Педагогическая мастерская
«Использование возможностей ИКТ в УВП в начальной школе»
Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования на современном этапе. В своём послании президент РК Н.А.Назарбаев отметил, что в ходе модернизации системы образования нам важно осуществить следующие меры:
· во-первых, внедрять в процесс обучения современные методики и технологии.
· Во-вторых, образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации. Современная педагогика должна быть ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
И основной целью обучения в начальной школе является обучение каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Как осуществить данный процесс эффективно и безболезненно для младшего школьника?
Не нужно забывать , что XXI век — век высоких компьютерных технологий через которые происходит обмен информацией. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из таких технологий является ИКТ.
Я предлагаю вам составить ассоциативный ряд к понятию ИКТ.
А теперь обратимся к глоссарию. (слайд)
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).
ИКТ - под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [1].
ИКТ в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения. [3]
Таким образом, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить и применить на практике.
Ø Давайте подумаем , с какой целью мы используем в УВП информационно-коммуникационные технологии?
В большинстве случаев ИКТ используется на уроках как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
Действительно, учёными доказано, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Таким образом, ИКТ решает проблему наглядности при объяснении учебного материала. Но при этом ученик занимает пассивную позицию зрителя.
Следует помнить, что одна из наиболее важных задач, которая стоит перед учителем - создавать на уроках условия для формирования у учеников предметных компетенций; добиваться включенности каждого ученика в активную учебную деятельность. Поэтому задачей педагогов нашего МО стало изучить такие возможности ИКТ, которые позволят перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности для осознанного усвоения знаний. В целях реализации данной задачи педагоги нашего МО :
· организовали творческую группу « С компьютером на ТЫ!», целью которой стал анализ возможностей ИКТ в работе учителя начальных классов для более эффективного внедрения данной технологии в УП;
· разработали модель внедрения данной технологии в УВП, представленной на слайде;
· проводили мастер-классы и открытые уроки с использованием данной технологии;
· вели мониторинг качества знаний по предметам.
· разработали электронные ресурсы по предметам
В результате проделанной работы определили следующие модули ИКТ:
· демонстрационный(таблицы, схемы, кластеры , видеоролики, аудиозаписи, видеоряды, видеоуроки и др) позволяющий реализовать принцип наглядности.
· интерактивный (электронные тренажёры, тесты-тренажёры, электронные дидактические игры, выполненные в программе Power point c использованием средств анимации, макросов, триггеров, электронные учебники и др) направленый на отработку ЗУНов с дальнейшей коррекционной работой.
· контрольный ( тестовые оболочки, электронные тесты и др) является показателем усвоения учебного материала учащимися.
Внедрение ИКТ осуществлялось по следующим направлениям:
1. создание презентаций к урокам;
2. работа с ресурсами Интернет;
3. использование готовых обучающих программ;
4. разработка и использование авторских электронных пособий.
Изучив литературу, получив консультацию учителей информатики, педагоги МО УНК занялись разработкой авторских интерактивных электронных ресурсов, которые ….
Классификация данных ресурсов представлена в таблице.
вид |
Краткая характеристика |
Применение |
Презентация с анимацией |
Используются простейшие средства анимации для создания наглядного материала (вход, выход, пути перемещения) по щелчку. Выполняются строго в том порядке, в каком определена анимация |
Наглядное сопровождение |
Презентация с использованием макросов |
Макрос - это набор команд, которые можно применить, нажав всего лишь одну клавишу. С помощью макроса можно автоматизировать любое действие, которое выполняется в используемом приложении, и даже выполнять действия, о возможности выполнения которых вы даже не догадывались. |
При создании тестов-тренажёров, тренажёров, дидактических игр, тестовых оболочек |
Презентации с использованием триггеров |
Триггер это запись действия какому-либо объекту. Триггер - средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку, но в произвольном порядке. |
При создании тестов-тренажёров, тренажёров, дидактических игр |
Тестовые оболочки |
Особая программа, которая включает в себя варианты вопросов, ответов , автоматизированный подсчёт набранных баллов, выставление оценки выполнения |
Для осуществления контроля |
Таким образом внедрение ИКТ в УВП позволяет:
Во-первых, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивать наглядность, привлекать большое количество дидактического материала.
В-третьих, повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию).
В-четвёртых, расширить возможность самостоятельной деятельности; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивать доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Итак, мы убедились, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности учащихся. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.