, во второй части делается вывод. У поговорок  нет законченного  суждения: она лишь   его   часть.   В   поговорке   скорее выражено отношение человека к чему­либо, его чувства. Недаром   говорят:   «Поговорка   –   цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока). V. Физ.минутка. VI.Первичное закрепление Задания: Выполняют упражнения  1. «Шкатулка народной мудрости». Каждая пара   учащихся   получает   из   шкатулки мудрое   изречение,   ребята   должны посоветоваться друг с другом и объяснить: пословица у них или поговорка, указать её Другие   пары   ребят, тематику.   кому достались похожие изречения, соглашаются с ответом, либо опровергают.  Летом всякий кустик ночевать пустит  Посеешь ветер – пожнёшь бурю   Пришёл марток – надевай семеро порток  С лица воду не пить   Сам воробей, а поёт как соловей  ­ Пословица. ­ Пословица. ­ Пословица. ­Поговорка.   Ближняя   копеечка   дороже   дальнего ­ Поговорка. рубля  2.Поговорки замените синонимом. На попятный двор  Заткнуть за пояс  При царе Горохе  Хоть шаром покати  Легок на помине  У черта на куличиках  Яблоку негде упасть  Как снег на голову  Ни к селу ни к городу Работа в группах. ­ Пословица. ­ Отказаться. ­ Победить. ­ Давно. ­ Ничего нет. ­ Появился быстро.  ­Далеко. ­ Тесно. ­ Внезапно. ­ Невпопад. Давайте поработаем с текстами пословиц и   поговорок.   Для   того   чтобы   охватить больше   народной   мудрости,   мы разделимся   на   3   группы:   строители, конструкторы,   художники.   Каждая   из групп выполняет свою учебную задачу. В конверте   найдите   карточку   с   заданием, внимательно   его   прочтите.   Если   что­то непонятно,   воспользуйтесь   услугой консультанта.   Обсудите   задание   и способы   его   выполнения   в   группе. Каждая из групп  выполняет свою учебную  задачу. Работаем командой – «Один ум хорошо, а два лучше».   Тестовое задание. ­   А   теперь   проверим,   как   вы   усвоили сегодняшний материал. Выдаю каждому тестовое   Распределите пословицы и поговорки по своим местам, указав   в   контрольном   листе   только цифры. (Слайд 8) задание.   Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. Выполняют задание. Комар носа не подточит. Больше дела ­ меньше слов. Муравей не велик, а горы копает. Всему своё время.       Не боги горшки обжигают.  ­   Испытали   ли   вы,   ребята,   какие­нибудь трудности при выполнении задания? ­  С чем они связаны?  Дают самооценку своей  деятельности. VII.Рефлексия учебной  деятельности. ­  Итак,   был  ли  сегодняшний   урок  для  вас интересным? Отвечают на вопросы  учителя. По схеме рассказывают,  что узнали, знают,  смогли. Делают самооценку. ­ С какими малыми жанрами фольклора мы сегодня знакомились? ­ Что между ними общего? ­ Как мы будем их отличать друг от друга? ­   Чему учат нас пословицы и  поговорки? Помогают ли они нам в жизни? ­ Что нового вы для себя узнали?  Интересные факты: ­Из полусотни драматических произведений Островского   с   десяток   пьес   названы пословицами. (Слайд 9 ) VIII.Домашнее задание.   стр. 13­18, вопрос 1­4.

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )

Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017