Конспект урока математики по теме "Умножение числа 9, деление на 9" (3 класс).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В конспекте урока предложено поэтапное проведение урока математики в 3 классе по теме "Умножение числа 9, деление на 9". Рассматривается особенность составления таблицы умножения на 9 в форме стихотворных четверостиший,а также анализируется закономерность таблицы на 9. Выполняются задания для закрепления полученных знаний.
Иконка файла материала Моя математика 3 кл.docx
Урок математики в 3­м классе по теме "Умножение числа 9, деление на 9"  с использованием ИКТ Дергачева О.А. учитель начальных классов Цели урока:     Составить таблицы умножения девяти и на девять, рассмотреть соответствующие случаи  деления. Совершенствовать вычислительные навыки и умение работать с именованными числами Развивать наблюдательность, логическое мышление и умение рассуждать. Воспитывать аккуратность и трудолюбие. Оборудование:   учебник «Математика. 3 класс I часть», Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др. презентация . ХОД УРОКА 1. Орг. момент  ­ Ну­ка посмотри, дружок,   Ты готов начать урок?   Все ль на месте?   Все ль в порядке?   Книжки, ручки и тетрадки?   Все ли правильно сидят?   И внимательно глядят? 2.Сообщение целей и задач урока.       ­ Прочитайте высказывание. Как его понимаете? Кому оно принадлежит? Кто это?  ­ Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Будем решать примеры, задачи,  работать с именованными числами. ­ Но не будем забывать, что без точного счета, не сдвинется с места любая работа!  3. Устный счет. – Начнем наш урок с веселого счета (слайд 2): перед вами цифрогусеница. Как быстрее  посчитать сумму всех чисел, из которых она состоит?9 х 8 + 6 х 3 + 1 + 8 = 72 + 18 + 9 = 99 – Что можете сказать об этом числе? (Оно двузначное, записано с помощью одной и той же  цифры  «9», в этом числе 9 десятков и 9 единиц, это наибольшее двузначное число) – Какое число получится, если слева уберем одну девятку? (9) – Какое число получится, если к 99 справа припишем одну девятку? (999) 4.Работа в тетрадях. ­  Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа . – Сегодня на чистописании запишем цифру 9 числами:  9  99  999, повторяя, таким образом, до  конца строки. – Посмотрите на следующее задание. ­ Перед вами два столбика произведений. Рассмотрите их внимательно, подумайте, можно ли  составить равенства? 7 х 6                        4 х 6 3 х 8                        4 х 4 2 х 9                        9 х 2 5 х 8                        6 х 7 7 х 4                        8 х 5 9 х 8                        4 х 7 6 х 4                        6 х 3 5 х 9 8 х 9 – На основании,  какого свойства умножения вы составляли эти равенства? (От перестановки  множителей, произведение не меняется) Это свойство нам сегодня пригодиться на уроке. – Эти  столбики непростые. В них зашифрована тема нашего урока. Чтобы её расшифровать,  надо найти значения произведений каждого столбика и с помощью ключа записать слова. 40, 72, 42, 28, 18, 24                                  28, 16, 72, 18, 40, 24, 45, 42  Л   Ц    Т   И   Б   А                                    Е    М  Я    Н   Ж  У   И   О 42, 24, 18, 40, 28, 72, 24                            24, 16, 18, 42, 40, 28, 18, 45, 72 Т   А    Б   Л   И   Ц   А                              У   М   Н   О   Ж   Е   Н   И   Я – Что у вас получилось?  (Таблица умножения) – Какую цифру писали на чистописании?  5. Значит тема нашего урока   6. Работа над новой темой. ­ А вы знаете, ребята, что 9­ка – это магическое число?    1) У «9­ти» не будет пути, говорили в древности;    2) В сказках действия часто происходят в « тридевятом царстве».  : таблица умножения с числом 9.­ Может и таблица умножения с числом 9, тоже обладает « магическими» особенностями?  Проверим? – Перед вами таблица умножения девяти: 9 х 2 = 9 х 3 = 9 х 4 = 9 х 5 = 9 х 6 = 9 х 7 = 9 х 8 = 9 х 9 = ­ Чтобы было проще нам считать,    Мы Пифагорову таблицу   В стихах решили написать.   Но для начала по порядку   Беремся умножать 9­ку. ( дети читают стихи и делают записи в тетрадях) Умножить 9 на 2  просто, А чтоб не забывать ответ, Запомни: твой « гражданский» возраст Начнётся в 18 лет!                                                     « Девятка на три», вслух считаем,                                                   Здесь 27­ решенье есть!                                                    А на 4 умножаем –                                                    Получим ровно 36!     Совсем не сложно научиться   На 5 девятку умножать!   Должно в итоге получиться   Произведенье 45!                                                                     А чтоб на 6 умножить 9,                                                                    Нам ничего не нужно делать!                                                                    Мы это с вами проходили,                                                                   В ответе ­ 54!       А вот и умница Мальвина Прилежно учит Буратино, И говорит ему: « Смотри, Девятью семь – 63!                                                                      Девятью восемь – вот задача,Давай, работай, голова!                                                                   Но нас не подвела удача,                                                                   Даем ответ – 72!       На 9 девять умножаем, Ответ в таблице проверяем, А равен судя по всему, Он 81!                      – Какое свойство умножения помогло  нам найти значения этих произведений? (От  перестановки множителей, произведение не меняется) – Какой новый случай появился?  (9 х 9) – Таким образом, из всей таблицы необходимо запомнить всего один случай, т. к. все предыдущие были уже изучены ранее. – Возможен ли здесь случай перестановки множителей?  (Нет, т. к. множители одинаковые) – При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления.  Составьте выражение на деление.  Каким правилом воспользуемся? (Если произведение двух  чисел разделить на одно из них, то получится другое число –  81 : 9 = 9) – Сколько случаев получится? Почему?  (Одинаковые множители)  7. Физминутка.  – Что происходит с результатами во всей таблице? (Каждое следующее число увеличивается на 9) ­ А теперь, рассмотрите внимательно результаты таблицы ещё раз. Как образуются десятки в  каждом ответе? ( Увеличиваются на 1) ( слайд…) ­ А как происходит образование единиц? ( уменьшаются на 1) ( слайд…) ­ Т. О. мы убедились, что 9 – это особенное число. 8. Работа с учебником. Закрепление. – А теперь откроем учебники на стр. 60 № 210 ­ Прочитайте задание. Что нужно сделать? Применим полученные знания. ( От каждого ряда выходят ученики) 9 * 8 =                  9 * 6 =                       9 * 7 = .. : 9 = 8                …: 9 = 6                   … :9 =  7 9 * 9 =                   9 * 4 =                     9 * 5 = … : 9 = 9             …: 9 = 4                   … : 9 = 5 ­ Какие знания пригодились? Что знаете о делении и умножении? Стр. 61 № 211                 ­ Что интересного в этом номере? Прочитайте. ( 1 ст – девочки, 2 ст – мальчики. К доске выходит мальчик и девочка)9 м7 дм – 5м 2 дм = 45 дм                            8 дм 5 см – 4 дм 3 см = 42см 9 м 7 дм – 5 м 9 дм = 38 дм                          8 дм 5 см – 4 дм 7 см = 38 см  ­ Что нужно уметь? Что нужно знать? ­ Где  и когда в жизни нам могут пригодиться  эти знания? ( пошив одежды, стройка, выполнение чертежей) ­ В строительстве домов это необходимо? Задача.   В деревне построили 3 ряда новых домов по 9 в каждом. А в посёлке 9 рядов по 8 в  каждом.  На сколько больше домов построили в поселке, чем в деревне? ­ О чем идёт речь в задаче? Где строили дома? Как строили? Что известно о деревне? Как  строили в поселке? ­ Рассмотрите схему. ­ Можно ли сразу ответить? Почему? Что неизвестно? Как найти? Что узнаем вторым  действием? ­ Зная теперь кол­во  новых домов и в деревне и в поселке, можно сравнить и узнать разницу? ­ Запишите самостоятельно.  ­ Какой ответ получился? Как находили? ­ Сформулируйте ответ. Для этого вернемся к вопросу. ­ Какая задача? Почему? 9. Итог урока. ­ Чему учились на уроке?  Что нового узнали? Что было интересно? 10. Домашнее  задание  стр. 62 № 216 11. Рефлексия     ­ Кто считает, что все понял и ему было легко на уроке, поднимите  зелёный  смайлик. ­ Кто считает, что не совсем еще владеет полученными знаниями, есть над чем поработать,  поднимите жёлтый. ­ Кто совсем ничего не понял и ему было очень трудно, покажите розовый. ­ Что необходимо делать, чтобы не было ошибок и всё получалось? ( трудиться)