Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""
Оценка 4.9

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
22.04.2017
Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""
В конспекте содержится описание жизни Бажова,природы Уральского края и его природных богатств. Проводится поисковая работа по отличию сказа от сказки,знакомство с жанром сказа.Особое внимание уделяется стилистики и лексики сказа "Медной горы Хозяйка",продолжается работа над анализом текста и выразительным чтением сказа.
конспект бажов.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосновская СОШ» Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка. Отличие сказа от сказки» Подготовила и провела: Мустаева Н.А. 2017 Цель: 1. Расширить знания о личности П.П. Бажова, дать понятие о                          жанре сказа, показать различия жанров сказки и сказа. 2.  Продолжение работы по формированию компетенций грамотного читателя. 3. Развивать навыки анализа текста. Задачи: • • развивать   речемыслительную   деятельность   учащихся   через характеристику героев, описания картин произведения воспитывать   любовь   к   книге,     чувства  отзывчивости,   достойного поведения в сложной ситуации. Оборудование и наглядные пособия: компьютер,   проектор,   книги   – П.П.Бажов,   учебники   В.Я.Коровина, В.П.Журавлева,   В.И,Коровин   ч.2 для учащихся 5 класса Тип урока: урок изучения нового материала Он в светлой памяти народа  Останется всегда живой. И будут жить веками  были В чудесном малахите строк, И не завянет на могиле Чудесный каменный цветок                         (Е. Хоринская) I.Оргмомент. II. Проверка домашнего задания Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина III. Изучение нового материала. Рассказ учителя о природных богатствах  Урала.  Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с  севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до  сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал.  Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а  Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и  самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом  здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен  на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного  феодального гнета из центральных областей России. Павел     Петрович Мечтали   крестьяне   о   лучшей   доле,   о   вольном   житье   за   каменном   поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший   гнет   владельцев   рудников,   «одарил»   Урал   крестьянина   ярмом тяжелого заводского труда на рудниках. Именно в такой семье родился и жил писатель Бажов.       «Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе,   входившем   в   Сысертский   горный   округ.   Отец   его   в   ту   пору   был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без   опытного   мастера   и   снова   принимали   его   в   цех.       Мать   писателя   была   искусной   кружевницей.      Дома   Бажов   слушал рассказы   отца   и   бабушки   о   былой   жизни,   о   труде   рабочих   и   искусстве уральских   камнерезов.   В   Сысерти   были   хорошие   рассказчики — знатоки прошлого   Алексей   Ефимович   Клюква   и   Иван   Петрович   Короб.  Но   самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий   Алексеевич   Хмелинин.      Василий   Алексеевич   Хмелинин рассказывал   ребятишкам   о   Гумешковском   руднике,  его   истории,  хозяевах, загадочных   происшествиях,   «тайной   силе»,   девке   Азовке,   бурой   кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои   рассказы   от     Павел   Петрович   вспоминал: сказок. «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто­нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку­ рябушку, да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются». В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная   новь»   были   опубликованы   первые   сказы   Бажова,   и   среди них — «Медной горы Хозяйка».   Успех   этих   сказов   побудил   Бажова   продолжить   работу.   С   этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном   труде   горняков   и   камнерезов.   Обратите   внимание,   какие прекрасные вещи изготавливали мастера каменного дела. III. Комментированное чтение сказа учителем.       Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали).       Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.   — Понравился   ли   вам   сказ?   Что   показалось   необычным?   Какие   герои вызвали ваше сочувствие? IV. Отличие сказа от сказки       Беседа       — Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?       В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней  некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные,  волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические  персонажи: Баба­яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи,  например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные  события. И все же сказ отличается от сказки.       Запишем в тетради определение сказа.       Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды,  повествование, ведущееся от лица рассказчика.       В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда­то  давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с  фантастическими событиями.       Прочитаем 11­й вопрос (с. 63 учебника), подумаем, почему в волшебных  сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой  где­то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».       — Какие предания лежат в основе сказов Бажова?       — Как вы представляете себе рассказчика?       Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием  относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что  сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими  морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он  рассказывает, то немного грустно улыбается. Обобщающая беседа ­ Почему сказ называется «Медной горы хозяйка»? ( Образ хозяйки – это  природа Урала, хранительница недр, горных богатств.  Она не только  покровительствует самым упорным, трудолюбивым, но «учит» людей бережно относиться к природным богатствам.)  ­ О чем заставляет задуматься читателя этот сказ? (Это сказ учит любить и  уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать  данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам  человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.)       Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка».  Выполнить (письменно) 9­е задание (с. 63 учебника). Подведение итогов. Выставление оценок. Использованная литература: 1.Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО,  2011. 2.Сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»  3. Учебник – хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""

Конспект урока литературы с презентацией "П.П.Бажов."Медной горы Хозяйка.Отличие сказа от сказки""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017