Конспект урока "Любовь должна быть….! (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет»)" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Любовь должна быть….!» ( по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») Цели: -показать мастерство А.Куприна в изображении мира человеческих чувств; - проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию в повести; Оборудование: проектор, компьютер, доска, раздаточный материал Технология: технология сотрудничества (групповая работа учащихся), ИКТ. -Если любовь трагедия , разочарование, если она причиняет боль и страдания, может тогда не стоит любить? Не стоит в жизни добавлять еще одно разочарование ? ( ответы учащихся.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: «Любовь должна быть….!» ( по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») Цели: ­показать мастерство А.Куприна в изображении мира человеческих чувств; ­ проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию в повести; Оборудование: проектор, компьютер, доска, раздаточный материал Технология: технология сотрудничества (групповая работа учащихся), ИКТ. 1. Орг. Момент. 2. Проверка первичного восприятия. Учитель: ­ С каким настроением вы читали повесть? ­ О чем она? (о несчастной любви) Учитель: ­Если любовь трагедия , разочарование, если она причиняет боль и страдания, может тогда не  стоит любить? Не стоит в жизни добавлять еще одно разочарование ? ( ответы учащихся.  СЛАЙД 1. ­ Почему стоит? ­Давайте посмотрим на события, которые разворачиваются в повести с той точки зрения,  которую нам предлагает автор произведения. СЛАЙД 2. 3. Основной этап. – Как вы думаете, реальна ли эта история? ( В основе произведения лежит реальный факт –  история любви скромного чиновника к матери писателя Л.Любимова.)  ­ Готовясь к сегодняшнему уроку я нашла строки австрийского поэта первой половины 19 века  Николая Ленуа, которые очень созвучны с «Гранатовым браслетом»: СЛАЙД 3 . Молчать и гибнуть. . .Но милей Чем жизнь, волшебные оковы! Свой лучший сон в очах у ней Искать, не проронив ни слова! Как свет застенчивый лампадТрепещет перед лицом Мадонны И, умирая, ловит взгляд, Небесный взгляд её бездонный! ­«Молчать и гибнуть…»­ вот духовный обед влюбленного телеграфиста, но все­ таки он  нарушает его, напоминая о себе своей единственной Мадонне! Анализ текста произведения: ­ Открываем начало повести. ­ С чего начинается произведение ? ( с эпиграфа) ­ Что такое эпиграф ? ( Это музыкальная основа всего произведения). ­ Точнее, перед нами название только его части Lorgo Appasionata­ 2 часть. СЛАЙД 4. ­ Какую роль играет эпиграф? ( это своеобразный ключ произведения) ­ Как же нам использовать данный ключ? ­ Что хотел данным эпиграфом показать автор ? ( чтобы мы соотнесли строки повести и  музыкальное произведение ) Слушаем фрагмент Lorgo Appasionata. ­ Вполне вероятно, что лежащее перед нами произведение строится по музыкальным законам.  Как и любое музыкальное произведение любое литературное произведение содержит  чередование ритмов и темпов, силы звука и интонации, есть и сильное место, своего рода  аккорд, к которому и стягиваются мелодические темы, одна из них­ это тема нашего урока:  ЛЮБОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ТРАГЕДИЕЙ! СЛАЙД 5. Перед вами опорный конспект. Напишите свои ассоциации к слову «любовь» ­ Какие же мотивы вводят в повесть тему любви. Давайте посмотрим на героев с точки зрения  любви. ­ Анна любит своего мужа ? ( доказательства текстом, гл.2). Кн. Василий – Веру Николаевну?  Есть ли любовь в жизни героев повести? 1 мотив « Любви в жизни героев повести нет». (записываются в опорный конспект).  СЛАЙД 6. ­ В какую пору происходит действие в повести? ( осень). Напишите ассоциации со словом  «осень». Что у вас получилось ( обмен) ­ Найдите в тексте и прочитайте, где впервые мы видим княгиню Веру Николаевну. (« Она  теперь ходила по саду…….семена будущей жизни») ( глава 2) ­ Найдите эпитеты в прочитанном отрывке (цветы после роскошной любви, обильное  материнство, высокомерной красоты георгины,…)­ С кем из героев повести можно сравнить эти цветы? ( с Верой Николаевной) ­ О какой роскошной любви говорит автор, к кому? ( к мужу­ кн. Василию) Наверное, давно это было серьезное, пылкое, красивое чувство. Это чувство было роскошным,  но никак не возвышенным. Страсть, которая была между этими людьми прошла, осталось лишь  чувство верной дружбы. ­ Счастлива ли Вера Николаевна в браке? (нет) Чего или кого ей не хватает? ( мечтает о детях,  любит их, но детей нет и не будет) ­ Кому отдает Вера свою материнскую любовь? ( племянникам) ­А что для Анны главное в жизни? (флирт, азарт, сильные впечатления) Докажите словами  текста. ( глава 2) ­ К сожалению, то, что есть у Анны, ей не нужно, поэтому 2 мотив , который ярко выражен  ­это «Обладание не тем, что нужно». ­А. Куприн не только показывает нам это не примере героев, он дает нам почувствовать это в  трехмерном звучании: слов, запахов. Посмотрите, на что я обратила внимание при прочтении: Морская вода пахнет резедой, стручья левкоя­ капустой, ­Найдите, чем пахнет виноград, акация? Но самое непонятное произошло с вещью, которую подарила сестра Вере. Вас что­нибудь  насторожило в подарке Анны? ( он переделан из молитвенника) ­Все с ног на голову. Какое ощущение возникает от всего этого? (неловкости, несуразности,  непонятности). ­ Позиция автора прослеживается в устах какого героя? ( Генерала Аносова) ­ Что говорит генерал Аносов о любви? ( найдите и прочитайте в тексте) ­ Какаю основную мысль повести формулирует генерал Аносов? ( Любовь должна быть…) ­ Почему любовь Желткова становится предметом насмешек для гостей Веры Николаевны?  Докажите словами текста. ­ Как мы узнаем о любви чиновника к княгине? ( из карикатур, которые нарисовал в альбоме  князь Василий) ­Давайте посмотрим, как увидел эту сцену режиссер фильма. КАДР ИЗ ФИЛЬМА. ­ Да, действительно, а почему бы не посмеяться над комичным сюжетом, над любовью плебея.  Тем более, когда есть комически описанный сюжет, да еще и со счастливым концом­ смертью  телеграфиста. (глава 6 «Наконец он умирает….флакон от духов ­наполненный слезами).­ Всем весело, кроме генерала Аносова и Веры Николаевны. Почему она не переведет все в  шутку? (Смеются над чувствами к ней и она уже получила письмо) (Подготовленный ученик читает письмо Желткова к княгине) ­ Чем является данный браслет для Желткова? (Оберегом, связью с покойной матерью) ­ Вспомните еще раз, когда происходят события? (17.09.­ день Ангела Веры Николаевны) ­ Наверняка кто­ то из вас знает и свой день Ангела. Согласитесь, в этот день человек ждет  чуда, а это и будет следующим мотивом: 3 мотив «Чуда». ­ Докажите словами из текста, что это есть ожидание чего –то светлого, необычного.(стр.259 1  абзац) ­ Эффект неожиданности поддерживает и сестра Анна ( гл.3) ­ О чем она спрашивает Веру Николаевну ( о неожиданных, новых гостях, о редких угощениях). ­ Мотив «Чуда» тесно переплетается еще с одним мотивом – это «Религиозный» мотив. 17 сентября –это не только не только день именин нашей главной героини. Какой праздник  отмечается в этот день по церковному календарю? (Веры, Надежды, Любови и матери их  Софьи) ­Да, это праздник не только Веры, Надежды и Любви, это праздник веры, любви и надежды, и в  этих чувствах всегда есть вкрапления мукам, страданиям, переживаниям. Ведь любовь­ это  великий труд. ­ Куда повесили гранатовый браслет после смерти Желткова? (на икону) Почему именно туда? ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА. стр. 285 молитвенное преклонение Желткова перед княгиней читает учитель. ­ Что услышали в этом объяснении влюбленного телеграфиста? ( что он стал обращаться к Вере Николаевне на «ты») ­Почему на «ты»? ( знаете, это тот вопрос, на который я не смогла себе сама ответить,  возможно, потому что в тот момент, когда он писал это письмо произошло единение душ) Последний мотив, который я хотела бы обозначить – это мотив «Преображения». ­ С какой героиней он связан? Сравним два ее портрета. «Строга, проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно­  спокойна» ­ такой мы ее видим до произошедших событий. « Вера с глазами блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы,  глаза…» ­ а это финал повести.­ Можно назвать Веру Николаевну счастливой женщиной? Почему? ( настоящая любовь задела  ее своим крылом, прикоснулась у ней, укрыла ее и самое главное, изменила всю е жизнь) ­ Любовь действительно оказывается сильнее смерти, покоя, холода, она преображает Веру,  лишая ее покоя, она дает ей жизнь. Возможно, отношения кн. Василия продолжаться, но они  будут совершенно уже другими. 4. Рефлексия. ­ Вам ничего не хочется изменить в теме урока?( Любовь должна быть!) Почему?( работа с  опорным конспектом) СЛАЙД 7 . ­ Добавьте свои ассоциации к слову «любовь». Поменялось ли ваше восприятие этого чувства  после прочтения повести на уроке. ­Каждому из вас, да и мне тоже хочется, чтобы такое светлое искреннее чувство не омрачалось  такими красками, как это произошло у Веры Николаевны. Хочется в быстротечном потоке  времени остановится, оглянуться и внимательно всмотреться в тех, кто находится рядом с  нами, а прежде, всмотреться в самих себя. Очень важно быть в этом времени, очень важно не  оказаться вне жизни, т к эта жизнь не прощает нам невмешательства и подчас жестоко  наказывает за то, что мы пытаемся от этой жизни устраниться. 5. Домашнее работа. Подумайте ( письменно) над словами А.Куприна из письма к К.Ф. Батюшкову «Не в силе, не в  ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в  любви!» СЛАЙД 8.

Посмотрите также