Конспект урока литературы в 5 классе.
Оценка 4.8

Конспект урока литературы в 5 классе.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
09.07.2018
Конспект урока литературы в 5 классе.
Данный материал представляет собой разработку открытого урока литературы в 5 классе . Название урока "Пусть торжествует в мире доброта". Урок построен по произведению Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством". В уроке использованы приемы технологии РКМЧП, приемы Арт технологий. Урок построен как урок-мастерская.
урок литературы в5кл.Пусть торжествует в мире доброта.doc
Предмет: Литература Тема: «Пусть торжествует в мире Доброта!»  ( по повести  Н.В. Гоголя  « Ночь перед Рождеством» ). Тип урока:  интегрированный урок урок  с использованием приемов технологий  деятельностного  обучения (ТРКМЧП), французских мастерских. арт­технологии) Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых  способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых  элементов. Воспитательная: формирование нравственно­эстетических представлений (доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное) Оформление:  проводится   в   школьном   кабинете   литературы.   Элементы   декораций   к повести.  На доске ­ название мероприятия. Иллюстрации к произведениям Гоголя, портрет писателя.  Подготовка:  Учащиеся   должны   прочитать   повесть   Гоголя   «Ночь   перед   Рождеством», подготовить     вопросы,   подобрать   пословицы   и   высказывания   о   добре,   выразительное чтение, инсценировки Музыкальное оформление: П.И.Чайковский « Времена года» (ноябрь, декабрь,) Фрагменты оперы Н.А. Римского – Корсакова « Ночь перед Рождеством» . . .Ι  Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного  произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать  выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления  словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас. I.Ι  Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа  литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное, развитие творческий способностей учащихся ( работа над развитием устной  речи учащихся, умением инсценировать эпизоды произведений русской  классики).творчески интерпретировать изученный материал. Ι II. Воспитательные:  воспитывать чуткое отношение к художественному слову;  гуманное отношение к человеку. Личностные УУД:  1. ценить   и   принимать   базовые   ценности:   «добро»,   «терпение»,   «мир», «справедливость», «милосердие», «честь» и «достоинство»; 2 давать оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России; Метапредметные результаты: – регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь  способность к целеполаганию; – познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для  дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно, умение инсценировать; – коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее  решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать  других, применение знаний в жизни. Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к  диалогу), метод самостоятельной работы с текстом. Приемы: монолог ,диалог, полилог, комментированное чтение, выразительное  чтение, построение кластера, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ,  синквейн,  работа по группам Средства обучения: компьютер, презентация, учебник, иллюстрации к  произведению, «рабочий стол» у каждого ученика. Литература: 1. Н.В.Гоголь « Вечера на хуторе близ Диканьки» « Ночь перед Рождеством» 2. Учебник «Литература 5 класс» в 2­х частях, издательство «Просвещение», 2015г,  рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы:  В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Ход урока: Структура содержания: оргмомент Введение. Стадия вызова : (актуализация субъектных знаний  учащихся) II. Осмысление (реализация замысла)         . Самоконструкция       1 Создание словаря по ассоциативному ряду        2 Блиц­опрос       3 Задания по группам       4 Инсценировка       5. Составление синквейнов       6. Социализация.  III. Рефлексия 1. Подведение итогов Ход урока.  Оргмомент: (звучит музыка Чайковского «Ноябрь», ребята занимают места за столами, гости  занимают места) Введение: Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего урока. Сегодня у нас не простой урок, а урок праздник. Праздник потому что прикосновение к прекрасному, светлому , доброму­ это праздник. Праздник потому что вы будете не просто учениками , а мастерами своего дела, творцами. А что же нам предстоит творить? Нам с вами  предстоит создавать не   материальные,   а   духовные   ценности.   Мы   будем     вспоминать,   размышлять,   читать, создавать новые продукты .Душа будет трудиться. Стадия вызова :   (актуализация субъектных знаний  учащихся) ( На экране пейзажи украинского  села..)Куда же мы с вами отправимся ? (на Украину) А кто приглашает нас  туда ? (Гоголь) Появляется портрет писателя. Учитель:  Вы правы, замечательный Николай Васильевич Гоголь, с чьим творчеством мы начали знакомство в этом году. Какое произведение мы уже прочитали? («Заколдованное место»)  И сегодня новая встреча с творчеством  писателя..    Учитель:  (На фоне  музыки Чайковского «Времена года»,«Декабрь») Скоро, скоро заметут метели, лягут снега и укроют землю. Скоро, скоро прилетит на крыльях снежных вьюг волшебный и любимый всеми праздник. Вы, конечно, знаете какой,(Новый Год) а следом  за ним, придет самая святая ночь на земле. (   Ночь перед Рождеством ).   Подумайте, пожалуйста ,   и ответьте, какие ассоциации вызывает у вас   это словосочетание. (2 мин.  запись + ответы ) (Праздник, веселье, игры, танцы, колядование)  Спасибо, вы правы, в эту ночь на  небе загорится  прекрасная звезда, возвещающая  о  Рождении  Христа . Но  непросто  звезде  загореться, Почему?  ( Всякие злые силы хотят помешать, зла понаделать   добрым людям.) Как вы думаете,  ребята, победят силы добра  злую нечисть? ( Вы прочитали повесть и  уже знаете ответ,  но вот легко ли  добру победить зло). Ответ на этот вопрос и будет главным на нашем  уроке. А ваши знания помогут  нам найти ответ, проста ли дорога Добра. «Пусть торжествует в мире Доброта!» запишите название нашего урока в своем рабочем  листе.. Давайте вместе подумаем, в чем нам следует  приложить свои умения .  (Проследить, как проявляет себя добро и  зло, кто в повести олицетворяет силы добра и  зла. Сделать вывод ,что же побеждает в  финале и почему.) А оценками будут служить  звездочки, которые будет дарить  вам Рождественская ночь. Осмысление(реализация замысла) Создание словаря по ассоциативному ряду: 1.Добро и Зло  как вы понимаете ребята  эти слова.  Поработайте в группе ,посоветуйтесь,  воспользуйтесь помощью , выберите из слов у вас на столах те, которые характеризуют по­  вашему   одно и другое понятие.  Давайте создадим  два кластера  в центре одного будет  слово Добро, а в центре другого слово Зло.( 2 мин на выполнение ) озвучивают, заполняют  на доске. Действительно, Добро и Зло ведут борьбу за души людей, за их сердца. Порою нелегко  устоять человеку  перед разными  соблазнами.  События повести развиваются   в местечке ,название которого мы угадаем     в блиц­туре «Поля   чудес».   Мы   букву     первую   возьмем   у   Доброты     и     к   ней   прибавим     букву   из Искусства , Культура букву третью нам подарит , и догадаться нам уже не сложно  И чтобы не заблудиться, мы с вами познакомимся с некоторыми особенностями языка,  которым написана повесть. Это украинские слова или архаизмы ( устаревшие слова).  Давайте попробуем разобраться, что они означают. В каждой группе есть свой   языковед.  Дадим им слово. 3.* Бандура – инструмент, род гитары. * Буряк – свекла. * Галушки – клецки * Гопак – танец * Кожух – тулуп  * Люлька – трубка * Парубок – парень * Пищик – дудка * Рушник – полотенце * Свитка – полукафтан * Хутор – небольшая деревушка * Черевики – башмаки. (Группы по очереди озвучивают слова, ребята заносят в  рабочий стол). Самоконструкция: Звучит музыка Римского­Корсакова  к опере «Ночь перед Рождеством») Выразительное чтение  начала повести. (учащийся) (звучит музыка Римского­Корсакова  к  опере «Ночь перед Рождеством»)  Кадры  фильма :«Ведьма» снимает с «неба» звездочки)  ( Из 2 группы выбегает черт, хватает месяц с неба  ,корчит смешные рожицы и убегает) Учитель:Да .. странные события происходят в Диканьке. Узнаете вы героев ребята? Давайте подберем им  характеристики. Посоветуйтесь, можно  воспользоваться помощью материалов на вашем столе. Пожалуйста, озвучьте,  что у вас  получилось (отвечают представители групп. ) Разгулялась «нечистая сила», натворит бед. Как пишет об этом Гоголь ?(текст) Неужели  удастся им праздник испортить?  Учитель :   а ведь трудно будет нам  в темноте путешествовать. Но помочь нам сможет  путеводная нить сюжета. Вспомним определение. Сюжет ­это  Лингвисты  ,вам слово. (отвечают представители групп) Сюжет –это  (сначала дают определение ребята, а  затем открывается на экране ) Восстановить сюжет  помогут подготовленные вами вопросы. (Работа представителей  групп)  1.Кто украл звезды и луну и зачем ? (Ведьма  и черт, чтобы удобнее было творить  недобрые дела.  2 .Кто попал в метель, поднятую чертом? (Козак Чуб и его кум) 3. Что произошло между Чубом и кузнецом Вакулой?  ( Вакула поколотил Чуба, не узнав его) 4.Кто старается поссорить Вакулу с Чубом? Почему? (Солоха, чтобы стать женой Чуба и  забрать его хозяйство.) 4.Кто пришел в гости к Солохе? Куда она прятала гостей?  (Чуб, дьячок, Голова, черт.  Прятала их в мешки) 5.Что такое колядование?  ( Праздничный обряд под Рождество: игры, хороводы, пение    величальных песен, сбор подарков) 6.Какое условие поставила Оксана Вакуле? (Достать черевички как у царицы) 7.У кого просит помощи Вакула? ( У Пацука)  8. Кто помогает осуществить задуманное?  Как он укротил помощника?( Черт, крестным  знаменем). 9.Куда летал Вакула? (В Столицу  к царице) 10.Какой слух разнесся по Диканьке утром  в Рождество? (о гибели Вакулы) 11.Кто жалел больше всего?( Оксана.) 12.Чем закончилась повесть ? (Козак Чуб отдает Оксану в жены Вакуле. Все мирятся) Правильную  вы ниточку связали, вот  и дорожка  чуть завиднелась… а там и .огонек   в  хате появился. кто  же в ней живет?  У А.С. Пушкина есть строки:                                                                                                          На девичник собираясь, Вот царица , наряжаясь Перед зеркалом своим  Перемолвилвилася с ним  « Я ль, скажи мне, всех милее,  всех румяней и белее?» Узнаем нашу героиню? Посмотрим ,что она делает. ( Оксана. Работа 3 группы: ) (инсценировка эпизода «Оксана перед зеркалом»).  Дадим характеристику этой героине.  Какой предстает она перед нами в  начале повести.    Подберите определения  черт ее характера.. И занесите их  таблицу. А кто это пришел к  ней  в гости?( сценка с кузнецом) И этот герой нам  знаком ,что о нем можно сказать? Уже знакомая вам работа, запишите  слова ,которые характеризуют кузнеца.  (Озвучим их)  Работа с текстом : Молодой кузнец Вакула влюблен в Оксану, но в начале повести она    не отвечает ему  взаимностью,  ей нужны доказательства ., она требует от Вакулы (цитата) 3.Вакула обращается за помощью.. Как звали героя гоголевской повести, в который  обладал хорошим аппетитом? ( Пацюк).Заглянем в его хату.(мини­сценка) Вакула ради любви готов даже с чертом связаться,  но ему не приходиться грешить (Цитата) Волшебным образом попадает Вакула в царский дворец  (цитата) А в Диканьке наступило Рождественское утро , все собираются в церковь на праздничную  службу, но  вдруг разносится слух..(мини­сценка о гибели Вакулы).   И мы узнаем о нем еще много хорошего. (цитаты)  А как  же ведет себя Оксана. (цитата)  Итак вот и близок конец работы. Посоветуйтесь, скажите ,почему  не получилось у злых  сил испортить людям праздник. ? (Верность и любовь Вакулы победили силы зла, а из   Оксаны   изгнать всё плохое, открыть в ней доброе).     Составим синквейн к образу Вакулы Социализация. (озвучивается результат) Рефлексия.:(учащиеся участвуют в обобщении полученных материалов, конструируют  дальнейшее изучение материала) Вернемся к теме  нашего урока. Дома вы  подобрали пословицы  и высказывания  о добре,  пожалуйста, озвучьте их.  Подумайте, посоветуйтесь, подведите итог нашей работы. К каким выводам мы пришли? Мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествует добро. Не случайно «Вечера..» получили высокую оценку в литературе и критике. Сам великий Пушкин  написал (слово представителям групп) ( 1. « Прочел.(« Вечера на хуторе близ Диканьки».)….Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувственность!»   2…)  Вот   и   завершается   наш   урок,   наша   встреча   с   прекрасным       произведением   искусства, которое  помогло нам сегодня  еще раз очень серьезно поговорить о великом назначении Добра. Мне хочется ,завершая нашу встречу, прочитать вам слова: Домашнее задание: Прочитать другие повести из сборника. Творческое задание: эссе  « Трудно ли быть добрым?» Литература: Волков С.  Гоголевская   вертикаль:   К  изучению   повестей   Гоголя   в   средних   классах школы // Литература: Прил.  « 1 сентября».­ 2008.­ №22.­ с. 4. Киченко А.  « Это что за невидаль: вечера на хуторе близ Диканьки?»// Литература: Прил. к «1 сентября».­ 2005.­ № 31.­ с. 8­9. Пимакова О. Смешное и страшное в «Вечерах…» Н.В.Гоголя // Литература в школе.­ 2000.­№3.­ с. 75­78. Соколовская Л.  Живописное слово Гоголя: Урок внеклассного чтения в 6­м классе // Литература: Прил. к « 1 сентября».­ 2003.­ №14 .­ с. 14­15. Приложение              В добре жить хорошо. Добро творить – себя веселить. Добро худо переможет. Добра, что клада, ищут, а худо под рукой. Добро не умрёт, а зло пропадёт. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрым делом не кори. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Доброго чти, а злого не жалей. Добрые дела и после смерти живут. Доброе дело два века живёт. Добра желаешь – добро и делай. Добро поощряй, а зло порицай. Доброе дело без награды не остаётся. Доброе семя – добрый и восход. Добрые слова дороже богатств.        Добрые чувства – соседи любви. Доброта без разума пуста. Делай другим добро – будешь сам без беды. Жизнь дана на добрые дела. Злой человек не проживет в добре век. Злой плачет от зависти, добрый от радости. Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт. Лихо помнится, а добро век не забудется. На добрый привет – добрый и ответ. Не будет добра, коли меж своими вражда. Не хвались серебром, а хвались добром.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.

Конспект урока литературы в 5 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018