Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока:
Образовательные: проанализировать образ Маши Мироновой, понять, почему роман
назван её именем;
Развивающие: развивать навыки выборочной работы с художественным текстом; развивать
навыки выразительного чтения наизусть и по ролям;
Воспитательные: воспитание понятий скромности, чести, целомудрия и возвышенной
любви; прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей
страны; формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать
проблемы, приходить к единому мнению).
Задачи урока: способствовать развитию навыков интерпретации; анализа художественного
текста.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация.
Ход урока
Роман о чуде, совершаемом любовью.
(Т. Алпатова)
I. Вступительное слово учителя.
Тема любви — одна из любимейших тем пушкинского творчества. У А.С. Пушкина
создано много произведений, посвященных этой теме. Большинство стихотворений были
положены в основу музыкальных произведений. Послушайте одно из них: романс на стихи
А.С. Пушкина, музыка – Глинка, «Я помню чудное мгновение».
Это чувство для поэта всегда было священным. Оно всегда связывалось с такими
понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблён, и всегда
это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Подробнее вы можете узнать об этом
в книгах Агнии Кузнецовой «А душу твою люблю…», «Моя Мадонна». Даже безответная
любовь была полна для поэта очарования и светлой печали. Состояние влюблённости было
для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: это и
адресаты его любовной лирики, и героини произведений — Татьяна Ларина, Маша
Троекурова, Лиза Муромская, Земфира и т.д. Список тех, кто может продолжить этот ряд, бесконечен. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний
женский образ в творчестве Пушкина.
С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой – дочерью погибшего
русского офицера.
II. Работа по теме урока.
Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас
произвела? (ответы учащихся)
Какой предстаёт перед нами Маша в главе «Крепость»? Найдите описание её внешности.
(ответы учащихся)
Скромная, застенчивая, боязливая, робкая, не отличающаяся броской красивой внешностью.
Василиса Егоровна даже называет её трусихой. Кроме того, сказано, что Маша —
бесприданница.
Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их
красота в другом. (рисунок образа Маши Мироновой, подготовила ученица 8 класса
Сёмина Наталья)
Сразу ли возникает у Петруши Гринёва чувство любви к Маше? Проследите по роману, как
возникает и развивается это чувство. (ответы учащихся)
Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но значит ли это,
что она бесхарактерная? (ответы учащихся)
Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать
кульминационным?
Объяснение после получения письма отца Гринёва, в котором он запрещает сыну жениться.
(Подготовленные заранее учащиеся читают по ролям диалог Маши и Гринёва в главе
«Любовь».)
Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О
ком в этот момент она заботится?
(Ответы учащихся.)
У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и
скажите, перекликается ли оно с этой сценой из романа?
(Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Я вас любил..».)
Какие строчки диалога созвучны стихотворению? (ответы учащихся)
Значит, и Маша Миронова свято хранит честь, готова отказаться от личного счастья ради
сохранения чести. И речь идёт не только о девичьей чести, но и о человеческой. Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова, в
котором можно увидеть, что входит в объём понятия “честь”?
1) Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие
принципы.
2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
3) Целомудрие, непорочность.
4) Почёт, уважение.
Какой можно сделать ВЫВОД? (ответы учащихся)
А как же повел себя Пугачёв в отношении П. Гринёва и М.Мироновой? (ответы
учащихся)
Почему же роман назван не «Гринёв» — по имени главного героя, не «Пугачёв» — по
имени предводителя народного восстания, а по имени Маши — «Капитанская дочка»?
Видимо потому, что именно главная героиня становится центром лирического сюжета
романа. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и
обожания всех, кто встретится с нею. Изза Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин.
Изза неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, изза Маши Пугачёв
проявляет царскую милость. Именно Маша потом вызволит Гринёва из тюрьмы.
«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена
эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой
«Капитанская дочка», писал исследователь пушкинского творчества Георгий
Пантелеймонович Макогоненко.
Маша Миронова – нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за
любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
Эпиграф ко всей повести («Береги честь смолоду»), который раскрывает основную идею,
прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет
не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность
слову, долгу, внутреннее благородство.
Обратимся к финальной сцене романа. Где происходит встреча Маши с императрицей?
Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке. (ответы
учащихся)
Что просит Маша у государыни?
“Милости, а не правосудия”.
Почему именно “милости”, а не “правосудия”?(ответы учащихся)
Почему Екатерина Вторая при помиловании произносит фразу: “Я в долгу перед дочерью
капитана Миронова”? В каком долгу? (ответы учащихся) Подберите определения, характеризующие Машу Миронову. Какой мы её увидели в начале
повести и в конце? (ответы учащихся)
(Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при
неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы
противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с
царицей.)
III. Подведение итогов урока.
Профессор Т.Алпатова пишет, что «Капитанская дочка» — “это первый русский
реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто — быть не могло. Роман о чуде,
совершаемом любовью”. Да, всего этого на самом деле, скорее всего, не могло быть. Но
гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких
людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро.
IV. Сообщение домашнего задания.
1. Письменный ответ на вопрос:
Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина?
2. Вам представлен план романа, в котором даны названия глав и эпиграфы к ним.
Скажите, в каких главах романа появляется Маша Миронова? Почему к главам, в которых
появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?
Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Конспект урока литературы с презентацией для учащихся 8 класса на тему "Тема любви в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.