Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.05.2017
Урок литературы разработан по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Для проведения данного урока используется деятельностный подход обучения. На уроке обучающиеся формулируют сами тему, цель, задачи урока; проводят сравнительный анализ пословиц и поговорок; используются тестовые задания, презентация , задания в группах.Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
ПОСЛОВИЦЫ 6 КЛАСС.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское»
Конспект урока
по русскому языку
( 6 класс)
«Пословицы и
поговорки русского
народа»
Подготовила:
Егорова Ольга Владимировна
2015 г Муницальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское»
Конспект урока
литературы
( 6 класс)
«Пословицы и
поговорки русского
народа»
Подготовила:
Егорова Ольга Владимировна 2015 г
Тема: «Пословицы и поговорки русского народа»
Цели урока:
Обучающие:
Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами
фольклора.
Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.
Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и
поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.
Развивающие:
Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать,
высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;
Развивать навык самостоятельной и групповой работы.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов,
самокритичность, самодостаточность.
Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного
труда.
Планируемый результат:
Предметные:
знать пословицы и поговорки русского народа;
уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности; (Л)
Метапредметные:
уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; (Р)
уметь оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других;(К)
уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы,
используя полученные знания. (П) Ресурсы:
В.Я.Коровина . Литература. 6 класс
Доска
Рабочие тетради, ручки, карандаши
Форма работы: фронтальная , индивидуальная, групповая
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
I. Мотивация к учебной
деятельности.
Друзья мои! Я очень рада войти в
приветливый ваш класс. И для меня уже
награда вниманье ваших умных глаз.
Однажды человек захотел доказать мудрецу,
что тот знает не всё. Зажав в ладонях
бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или
живая?» А сам думает: «Скажет живая – я
ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих
руках».
Деятельность
обучающихся
1. Встают изза парт.
Ребята, сегодня в наших руках сделать урок
интересным, познавательным, для этого
будьте
внимательны и
доброжелательны друг к другу.
активны,
II.Актуализация знаний.
Начнём работу. Ребята, а что такое
фольклор?
Народная мудрость,
народное знание.
Проверим ваши знания, полученные в 5
классе, на конкретных примерах, попробуем
определить, к какому виду малых жанров
фольклора относятся приведенные тексты.
(Слайд 2 )
Выходят к доске,
зачитывают, определяют
малые жанры фольклора.
1) Попугай говорит попугаю,
попугай, я тебя попугаю.
Отвечает ему попугай:
попугай, попугай, попугай!!!
2 Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Скороговорка. Рыбки уснули в пруду.
3 Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут.
4 Дожди, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей!
5 А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
6 Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.
7 На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Колыбельная песня.
Месяц, загадка.
Закличка.
Небылица.
Пестушка.
Отгадайте шарады: (Слайд 3)
1. Приставка из слова побежать,
Считалка.
корень из слова дословный,
суффикс из слова ученица,
окончание из слова рука.
2. Приставка из слова поехать;
корень из слова говорить;
суффикс из слова птичка;
окончание из слова девочка.
III.Формулирование темы
урока и постановка учебных
задач.
Сформулируйте тему урока.
Верно. Именно о них мы и будем говорить
(Слайд 4)Запишите,
сегодня на уроке.
пожалуйста, тему урока: «Пословицы и
Пословица.
Поговорка
Это пословицы и
поговорки. поговорки русского народа»
Эпиграф урока: «Поговорка – цветочек, а
пословица – ягодка» ( Слайд 5 )
Какие цели перед собой поставим?
( Слайд 6 )
Повторить малые
жанры фольклора,
поговорить о сходстве и
различии пословиц и
поговорок, о их
мудрости и поучающем
смысле.
IV.Открытие нового.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами
подробно познакомимся с жанрами пословиц
и поговорок.
Скажите, какие пословицы и поговорки вы
знаете?
Отвечают на
поставленный вопрос.
А хотели бы узнать, когда они появились?
Сообщение ученицы.
Ребята, давайте с вами определим, есть ли
сходство и различие между пословицами и
поговорками. Внимание на доску (Слайд 7)
За двумя зайцами погонишься – ни одного
не поймаешь.
Гоняться за двумя зайцами.
Скажите, в каком изречении мысль
закончена,
а в каком нет? Какое
предложение можно заменить одним словом
– синонимом, а какое нет?
Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
Краткое мудрое
изречение,
содержащее
законченную мысль – это
пословица. Её нельзя
заменить словом –
синонимом.
Чёткое, яркое народное
выражение,
часть
суждения без вывода, без
заключения –
это
поговорка. Её можно
заменить синонимом.
Поговорка
Пословица
К
раткость,
меткость,
мудрость
Поучительность,
содержит
вывод
Отношение к чемулибо,
без вывода
Ритм, рифма
Работа с учебником.
А теперь давайте прочитаем определения в
учебнике на стр.13 и сравним с нашими
выводами.
Сравнительный анализ.
Давайте оформим наши знания в виде
кластера, схемы.
Сходство. Отражение народной мудрости,
краткость, рифмованность.
У пословиц это целое
Разичие.
предложение, как правило, состоит из 2х
частей. В первой части сообщается какято
мысль, во второй части делается вывод. У
поговорок нет законченного суждения: она
лишь его часть. В поговорке скорее
выражено отношение человека к чемулибо,
его чувства.
Недаром говорят: «Поговорка – цветочек,
пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу
урока).
V. Физ.минутка.
VI.Первичное закрепление
Задания:
Выполняют упражнения
1. «Шкатулка народной мудрости». Каждая
пара учащихся получает из шкатулки
мудрое изречение,
ребята должны
посоветоваться друг с другом и объяснить:
пословица у них или поговорка, указать её Другие пары ребят,
тематику.
кому
достались похожие изречения, соглашаются
с ответом, либо опровергают.
Летом всякий кустик ночевать пустит
Посеешь ветер – пожнёшь бурю
Пришёл марток – надевай семеро порток
С лица воду не пить
Сам воробей, а поёт как соловей
Пословица.
Пословица.
Пословица.
Поговорка.
Ближняя копеечка дороже дальнего
Поговорка.
рубля
2.Поговорки замените синонимом.
На попятный двор
Заткнуть за пояс
При царе Горохе
Хоть шаром покати
Легок на помине
У черта на куличиках
Яблоку негде упасть
Как снег на голову
Ни к селу ни к городу
Работа в группах.
Пословица.
Отказаться.
Победить.
Давно.
Ничего нет.
Появился быстро.
Далеко.
Тесно.
Внезапно.
Невпопад.
Давайте поработаем с текстами пословиц
и поговорок. Для того чтобы охватить
больше народной мудрости,
мы
разделимся на 3 группы: строители,
конструкторы, художники. Каждая из
групп выполняет свою учебную задачу. В
конверте найдите карточку с заданием,
внимательно его прочтите. Если чтото
непонятно,
воспользуйтесь услугой
консультанта.
Обсудите задание и
способы его выполнения в группе.
Каждая из групп
выполняет свою учебную
задачу. Работаем командой – «Один ум хорошо,
а два лучше».
Тестовое задание.
А теперь проверим, как вы усвоили
сегодняшний материал. Выдаю каждому
тестовое
Распределите
пословицы и поговорки по своим местам,
указав в контрольном листе только
цифры. (Слайд 8)
задание.
Клади картошку в окрошку, а любовь в
дело.
Выполняют задание.
Комар носа не подточит.
Больше дела меньше слов.
Муравей не велик, а горы копает.
Всему своё время.
Не боги горшки обжигают.
Испытали ли вы, ребята, какиенибудь
трудности при выполнении задания?
С чем они связаны?
Дают самооценку своей
деятельности.
VII.Рефлексия учебной
деятельности.
Итак, был ли сегодняшний урок для вас
интересным?
Отвечают на вопросы
учителя.
По схеме рассказывают,
что узнали, знают,
смогли.
Делают самооценку.
С какими малыми жанрами фольклора мы
сегодня знакомились?
Что между ними общего?
Как мы будем их отличать друг от друга?
Чему учат нас пословицы и поговорки?
Помогают ли они нам в жизни?
Что нового вы для себя узнали?
Интересные факты:
Из полусотни драматических произведений
Островского с десяток пьес названы
пословицами. (Слайд 9 ) VIII.Домашнее задание.
стр. 1318, вопрос 14.
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Конспект урока литературы "Пословицы и поговорки русского народа" ( 6 класс )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.