В конспекте урока предложено поэтапное проведение урока математики в 3 классе по теме "Умножение числа 9, деление на 9". Рассматривается особенность составления таблицы умножения на 9 в форме стихотворных четверостиший,а также анализируется закономерность таблицы на 9. Выполняются задания для закрепления полученных знаний.
Урок математики в 3м классе по теме "Умножение числа 9, деление на 9"
с использованием ИКТ
Дергачева О.А. учитель начальных классов
Цели урока:
Составить таблицы умножения девяти и на девять, рассмотреть соответствующие случаи
деления.
Совершенствовать вычислительные навыки и умение работать с именованными числами
Развивать наблюдательность, логическое мышление и умение рассуждать.
Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование:
учебник «Математика. 3 класс I часть», Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др.
презентация .
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Нука посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
И внимательно глядят?
2.Сообщение целей и задач урока.
Прочитайте высказывание. Как его понимаете? Кому оно принадлежит? Кто это?
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Будем решать примеры, задачи,
работать с именованными числами.
Но не будем забывать, что без точного счета, не сдвинется с места любая работа!
3. Устный счет.
– Начнем наш урок с веселого счета (слайд 2): перед вами цифрогусеница. Как быстрее
посчитать сумму всех чисел, из которых она состоит?9 х 8 + 6 х 3 + 1 + 8 = 72 + 18 + 9 = 99
– Что можете сказать об этом числе? (Оно двузначное, записано с помощью одной и той же
цифры «9», в этом числе 9 десятков и 9 единиц, это наибольшее двузначное число)
– Какое число получится, если слева уберем одну девятку? (9)
– Какое число получится, если к 99 справа припишем одну девятку? (999)
4.Работа в тетрадях.
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа .
– Сегодня на чистописании запишем цифру 9 числами: 9 99 999, повторяя, таким образом, до
конца строки.
– Посмотрите на следующее задание.
Перед вами два столбика произведений. Рассмотрите их внимательно, подумайте, можно ли
составить равенства?
7 х 6 4 х 6
3 х 8 4 х 4
2 х 9 9 х 2
5 х 8 6 х 7
7 х 4 8 х 5
9 х 8 4 х 7
6 х 4 6 х 3
5 х 9
8 х 9
– На основании, какого свойства умножения вы составляли эти равенства? (От перестановки
множителей, произведение не меняется)
Это свойство нам сегодня пригодиться на уроке.
– Эти столбики непростые. В них зашифрована тема нашего урока. Чтобы её расшифровать,
надо найти значения произведений каждого столбика и с помощью ключа записать слова.
40, 72, 42, 28, 18, 24 28, 16, 72, 18, 40, 24, 45, 42
Л Ц Т И Б А Е М Я Н Ж У И О
42, 24, 18, 40, 28, 72, 24 24, 16, 18, 42, 40, 28, 18, 45, 72
Т А Б Л И Ц А У М Н О Ж Е Н И Я
– Что у вас получилось? (Таблица умножения)
– Какую цифру писали на чистописании?
5. Значит тема нашего урока
6. Работа над новой темой.
А вы знаете, ребята, что 9ка – это магическое число?
1) У «9ти» не будет пути, говорили в древности;
2) В сказках действия часто происходят в « тридевятом царстве».
: таблица умножения с числом 9. Может и таблица умножения с числом 9, тоже обладает « магическими» особенностями?
Проверим?
– Перед вами таблица умножения девяти:
9 х 2 =
9 х 3 =
9 х 4 =
9 х 5 =
9 х 6 =
9 х 7 =
9 х 8 =
9 х 9 =
Чтобы было проще нам считать,
Мы Пифагорову таблицу
В стихах решили написать.
Но для начала по порядку
Беремся умножать 9ку.
( дети читают стихи и делают записи в тетрадях)
Умножить 9 на 2 просто,
А чтоб не забывать ответ,
Запомни: твой « гражданский» возраст
Начнётся в 18 лет!
« Девятка на три», вслух считаем,
Здесь 27 решенье есть!
А на 4 умножаем –
Получим ровно 36!
Совсем не сложно научиться
На 5 девятку умножать!
Должно в итоге получиться
Произведенье 45!
А чтоб на 6 умножить 9,
Нам ничего не нужно делать!
Мы это с вами проходили,
В ответе 54!
А вот и умница Мальвина
Прилежно учит Буратино,
И говорит ему: « Смотри,
Девятью семь – 63!
Девятью восемь – вот задача,Давай, работай, голова!
Но нас не подвела удача,
Даем ответ – 72!
На 9 девять умножаем,
Ответ в таблице проверяем,
А равен судя по всему,
Он 81!
– Какое свойство умножения помогло нам найти значения этих произведений? (От
перестановки множителей, произведение не меняется)
– Какой новый случай появился? (9 х 9)
– Таким образом, из всей таблицы необходимо запомнить всего один случай,
т. к. все предыдущие были уже изучены ранее.
– Возможен ли здесь случай перестановки множителей? (Нет, т. к. множители одинаковые)
– При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления.
Составьте выражение на деление. Каким правилом воспользуемся? (Если произведение двух
чисел разделить на одно из них, то получится другое число – 81 : 9 = 9)
– Сколько случаев получится? Почему? (Одинаковые множители)
7. Физминутка.
– Что происходит с результатами во всей таблице?
(Каждое следующее число увеличивается на 9)
А теперь, рассмотрите внимательно результаты таблицы ещё раз. Как образуются десятки в
каждом ответе? ( Увеличиваются на 1) ( слайд…)
А как происходит образование единиц? ( уменьшаются на 1) ( слайд…)
Т. О. мы убедились, что 9 – это особенное число.
8. Работа с учебником. Закрепление.
– А теперь откроем учебники на стр. 60 № 210
Прочитайте задание. Что нужно сделать? Применим полученные знания.
( От каждого ряда выходят ученики)
9 * 8 = 9 * 6 = 9 * 7 =
.. : 9 = 8 …: 9 = 6 … :9 = 7
9 * 9 = 9 * 4 = 9 * 5 =
… : 9 = 9 …: 9 = 4 … : 9 = 5
Какие знания пригодились? Что знаете о делении и умножении?
Стр. 61 № 211
Что интересного в этом номере? Прочитайте.
( 1 ст – девочки, 2 ст – мальчики. К доске выходит мальчик и девочка)9 м7 дм – 5м 2 дм = 45 дм 8 дм 5 см – 4 дм 3 см = 42см
9 м 7 дм – 5 м 9 дм = 38 дм 8 дм 5 см – 4 дм 7 см = 38 см
Что нужно уметь? Что нужно знать?
Где и когда в жизни нам могут пригодиться эти знания? ( пошив одежды, стройка, выполнение
чертежей)
В строительстве домов это необходимо?
Задача.
В деревне построили 3 ряда новых домов по 9 в каждом. А в посёлке 9 рядов по 8 в
каждом. На сколько больше домов построили в поселке, чем в деревне?
О чем идёт речь в задаче? Где строили дома? Как строили? Что известно о деревне? Как
строили в поселке?
Рассмотрите схему.
Можно ли сразу ответить? Почему? Что неизвестно? Как найти? Что узнаем вторым
действием?
Зная теперь колво новых домов и в деревне и в поселке, можно сравнить и узнать разницу?
Запишите самостоятельно.
Какой ответ получился? Как находили?
Сформулируйте ответ. Для этого вернемся к вопросу.
Какая задача? Почему?
9. Итог урока.
Чему учились на уроке? Что нового узнали? Что было интересно?
10. Домашнее задание стр. 62 № 216
11. Рефлексия
Кто считает, что все понял и ему было легко на уроке, поднимите зелёный смайлик.
Кто считает, что не совсем еще владеет полученными знаниями, есть над чем поработать,
поднимите жёлтый.
Кто совсем ничего не понял и ему было очень трудно, покажите розовый.
Что необходимо делать, чтобы не было ошибок и всё получалось? ( трудиться)