Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Оценка 4.6

Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
doc
русская литература
8 кл
16.11.2018
Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
открытый урок по капитанской дочке. калачева.doc
Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Цели урока: Образовательные: проанализировать образ Маши Мироновой, понять, почему роман  назван её именем;  Развивающие: развивать навыки выборочной работы с художественным текстом; развивать  навыки выразительного чтения наизусть и по ролям;  Воспитательные: воспитание понятий скромности, чести, целомудрия и возвышенной  любви; прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей  страны; формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению). Задачи урока: способствовать развитию навыков интерпретации; анализа художественного текста. Тип урока: комбинированный. Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация. Ход урока Роман о чуде, совершаемом любовью.  (Т. Алпатова)   I. Вступительное слово учителя. Тема любви — одна из любимейших тем пушкинского творчества. У А.С. Пушкина  создано много произведений, посвященных этой теме. Большинство стихотворений были  положены в основу музыкальных произведений. Послушайте одно из них: романс на стихи  А.С. Пушкина, музыка – Глинка, «Я помню чудное мгновение».  Это чувство для поэта всегда было священным. Оно всегда связывалось с такими  понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблён, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Подробнее  вы можете узнать об этом  в книгах Агнии Кузнецовой «А душу твою люблю…», «Моя Мадонна». Даже безответная  любовь была полна для поэта очарования и светлой печали. Состояние влюблённости было  для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может.  В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: это и адресаты его любовной лирики, и героини произведений — Татьяна Ларина, Маша  Троекурова, Лиза Муромская, Земфира и т.д. Список тех, кто может продолжить этот ряд, бесконечен. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний  женский образ в творчестве Пушкина. ­ С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой – дочерью погибшего  русского офицера.  II. Работа по теме урока. Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела? (ответы учащихся) Какой предстаёт перед нами Маша в главе «Крепость»? Найдите описание её внешности.  (ответы учащихся)  ­ Скромная, застенчивая, боязливая, робкая, не отличающаяся броской красивой внешностью.  Василиса Егоровна даже называет её трусихой. Кроме того, сказано, что Маша —  бесприданница.  ­ Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их  красота в другом. (рисунок образа Маши Мироновой, подготовила ученица 8 класса  Сёмина Наталья) Сразу ли возникает у Петруши Гринёва чувство любви к Маше? Проследите по роману, как возникает и развивается это чувство. (ответы учащихся) ­ Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но значит ли это,  что она бесхарактерная? (ответы учащихся)  Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать  кульминационным?  Объяснение после получения письма отца Гринёва, в котором он запрещает сыну жениться.  (Подготовленные заранее учащиеся читают по ролям диалог Маши и Гринёва в главе  «Любовь».)  Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О  ком в этот момент она заботится?  (Ответы учащихся.) ­ У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и  скажите, перекликается ли оно с этой сценой из романа?  (Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Я вас любил..».) Какие строчки диалога созвучны стихотворению? (ответы учащихся) ­ Значит, и Маша Миронова свято хранит честь, готова отказаться от личного счастья ради  сохранения чести. И речь идёт не только о девичьей чести, но и о человеческой. Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова, в  котором можно увидеть, что входит в объём понятия “честь”?  1) Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие  принципы. 2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3) Целомудрие, непорочность. 4) Почёт, уважение. Какой можно сделать ВЫВОД? (ответы учащихся) А как же повел себя Пугачёв в отношении П. Гринёва и М.Мироновой? (ответы  учащихся) Почему же роман назван не «Гринёв» — по имени главного героя, не «Пугачёв» — по  имени предводителя народного восстания, а по имени Маши — «Капитанская дочка»?  ­ Видимо потому, что именно главная героиня становится центром лирического сюжета  романа. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и  обожания всех, кто встретится с нею. Из­за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин.  Из­за неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из­за Маши Пугачёв  проявляет царскую милость. Именно Маша потом вызволит Гринёва из тюрьмы. «Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена  эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой­  «Капитанская дочка», ­ писал исследователь пушкинского творчества Георгий  Пантелеймонович  Макогоненко. Маша Миронова – нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за  любимого, самоотверженность, внутренняя красота). Эпиграф ко всей повести («Береги честь смолоду»), который раскрывает основную идею,  прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет  не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность  слову, долгу, внутреннее благородство.  Обратимся к финальной сцене романа. Где происходит встреча Маши с императрицей?  Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке. (ответы  учащихся) Что просит Маша у государыни? ­ “Милости, а не правосудия”.  Почему именно “милости”, а не “правосудия”?(ответы учащихся) Почему Екатерина Вторая при помиловании произносит фразу: “Я в долгу перед дочерью  капитана Миронова”?  В каком долгу? (ответы учащихся) Подберите определения, характеризующие Машу Миронову. Какой мы её увидели в начале повести и в конце? (ответы учащихся) (Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при  неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы  противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с  царицей.) III. Подведение итогов урока. Профессор Т.Алпатова пишет, что «Капитанская дочка» — “это первый русский  реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто — быть не могло. Роман о чуде,  совершаемом любовью”. Да, всего этого на самом деле, скорее всего, не могло быть. Но  гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких  людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро. IV. Сообщение домашнего задания. 1. Письменный ответ на вопрос: Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина? 2. Вам представлен план романа, в котором даны названия глав и эпиграфы к ним.  Скажите, в каких главах романа появляется Маша Миронова? Почему к главам, в которых  появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?

Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018